Сценарий классного часа Хоть восьми нам ещё нет, формируем мы бюджет или азбука денег тётушки Совы

МКОУ «СОШ ИМ.П.П. ГРИЦАЯ СТ.СОЛДАТСКОЙ ПРОХЛАДНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Классный час для 1 «А»класса

или Азбука денег тётушки Совы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Подготовила и провела
Кл/руководитель 1 «А» класса
Яковлева Н.И.

18.03.2016г



«Хоть восьми нам ещё нет, формируем мы бюджет»
Цель: Ввести детей в мир экономических отношений; познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Заложить основы планирования семейного бюджета. Закрепить известные детям математические понятия «больше –меньше», «слева –справа», «количественный счёт», «деление целого на части»;понимать отношения между целым числом и частью, частями целого, обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) .
Ход классного часа.
Картина с изображением семьи. (Видеосюжет о семье)
Учитель. Ребята, кого вы сейчас видели на картине? (на экране) Как этих людей можно назвать одним словом.
Дети. Семья.
Учитель. У каждого из вас тоже есть семья. Из скольких человек состоит ваша семья и кто в неё входит? (ответы людей)
Сегодня я вам предлагаю самим поиграть в семью. Для этого надо разделиться на две группы, потому что у нас будет семьи. Состав семей мы можем определить с помощью фотографий. Кто кем будет в вашей семье, вы решите сами.
Дети подходят к столу, на котором лежат фартуки для мам, галстуки для пап, бантики для малышей, платок для бабушки, очки для дедушки.
Учитель. У каждой семьи должен быть дом.
Выставляются картинки с изображением пяти разных домов: пятиэтажный, деревянный, одноэтажный, кирпичный девятиэтажный, деревянный двухэтажный, кирпичный пятиэтажный.
Учитель. Вы должны угадать, где ваш дом. Первая семья, ваш дом не деревянный и не пятиэтажный.
Вторая семья – ваш дом третий слева. (дети определяют свои дома) .
Теперь определим этаж, на котором живёт ваша семья.
Первая семья живёт ниже пятого, но выше третьего этажей.
Дети. На четвёртом этаже.
Учитель Вторая семья живёт между шестым и восьмым этажами.
Дети. На седьмом этаже.
Учитель. Номер квартиры первой семьи меньше, чем 9, но больше чем 7.
Дети. Номер восемь.
Учитель . Номер квартиры второй семьи на два больше, чем номер квартиры соседей.
Дети. Номер девять.
Семьи проходят за столы с цифрами соответствующими номерами их квартир (8-10). На столах стоят пустые корзинки, и лежит 4 кошелька. У мамы с папой – один кошелёк на двоих.
Учитель. Давайте посмотрим, что лежит на столе. (Ответы детей)
Что лежит в корзине?
Дети. Она пустая.
Учитель Что находится в кошельке?
Дети. Деньги.
Просмотр мультфильма Азбука денег тётушки Совы « Что такое деньги»
Учитель. Как деньги попали в кошелёк к маме и папе? оказались у бабушки? .
Дети. Они получили зарплату за свой труд.
Бабушка получила пенсию.
Учитель Как деньги оказались у бабушки? .
Дети. Бабушка получила пенсию.
Учитель А у студента откуда деньги?
Дети. Он получил стипендию
Учитель А почему же у малыша кошелёк пустой?
Дети. Потому что малыш ещё маленький и не может сам зарабатывать.
Учитель. Ребята, а как вы считаете, может ли малыш в чём-то другом быть полезен своей семье?
Дети. Он может помогать по дому.
Просмотр мультфильма Азбука денег тётушки Совы « Работа и зарплата»
Учитель. Давайте с вами ещё повторим: папа и мама работают и получают за это заработную плату.
Бабушка и дедушка уже не могут работать и получают пенсию. Студент учится в институте и получает стипендию за свою учёбу, потому что учёба –это труд. (На сектор малыша помещается пустая карточка, так как у него нет заработка)
А как можно одним словом назвать все деньги, которые поступают в семью? (Варианты ответов детей)
Все деньги, которые получают члены семьи, называются доходом семьи Просмотр мультфильма Азбука денег тётушки Совы « Семейный бюджет»
. Посмотрите на круг и скажите,
из скольких частей состоит доход ваших семей?
Дети. Из трех.
Учитель А сколько частей не приносят дохода?
Дети. Одна часть.
Учитель. А теперь выньте деньги из ваших кошельков и посчитайте общий доход вашей семьи. (дети выполняют задание)
А как вы считали – деньги из всех кошельков или каждый из своего? (Ответы детей). Почему? (Дети объясняют, как они считали и почему делали именно так) .
Как вы считаете, какая семья поступила более верно? (Ответы детей) .
Если люди живут вместе и называются одной семьёй, они должны пользоваться кошельком.
Учитель предлагает детям сложить все деньги в одну корзину, если сами это не предложат.
Учитель Как мы можем назвать деньги, которые лежат в корзине?
Дети. Доход семьи.
Учитель. А ещё эти деньги принято называть бюджетом семьи. Так из чего же состоит бюджет вашей семьи?
Дети. Из зарплат мамы и папы, пенсии бабушки и стипендии студента.
Учитель. Представьте такую ситуацию: к вам приехала жить тётя. Увеличится или уменьшится бюджет семьи?
Дети. Увеличится, т. к. тётя будет отдавать свою зарплату.
Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что такое семейный бюджет и из чего он состоит. Ребята, а для чего нам всем эти деньги? (Ответы детей0. Правильно, чтобы их тратить, а на что мы будем тратить? .
Дети дают свои ответы, а воспитатель вывешивает в первый нижний угол магнитной доски картинки: продукты, одежда, телефон, обувь, игрушки итд.
Учитель. Ни одна семья не может обойтись без того чтобы не расходовать деньги, т. е. все, что мы тратим, называется расходом.
Но расходы бывают разные: основные (на то, без чего вполне можно обойтись) .
Дети приводят примеры расходов.
Просмотр мультфильма Азбука денег тётушки Совы « Умение экономить»
Учитель А чтобы нам с вами во всём разобраться, предлагаю поиграть «Хочу –надо».
Все подходят к столу, на котором стоят две коробочки и лежат предметные картинки. Воспитатель показывает картинку, дети называют предмет и кладут его в соответствующую коробочку, объясняя свой выбор: яблоко, велосипед, книга, молоко, мяч, телевизор, хлеб, пальто, кукла, машина, карандаш, лимонад, коньки, майка, дом, магнитофон, обувь.
Учитель. Итак, какие же расходы мы называем основными (обязательными? (ответы детей) .
Учитель: А теперь предлагаю семьям решить следующие проблемные ситуации.
1 ситуация. Ваша семья должна израсходовать:
На питание – 4тыс. руб, ; купить дочке на день рождения юбку -1 тыс. руб.
Заплатить за квартиру –3тыс. руб. папа едет в командировку и берёт с собой -1тыс. руб.
В итоге корзина пустеет.
По мере того как воспитатель называет расходы, которые должна сделать семья, дети вытаскивают из корзины соответствующую сумму и кладут её на заранее приготовленный круг, разделённый на соответствующее расходам количество секторов.
Воспитатель. Дочка захотела заниматься танцами, за обучение которым надо платить. Как найти выход из ситуации? (Дети из обеих семей предлагают свои варианты решения проблемы)
2 ситуация ваша семья должна израсходовать.
На питание -3тыс. руб., заплатить за квартиру -3тыс. руб., заплатить за учёбу в институте -2тыс. руб., в корзине остаётся ещё 2 тыс. руб.
Воспитатель. А папе надо срочно отремонтировать машину. Это стоит 10тыс. руб. где взять недостающие деньги.?
(Дети предлагают варианты)
И в заключении хочу прочитать сказку а вы будете мне помогать. Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариса, и стали они жить вместе. И все у них получалось: крокодил гена на работу в зоопарк ходил и получал за это (варианты ответов детей) Старуха Шапокляк не работала, а сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала пенсию (Варианты ответов) как же мы можем назвать одним словом денежки которые получала семья крокодила Гены?
Дети. Семейный бюджет.
Воспитатель. А удавались друзьям все дела, потому что они были очень хорошими хозяевами и умело планировали свой семейный бюджет, вместе решали, какие расходы им нужно сделать.
Просмотр мультфильма Азбука денег тётушки Совы « Я вырасту богатым»
Я надеюсь, когда вы вырастете, вы тоже станете хорошими хозяевами.

 «Хоть восьми нам ещё нет,
формируем мы бюджет»Arial BlackЌђ Заголовок 115