Программа спецкурса по информатике для 5 класса «Компьютерная графика»
JАЗАJСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ
БІЛІМ Ж€НЕ BЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСРУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«ПАВЛОДАР JАЛАСЫНЫR
№34 ИННОВАЦИЯЛЫJ ^ЛГІДЕГІ
ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ»
МЕМЛЕКЕТТІКМЕКЕМЕСІ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 34 ИННОВАЦИОННОГО ТИПА
ГОРОДА ПАВЛОДАРА»
Программа спецкурса
по информатике для 5 класса
«Компьютерная графика»
Составитель:
учитель информатики - Матюшева А.А.
Павлодар Kаласы
2014 жыл
Пояснительная записка
Настоящая программа описывает курс, предназначенный для работы с детьми, желающими обучиться основами современной компьютерной графики, а также позволяет получить практические навыки работы в растровых и векторных редакторах. Основное внимание в курсе «Компьютерная графика» уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений, т.е. векторным и растровым программам. Курс «Компьютерная графика» отличает широта, востребованность его образовательных результатов. Знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные у школьников при его изучении, будут востребованы не только в выбранной ими последующей профессиональной деятельности, но и уже в школе. Учащиеся могут использовать эти умения для визуализации результатов собственных учебных проектов, исследовательской деятельности в физике, химии, биологии, экономике и других предметах, в докладах, мультимедийных презентациях, при создании Web-сайтов и т.д.
Это один из разделов информатики, интерес к которому у детей очень велик. Элективные курсы позволяют поддерживать интерес к предмету и развивать творческие способности учащихся. В программе курса рассмотрены наиболее распространённые графические редакторы: Paint.NET.; графический редактор, встроенный в Word; MS Publisher: Inkscape.
Программа рассчитана на детей 12-13 лет и 1 год реализации по 1 часу в неделю (всего 34 учебный часа). В рамках этого времени будет изучена работа с растровой и векторной графикой в графических редакторах: Paint.NET , MS Word, Inkscape,а такжесозданием шаблонов и готовой печатной продукции с помощью программыMS Publisher
Актуальность программы осуществляется тем, что учащиеся должны понимать значение информационных технологий в жизни общества, уметь выделять систему понятий, характерную для конкретной образовательной области, пользоваться ей, расширять её объём, уметь переносить полученные знания, способы и приёмы деятельности из одной образовательной области в другую.Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
· актуальность; · доступность; · наглядность; · целостность; · системность содержания вопросов и заданий; · практическая направленность;
Цели и задачи курса:
Основная цель программы – формирование навыков работы с графическими редакторами Paint.NET, Inkscape, графическим редактором, встроенным в MS Word, программой для создания печатной продукции MS Publisher.
Задачи программы:
дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
ознакомиться с понятиями векторной и растровой графики, теорией цвета;
рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.
умение решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой новым информационным подходом к анализу окружающей действительности;
развить интерес школьников к предмету “Информатика и информационные технологии”.
содействовать формированию у школьников образного и креативного мышления;
развить навыки анализа и самоанализа;
формирование умения планировать свою деятельность.
Формы и методы обучения
Формы проведения занятия:1. Семинарские занятия с элементами лекций. 2. Практические работы.3. Презентации.4. Демонстрация графических изображений.5. Проектная деятельность.
Основные способы (критерии) оценивания результативности учащихся:1. Психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся.2. Рейтинговые оценки.3. Выполнение заданий.4. Защита проектов.
Преподаватель с учетом своих возможностей и школы, образовательных запросов и интересов учащихся может корректировать предлагаемую программу, изменять количество учебных часов. Изучение данного курса возможно в городских и сельских школах.
Образовательные результаты:
Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать: особенности, достоинства и недостатки растровой графики; особенности, достоинства и недостатки векторной графики; методы описания цветов в компьютерной графике цветовые модели; способы получения цветовых оттенков на экране и способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата; методы сжатия графических данных; проблемы преобразования форматов графических файлов; назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных программ, а именно:
создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.); выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, вращение ,масштабирование, зеркальное отражение); формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях; закрашивать рисунки, используя различные виды заливок; работать с контурами объектов; создавать рисунки из кривых; создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объек-тов; получать объёмные изображения; применять различные графические эффекты (объём, тень, фигурная подрезка); создавать надписи, заголовки;
2) редактировать изображения в растровых редакторах, a именно: выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов; перемещать, дублировать, вращать выделенные области; редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления; сохранять выделенные области для последующего использования; выполнять тоновую и цветовую коррекцию изображений;
3) выполнять обмен файлами между графическими программами.
Межпредметные связи:
Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещеного на Web - странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
Тематическое планирование спецкурса по информатике "Компьютерная графика".
№
Тема
Кол часов.
Проектные работы, зачёт
1.
Техника безопасности при работе на компьютере. Аппаратная реализация компьютера. Графический интерфейс Windows 7
1
2.
Файлы и файловая структура.
1
3.
Основные файловые операции.
1
4.
Практическая работа №1."Создание графических файлов". Анализ расширения файла.
1
5.
Растровая и векторная графика. Достоинства и недостатки.
1
6.
Цветовые модели в компьютерной графике. Презентация.
1
7.
Графический редактор Paint.NET.NET. Основные инструменты, палитры цветов, графические примитивы. Практическая работа №2. "Геометрические тела".
1
8.
Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.NET.NET, ко-пирование, перемещение объекта.
1
9.
Метод конструктора – базовая технология работы с графикой.
1
10.
Практическая работа №3. "Схема проезда. План квартиры."
1
11.
Ввод текстового изображения. Интерактивное обучение в Paint.NET.NET.
1
12.
Групповая проектная работа №1. "Моделирование в растровом редакторе".
2
13.
Векторная графика в MS Word. WordArt – фигурный текст.
1
14.
Автофигуры, виды заливок, эффект объёма и тени. Практическая работа №4. "Фотовыставка".
1
15.
Проектная работа №2. "Моделирование паркета".
1
16.
Вставка растрового рисунка (Print Screen, рисунок из файла)
1
17.
Clip Art – библиотека клипов. Практическая работа №5 "Реклама турагентства".
1
18.
Групповая проектная работа №3. "Моделирование в векторном редакторе".
2
19.
MS Publisher, назначение и возможности программы.
1
20.
Практическая работа №6 "Создание буклета, Поздравительная открытка. Шаблоны".
1
21.
Проектная работа №4. "Моделирование календаря в среде MS Publisher".
1
22.
Введение в программу Inkscape.
1
23.
Основы работы с объектами. Графические примитивы.
1
24.
Закраска рисунков. Виды заливок.
1
25.
Методы упорядочивания и объединения объектов. Кривые Бизье. Практическая работа №7 "Логотип фирмы".
1
26.
Работа с текстом. Спецэффекты. Кисть Artistic Media
1
27.
Групповая проектная работа №5 "Моделирование в среде Inkscape".
1
28.
Введение в программу Picture Manager.
1
29.
Обработка фотографий
1
30.
Проектная работа №6. Фотогалерея «Мой класс, моя школа»
1
31.
Итоговая зачётная работа
1
32.
Обобщающий урок по курсу «Компьютерная графика»
1
Итого:
16
18
13ђЗаголовок 315