Мастер-класс для учителя начальных классов на тему Выпуск газеты «Олимпийский вестник»

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Тема «Выпуск газеты «Олимпийский вестник»
Задачи учителя:
1.Организовать деятельность участников мастерской по ознакомлению с символами зимних олимпийских игр, олимпийскими чемпионами, музыкальными композициями о спорте;
2.Прокомментировать практические рекомендации по написанию репортажа, интервью, акротекста, созданию фотоколлажа;
3.Показать приёмы работы с газетными статьями;
4.Пробудить у слушателей желание выразить свои читательские вкусы.
Формы и приёмы работы:
- приёмы работы с фотоколлажем, приёмы создания газетных рубрик; приёмы обработки материала;
- приёмы редактирования статей в группах;
- приём чтения статьи вслух и приёмы вёрстки газеты;
- форма организации работы в малых группах по 4 человека, группа образуется в результате случайного подбора.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, памятки о газетных жанрах на столах у каждой группы; стенд для « вёрстки» газеты, на котором заранее написано название газеты и рубрик; у каждой группы на столах стоят таблички с надписями (репортёры, корреспонденты, фотокорреспонденты, программисты)

Презентация педагогического опыта

Основой для развития познавательных навыков младших школьников служит грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность. Для успешной работы ученик должен владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы.
Для себя я выбрала следующие принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проектно-исследовательской деятельности ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Исследовательский подход предполагает включение ученика в поисковую, творческую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
5) Свободное творчество в выборе темы проектно-исследовательской деятельности, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
На основе этих принципов сложилась методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места исследовательской деятельности в образовательном процессе.
Характерная черта исследовательского подхода – это "Обучение через открытие". Для реализации этой идеи чаще всего применяю монопредметные, межпредметные и надпредметные учебные исследования. Монопредметное исследование – это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Межпредметное исследование направлено на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения этого вида исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета.
Проведение подобных учебных исследований способствует приобщению учеников к процессу выработки новых знаний; учит пользоваться учебной, справочной, литературой, практическими материалами, Интернетом; предоставляет возможность выступать публично, доносить до слушателей свою точку зрения, обосновывать её.

- Сегодня в мастер-классе вы познакомитесь с моделью способов практической деятельности младших школьников. Но для этого, уважаемые коллеги, попрошу вас выступить в роли моих учеников. Согласны? (Спасибо).
3. План проведения имитационной игры:
1. Организационный этап.
2. Постановка целей деятельности.
3. Организация работы по группам.
4. Сбор материала и написание статей в газету.
5. Моделирование и выпуск газеты «Олимпийский вестник».

Ход игры:
1. Организационный этап.
2. Постановка целей деятельности.
- Итак, приглашаю вас в свою творческую мастерскую. Давайте определим тему нашего общения.
Послушайте стихотворение и определите, о чем в нем идет речь?
В старину, в античном мире, Двадцать шесть веков назад,  Города не жили в мире, Шел войной на брата брат. И мудрейшие решили: Ссоры вечные страшны, Можно в смелости и силе Состязаться без войны! Пусть в Олимпию прибудет, Кто отважен и силен; Для сражений мирных будет Полем боя – стадион!

Верно. А поскольку сейчас в нашей стране происходит яркое и знаменательное событие – XXII зимние олимпийские игры, то я предлагаю поговорить о них.

Представьте, что мы находимся в редакции и работаем над выпуском новой газеты «Олимпийский вестник». Я пригласила в редакционную коллегию вас для того, чтобы вы раскрыли свои таланты в области журналистики. Для этого покажу вам приёмы и формы работы, которые должны использовать журналисты, чтобы написать газетную статью. Итогом нашей творческой работы будет выпуск газеты «Олимпийский вестник».

4. Моделирование.
Организация работы по группам. Сбор материала и написание статей в газету.

Для работы мы с вами условно разделились на 4 творческие группы: программисты, корреспонденты, репортеры, фотокорреспонденты. В помощь вам даны технологические карты, в которых указаны этапы работы.

Первая группа – фотокорреспонденты
«Олимпиада 2014»
Учебная задача – создать фотоколлаж, посвящённый зимним олимпийским играм в Сочи.

Ход работы:
Ознакомьтесь с информацией и иллюстрациями.
Выберите из предложенного материала символы зимних олимпийских игр в Сочи (девиз, флаг, эмблема, талисманы, клятва и т.д.)
Оформите фотоколлаж «Олимпиада 2014».
Расскажите о XXII зимних олимпийских играх в Сочи, пользуясь материалами фотоколлажа.


·ПАМЯТКА
Фотоколлаж - это произвольная комбинация нескольких различных по тематике или сходных изображений в рамках одной фотографии. Сложность коллажа и количество используемых фотоизображений зависит исключительно от профессиональных возможностей и фантазии коллажиста.


Вторая группа – репортеры
«Слава чемпиону!»
Репортеры готовят репортаж с места событий. Представьте, что вы побывали на церемонии награждения Олимпийского чемпиона и вам выпала редкая возможность поздравить его.
Учебная задача – составьте акротекст со словом «чемпион».
Перед вами на столе памятка и инструкции по написанию вашей статьи.
Ход работы:
Составьте акротекст со словом «чемпион», пользуясь опорными словами.
Назовите слова-признаки, которые характеризуют существительное «чемпион».

ПАМЯТКА
Термин «репортаж» происходит от французского «reportage» и означает « сообщать».
Репортаж – рассказ очевидца или участника события. Но поскольку событие уже произошло, то от репортера требуется определенное мастерство. Закон репортажа – «эффект присутствия».
Репортаж воссоздает картину происшествия, рассказывает о том, как оно происходило. В репортаже описывается обстановка, в которой происходило событие, с живыми деталями, разговорами, увиденным, услышанным автором на месте происшествия. Репортаж ведется от 1 лица, используются глаголы настоящего времени.

Акростих - это вид стихотворения, в котором первые буквы стихотворных строк образуют слово.
Акротекст отличается от акростиха тем, что у акростиха есть рифма, а у акротекста рифмы нет, он похож на небольшой рассказ.

Опорные слова: чемпион, человек, чудом удается, его, единственный, мужество, матч, может, медаль, победный, победы вкус, пьедестал, правильный план, игра, олимпийский, отличный финиш, оливковая ветвь, надежный, награда, отважная и честная борьба, сильный, решительный, быстрый, салют.

Третья группа – корреспонденты
«Интервью с чемпионом»

Представьте, что вы находитесь на олимпиаде в Сочи, где только что завершились спортивные соревнования. Перед вами коньки. Это коньки чемпиона. О чем они вам поведают? А кому принадлежат эти коньки, решите сами. Например: Евгению Плющенко, Татьяне Волосожар, Александру Овечкину, Ивану Скобреву и т.д.)

Учебная задача - составьте интервью, пользуясь вопросами и опорными словами.
Ход работы:
Познакомьтесь с памяткой «интервью».
Составьте ответы на вопросы, используя опорные слова,
Вопросы для интервью:
- Кто ваш хозяин?
- Каким видом спорта он занимается?
- Какими качествами обладает ваш знаменитый хозяин?
- Какое самое яркое событие в спортивной жизни вашего хозяина?
- Что бы вы пожелали ему?
Опорные слова: чемпион, победа, мужественный, сильный, решительный, выносливый, быстрый, ловкий
ПАМЯТКА
Интервью – это запись бесед со знающими и интересными людьми по важным вопросам жизни страны, города, школы, по вопросам науки, техники, искусства, спорта и т.д.
Успех интервью зависит от автора, от его умения вести беседу, расположить собеседника к непринужденному, задушевному разговору.
Чтобы беседа получилась содержательной, интересной, живой, увлекла читателя, корреспондент должен основательно подготовиться к ней. Вопросы должны быть интересными, четкими, конкретными, краткими.
Обычно в начале интервью сообщается тема разговора. Чаще всего интервью строится в форме диалога; корреспондент задаёт вопросы – собеседник отвечает на них.


Четвертая группа – программисты
«Будь спортсменом!»
Ваше место - у компьютера. Материалы для вашей работы представлены в электронном виде на рабочем столе ноутбука.
Прослушайте песню Клавдии Шульженко «Будь спортсменом». Задача группы - создать образ чемпиона зимних Олимпийских игр, подобрав слова-признаки, к услышанным в тексте песни существительным, которые называют спортсменов.

Учебная задача – создать образ чемпиона зимних Олимпийских игр, подобрав слова-признаки.

Ход работы:
Прослушайте песню Клавдии Шульженко «Будь спортсменом».
Найдите в тексте песни слова, которые называют спортсменов. Выпишите их.
Подберите к ним слова-признаки, которые характеризуют спортсменов.

Выпуск газеты «Олимпийский вестник».
Фотокорреспондент показывает фотоколлаж и рассказывает о символике XXII зимних олимпийских играх в Сочи.
Репортер знакомит с репортажем с места событий.
Корреспондент зачитывает статью с «интервью».
Программисты представляют свою работу.

Посмотрите, какую замечательную, красивую, интересную газету выпустила наша редакция. Вы прекрасно поработали в команде!
Молодцы!

5. Итоговая рефлексия. (Время 1-2 минуты).
Думаю, наша совместная работа не оставила вас равнодушными.
- Что полезного для себя вы узнали на нашем занятии?
- Какие виды работ вам показались сложными?
- Какие из предложенных видов работ вы можете использовать на своих уроках?
- Спасибо за познавательную активность!

Уважаемые коллеги! У вас на столах лежат олимпийские медали, прошу вас оценить наше занятие с их помощью. Поднимите вверх
Золотая медаль – мне очень понравилось занятие, получил полезную, познавательную информацию.
Серебряная медаль – занятие понравилось, получил интересную информацию.
Бронзовая медаль – хорошее занятие, но знания получил не в полном объеме.
Вы сегодня отлично поработали. И я считаю, что каждый из вас достоин медали. Позвольте мне их вам вручить.
Заголовок 2 Заголовок 415