Что такое «коррупция» и как с этим бороться?
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 55»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по вопросам антикоррупционного просвещения обучающихся
Классный час
Что такое «коррупция» и как с этим бороться?
(5-6 класс)
Набережные Челны, 2017
Сценарий классного часа
«ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ И КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?»
«Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться»
Аристотель
Цель мероприятия:
Повышение правовой грамотности учащихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного стандарта поведения, нетерпимого отношения к любому проявлению коррупции.
Задачи:
Воспитание правового сознания и повышение правовой культуры учащихся данной возрастной категории;
Стимулирование мотивации антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам поведения;
Формирование активной гражданской позиции;
Совершенствование навыка личностной оценки и осознания данного социального явления.
Оборудование: столы 4 шт, 18 стульев, 4 карточки с ситуациями, 5 карточек с названием сфер деятельности, магнитная доска, 10 магнитов, фломастеры, 2 макета деревьев из картона, плоды 10 шт., ноутбук, колонки, проектор, экран.
Формы работы: создание проблемной ситуации, мозговой штурм, групповая, парная и индивидуальная работа.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- осознание себя гражданином своей страны, принятие общезначимых ценностей современного российского общества и антикоррупционного стандарта поведения;
- осознание ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- осознание самостоятельности в своих действиях;
- понимание важности сотрудничества с взрослыми и сверстниками в ситуациях коррупционных действий, стремление научиться избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- осознанно строить логическое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами классного часа и полноправно участвовать в дискуссии при обсуждении проблемных ситуаций;
- аргументировать свою точку зрения и давать оценку действиям и событиям в предложенных ситуациях, уметь выслушивать мнение оппонентов и признавать возможность существования различных точек зрения по одному вопросу и право каждого иметь свою точку зрения;
- применять логические действия: анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи при построении рассуждений.
Ход классного часа:
(До начала мероприятия дети объединяются в четыре группы по 4-5 человек в каждой и рассаживаются за столы)
Фокусирование внимание.
Ведущий: Приветствовать всегда я рада вас!
Настал еженедельный классный час.
О чем же говорить сегодня будем?
Какую тему важную обсудим?
Подведение к теме классного часа
(Обучающимся демонстрируется мультфильм о коррупции. Приложение 1)
Ведущий: Итак, друзья, какая тема нашего классного часа?
(Предполагаемые ответы: коррупция, борьба с коррупцией)
Понятие «КОРРУПЦИЯ»
Ведущий: Ребята, а что такое коррупция? Как вы понимаете это слово? Какие ассоциации возникают у вас в голове, когда вы его слышите? Перед вами лежат кластеры. Давайте заполним их словами, которые приходят вам на ум при слове «коррупция».
(Звучит фоновая музыка)
Примерная схема-кластер
(Кластеры прикрепляются на доску)
Ведущий: Какие колючие, но правильные слова по отношению к коррупции. Мы с вами живем в очень сложное время: время экономических реформ и кризисов, время преобразований, где коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию нашей страны, способным поставить под угрозу любые преобразования.
Определение термина «коррупция»
Ведущий: Ребята, а давайте самостоятельно попытаемся дать определение термину «коррупция». (Дети высказывают свое мнение, ведущий фиксирует все, что говорят дети)
Ведущий: Ребята, давайте обратимся к Толковому словарю русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю., где дается такое определение термина: «Коррупция – это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами»
Ведущий: Если сказать своими словами: «Коррупция – это злоупотребление должностным положением с целью получения личной выгоды».
Ситуации «Это коррупция или нет?»
Ведущий: Я предлагаю вашему вниманию по одной ситуации на каждую группу. Внимательно прочитайте ситуацию и определите: коррупция это или нет?
Ситуация 1
Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объеме через банк платит часть штрафа непосредственно сотруднику ГБДДТ. Сотрудник ГБДДТ не требует, чтобы ему платили, но и от денег не отказывается.
Ситуация 2
Человек начав карьеру с нуля, быстрее других стал продвигаться по служебной лестнице, потому что является родственником или протеже министра или другого высокопоставленного чиновника.
Ситуация 3
Пациент в больнице делает подарки или денежное вознаграждение доктору за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Доктор этого не требует, но от подарков и от денег не отказывается.
Ситуация 4
Чиновник помогает предприятию или фирме получить выгодный кредит, заключить выгодный контракт или получить тендер. Руководство предприятия или фирмы выплачивает чиновнику определенный процент за содействие.
Звучит фонограмма фоном на обсуждение
(обсуждение в группах 1-2 минуты затем один представитель от группы зачитывает свою ситуацию и дает комментарии-рассуждения о коррупции)
Ключи к проблемным ситуациям:
Ситуация 1
Примерный ответ: Коррупция, так в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГБДДТ нанес вред государству, которое не дополучило полную сумму штрафа в казну
Ситуация 2
Примерный ответ: Согласно Уголовному Кодексу РФ это НЕ КОРРУПЦИЯ
Ситуация 3
Примерный ответ: Случай двоякий. С одной стороны, доктор принимает денежное вознаграждение/подарки за исполнение своих служебных обязанностей – это КОРРУПЦИЯ. Но, с другой стороны, пациент выражает благодарность доктору за внимание, а его действия не предполагают обмена, то это действие не коррупционное.
Ситуация 4
Примерный ответ: Коррупция, так как в результате злоупотребления служебным положением чиновник наносит вред государству, выразившийся либо в виде завышения суммы контракта, либо в виде искусственно заниженного процента по кредиту, либо в виде получения не самого качественного товара.
Сферы деятельности наиболее подвержены коррупции
Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь давайте подумаем, какие сферы деятельности наиболее подвержены коррупции? У вас на столах находятся карточки, обозначающие различные сферы деятельности. Составьте свой ТОП (5 карточек) коррупции!
(Звучит фоновая музыка; дети работают в группах, выбирая из предложенных карточек, пятерку сфер деятельности, наиболее подверженных коррупции)
Таможенная служба
Автоинспекция
Налоговая служба
Судебные органы
Медицинские организации
Правоохранительные органы
Кредитные организации
Сфера образования
Надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства
Поступление в ВУЗы
Военкоматы
Торговля
Служащие различных проверяющих ведомств
Сфера сервиса и обслуживания
Правительственный аппарат
Бизнес
Страховые агентства
Творческие мастерские
Производство
Финансовая сфера деятельности
Ведущий подводит итог работы в группах
Ведущий: Давайте определим: топ самых подверженных коррупции сфер деятельности человека
Примечание: каждая группа вывешивает на магнитную доску карточки со своими «топами коррупции», если эта карточка повторяется у других групп, то ее отделяют в отдельную группу, формируя банк сфер деятельности, наиболее подверженных коррупции.
Причины возникновения коррупции
Ведущий: Действительно, ребята, реалии жизни таковы, что иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравственность одерживает победу над духовностью Ребята, а как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы, пока в силу своего возраста, не задумывались над этими вопросами. Но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить. Не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии с нравственными критериями: добром и милосердием, по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому мы не должны прятаться от проблем, как будто их нет. Наоборот, мы должны быть готовы бороться с проблемами и побеждать в этой нелегкой борьбе.
Ведущий: А как вы считаете: каковы причины коррупции?
Примерные ответы детей:
Жадность
Аморальность чиновников и бизнесменов
Несовершенство законов
Низкий уровень правовой культуры и законопослушания
Низкая заработная плата государственных служащих
Желание легкой наживы
Частная сменяемость лиц на различных должностях
Нестабильность в стране
Привычка брать, что плохо лежит
Низкий уровень жизни
Слабая развитость государственных институтов
Безработица
Неразвитость институтов гражданского общества
Слова-перевертыши
Ведущий: К сожалению, коррупция в России занимает пока прочные позиции на всех уровнях власти, что нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, крылатых выражениях и фразах из известных кинофильмов. Ваша задача заключается в следующем: перевернуть слова-перевертыши, чтоб получить крылатое выражение или знаменитое высказывание.
Примечание: каждая группа получает по 2 «зашифрованные фразы»:
Владей одним долларом и не имей одного врага – НЕ ИМЕЙ 100 РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ 100 ДРУЗЕЙ.
Трудящийся имеет право стоять на свободе – ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ.
Нога ногу чешет – РУКА РУКУ МОЕТ.
Чужая мафия тебя не ценит – МОЯ ПОЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ.
С чемоданом или с волей завязывают – ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЙСЯ.
На тебя подарком не угодишь – С МЕНЯ ВЗЯТКИ ГЛАДКИ.
Разгребать холод своими руками – ЗАГРЕБАТЬ ЖАР ЧУЖИМИ РУКАМИ.
Подмажешь и поедешь – НЕ ПОДМАЖЕШЬ, НЕ ПОЕДЕШЬ.
Диспут «А кто виноват в коррупции?»
Ведущий: Ребята, исходя из всего вышесказанного, кто мне сможет ответить на вопрос: «Кто виноват в коррупции в России?»
Примечание: дети высказывают свою точку зрению по обозначенному вопросу. Задача ведущего подвести детей к тому, что в коррупции виноваты мы все: и те, кто берет взятки, пользуясь своим служебным положением и те, кто дает взятки, то есть мы с вами, и только от каждого из нас зависит, будет ли коррупция процветать или засохнет на корню.
Итоги диспута
Ведущий: Такие простые и понятные истины, и только от каждого из нас зависит, будем ли мы выполнять их. К счастью, не только взяточничество, хищение, мошенничество и коррупция правит на земле. Были и есть люди, способные совершать красивые добрые поступки, не требуя взамен ничего. На Руси существовала прекрасная традиция бескорыстной помощи соседу или соседям в уборке урожая, в строительстве дома, в уходе за детьми, людям, попавшим в беду. «Всем миром» собирался народ, чтобы возвести дом новоселам. Существует традиция желать «Бог в помощь» тем, кто трудится; нужно делать добро ТИХО и НЕЗАМЕТНО, не привлекая к этому излишнее внимание! Недаром говорят «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души!»
Рефлексия
Ведущий: Сегодня мы познакомились с новым для себя понятием «КОРРУПЦИЯ», и решили, как с ней бороться. Теперь выбор за вами, какую дорогу вы выберите! Ребята, на доске два дерева: одно молодое и здоровое, которое каждую весну цветет и дает богатый урожай осенью под названием «Закон», а другое черное, с червоточинкой, колючее, как само слово «Коррупция». Выходим по одному к доске, выбираем плод, на котором слова, от которых зависит: высохнет ваше дерево или даст хороший урожай.
(Звучит фоновая музыка)
(Дети выбирают плоды. Слова на плодах: зло, добро, доверие, взятка, подкуп, вымогательство, справедливость, правда, беспредел, порядок, зависть, ложь, честность, добропорядочность, корысть, бескорыстность, радушие.)
Ведущий: Итак, вот и подошло к концу наше мероприятие и, я надеюсь, вы сделали правильные выводы из сегодняшней беседы, что сделав правильный выбор, вы станете достойными гражданами РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, приложив все свои усилия для борьбы с коррупцией.
Обучающиеся исполняют песню О. Газманова «Новая заря», просматривая видеоклип на нее. (Приложение 2)
Литература:
Амиров К.Ф., Амирова Д.К. Антикоррупционное и правовое воспитание. - Казань: «Магариф-Вакып», 2011г.
Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. – М., 2001
Жидков А.В. Что ты знаешь о коррупции? – Самара. 2003
Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. – М.:ИЦ «Вентана-Граф», 2009
Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык1990
Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции. – Общественные науки и современность. – 2002. - № 6
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
Автор – составитель:
Мороз Оксана Алексеевна,
учитель английского языка,
высшей категории
педагогический стаж 19 лет
Злоупотребление служебным положением
Мошенничество
Взятка
Коррупция
Вымогательство
Обман
Подкуп