Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО «Потешки-лучшие друзья»


Модель организации образовательной
деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО.
Проект
«Потешки-лучшие друзья»
В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДО изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сделать вывод, что основное внимание разработчиков направлено на решение проблем социализации детей дошкольного возраста:
*поддержки разнообразия детства;
*сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
*полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащения детского развития;
*создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
*содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
*приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
*учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей;
*формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении
всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации
Основная цель работы с детьми младшего дошкольного возраста заключается в формировании и развитии речевых навыков. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальнейшей социализации ребёнка.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные формы, в частности я хотела бы обратить ваше внимание на потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Несмотря на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
- обогащение словаря
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
- формирование грамматического строя речи
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие мелкой моторики
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Я разработала краткосрочный проект для детей второй младшей группы «Потешки – лучшие друзья».
Название проекта «Потешки-лучшие друзья»
Основные разработчики Попова Наталья Валериевна, воспитатель
Участники проекта Педагоги, воспитанники 2 младшей группы, родители, работники музея и библиотеки.
Сроки проекта краткосрочный (2013-2014)
Цель проекта формировании и развитии речевых навыков детей младшего дошкольного возраста посредством работы с малыми фольклорными формами.
Задачи - воспитание звуковой культуры речи
- обогащение словаря
- формирование грамматического строя речи
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие мелкой моторики
Ожидаемые результаты Снятие тревожности в период адаптации,пополнение словарного запаса малышей, активизация познавательного и умственного развития, ознакомление с окружающим миром, развитие восприимчивости и чувствительности, формирование гуманного отношения к миру.
Подготовительный этап:
Вид деятельности
Ресурсы Сроки реализации Предполагаемые результаты
• подобрать фольклорный материал, соответственно возрасту детей; Астахова Н.
« Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки». – М.: Белый город, 2009. – 50 с.
-Идёт коза рогатая. Песенки для самых маленьких./ Коллектив авторов - М.: « ПЛАНЕТА ДЕТСТВА», 2006г.
-Мишка косолапый. М.: Издательский дом « Улисс XXI», 2001г.
- Детский фольклор/Сост. вступ. ст., подгот. Текстов и комент. М.Ю. Новицкой, И. Н. Райковой. - М.: Русская книга, 2012 Август-сентябрь 2013г. Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом.
• составить картотеку потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов; интернетресурсы Август-сентябрь 2013 Пополнение аудио и видеокартотеки
• подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями.
Библиотека
Родители. Сентябрь 2013 Создание минибиблиотеки
Спланировать совместную деятельность с детской библиотекой и музеем.
Конспекты-разработки экскурсий в музей и библиотеку. Август 2013 Сетевое взаимодействие
Основной этап:
На основном этапе необходимо организовать работу, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты
Вид деятельности
Ресурсы Методы и приёмы Предполагаемые результаты
• режимные моменты Картотека потешек ,аудиопотешки («Ладушки», «Водичка, водичка» , «Баю, баю, баюшки») -обыгрывание сюжета потешки;
- словесные игры или игры «Доскажи словечко»
- подвижные и хороводные игры (У медведя во бору)
- пальчиковая гимнастика
- чтение потешек с одновременной демонстрацией презентаций
Положительное отношение к режимным моментам, сформированность культурно-гигиенических навыков.
• непосредственно образовательная деятельность
Открытое занятие «Ягодки для птички», «Колобок -румяный бок »
Презентации «Петушок», «Дождик» -развитие навыков речевого общения
-расширение круга общения;
-развитие коммуникативных способностей;
-формирование коллективных и партнёрских отношений
• работа с родителями
- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Учите вместе с нами»)
-Изготовление совместно с родителями пальчикового театра, настольного театра, шапочки для хороводных игр и фланелеграфа.
- Познавательная (круглый стол «Традиции семейного воспитания», беседы -вовлечение родителей в образовательный процесс;
-активизация деятельности по совместной работе направленная на укрепление развивающей среды.
• работа с библиотекой и музеем
-Экскурсия в музей «Люлька для Катюши»;
-Выезд библиотекаря с книжками в детский сад
Пополнение материальной базы и информационных ресурсов
Заключительный этап:
Вид деятельности
Ресурсы Сроки реализации Предполагаемые результаты
• диагностические исследования 2 раза в год.
Дреер С. С., Потыкан А. Н. Комплексная диагностика уровней усвоения программы под редакцией М .А. Васильевой, В. В. Гербовой , Т. С. Комаровой : диагностический журнал. –Волгоград: Учитель, 2011-51с 2013-2014г
Октябрь
Май
определение уровня речевого развития
•проведение праздника «В гостях у бабушки Ариши»
Сценарий праздника Апрель 2014 Многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки.
•Выставка детских работ «Колобок-румяный бок»
•Выставка книг, книжек-малышек
Детские работы. Март 2014 Дети самостоятельно выполняют работу.
Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.
Диагностика уровня речевого развития показала хорошие результаты у детей нашей группы. Я считаю, что успешность этих результатов была достигнута благодаря данному проекту.
Используемая литература:
Астахова Н. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки. – М.: Белый город, 2009. – 50 с.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
Дреер С. С., Потыкан А. Н. Комплексная диагностика уровней усвоения программы под редакцией М .А. Васильевой, В. В. Гербовой , Т. С. Комаровой : диагностический журнал. –Волгоград: Учитель, 2011-51с.