Технологическая карта урока по биологии фгос 6 класс по теме: Дыхание растений
17 Дата _________________
Предмет: Биология
Класс: 6 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы: «Дыхание растений
Экскурсии № 1 Зимние явления в жизни растений».
Тема
«Дыхание растений. Экскурсии № 1 « Зимние явления в жизни растений».
Цели
Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, продолжить развитие представлений об обмене веществ.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя прием «знаю, хочу узнать, узнал»;умений обобщать делать выводы, прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.
Воспитательные: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям
Формировать УУД:
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению процессов происходящих внутри растительного организма; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы (комнатные цветущие растения), проводить сравнительный анализ между фотосинтезом и дыханием.
Предметные УУД:
Изучить процесс дыхания. Определить взаимосвязь процесса дыхания и фотосинтеза.
Планируемые результаты
Личностные:
Умения проводить самооценку на основании критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение
( Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Дыхание, фотосинтез
Межпредметные связи
География, экология, краеведение, история, химия
Ресурсы урока:
учебник, презентация, д\я опыта, раздаточные таблицы
Знаю
Хочу знать
Узнал
Черты процесса
Фотосинтез
Дыхание
1. В каких клетках происходит?
В клетках, содержащих хлоропласты
2. Какой газ поглощается?
Кислород
3. Какой газ выделяется?
4. В какое время суток происходит?
Днём
)
5. Что происходит с органическими веществами?
Окисляются (распадаются)
6. Энергия?
Накапливается
Организация пространства
Индивидуальная, парная и групповая работа
Технология проведения
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Организационный этап.
Организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности
Громко прозвенел звонок – начинается урок. Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем. Вы настроились на урок, все школьные принадлежности к уроку у вас есть
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку
КУУД
Мотивация к учебной деятельности.
Создает условие для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки
Начнем урок, предлагаю пожелать удачи друг другу на уроке (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); Девиз нашего урока: « Учителя на уроке поменьше, а самостоятельности на уроке больше!».
Мотивация друг друга на урок
КУУД
ПУУД
Построение проекта выхода из затруднения
Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства
Обратимся к опыту английского химика Джозефа Пристли, который в 1771 году провел следующий опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения( там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было- там мышь погибла.
- Как вы думаете, почему погибла мышь?
-О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить?
-Почему мышь не погибла там, где было растение?
-Сформулируйте тему нашего урока. «Дыхание растений». Проговаривание темы урока, цели и задач урока
Дети высказывают свои предложения.
Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа
РУУД
КУУД
Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания»
Организует подводящий диалог.
Организует формирование нового знания в речи
- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик табл)
- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик табл)
- Третью графу заполнить в конце урока.
Знаю
Хочу знать
Узнал
Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли. )
Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.
"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.
Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.
– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив.
– Нет, он задыхается. и умирает, - раздались голоса.
В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы:
1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?
2. Почему у богатой дамы разболелась голова?
Чтобы ответить на вопросы нам предстоит изучить процесс дыхания у растений.
Давайте вспомним, какие газы входят в состав воздуха
Отвечают на вопрос. Беседа.
Выполняют задание в паре
Заполняют таблицу.
Знаю
Хочу знать
Узнал
Дыхание – это свойство всех
живых организмов
Как дышат растения
При дыхании поглощается
кислород и выделяется углекислый газ
Зачем нужен кислород
Отвечают на вопросы
ЛУУД
РУУД
КУУД
ПУУД
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Проверить с помощью эталона свое умение определять по гербарному образцу вид соцветия
Какой газ образуются в результате дыхания? Проблемный вопрос: А все ли органы растения дышат? Есть ли у растений специальные органы для дыхания? Проверка, взаимопроверку и корректировку учебного задания. Оценка своего труда
Анализ полученной информации. Работа с учебником стр.93
Беседа по вопросам. Самооценка
КУУД
ЛУУД
Физкультминутка.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
Физкультминутка.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Тренировка способностей к сравнительному анализу
Организует повторение Сравнение дыхания и фотосинтеза. Ответьте на вопросы.
Черты процесса
Фотосинтез
Дыхание
1. В каких клетках происходит?
В клетках, содержащих хлоропласты
Во всех клетках растения
2. Какой газ поглощается?
Углекислый газ
Кислород
3. Какой газ выделяется?
Кислород
Углекислый газ
4. В какое время суток происходит?
Днём
Круглосуточно (и днём и ночью)
5. Что происходит с органическими веществами?
Образуются
Окисляются (распадаются)
6. Энергия?
Накапливается
Выделяется
Проверить по слайду. Оценить свою работу
Закрепление знаний учащихся.
1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.
А) Происходит во всех клетках.
Б) Протекает только на свету.
В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.
Г) Происходит в клетках с хлоропластами.
Д) Протекает на свету и в темноту.
Е) Органические вещества образуются.
Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.
З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
2. Вставьте пропущенные слова
1. Растения при дыхании поглощают.
2. Растения при дыхании выделяют.
3. Органические вещества при дыхании
4. Растения дышат в время суток
5. Дышат органы растения. При фотосинтезе кислорода больше, чем при дыхании.
Называют следующий этап.
Выполняют задание всей группой( раздаточный материал)
Работа в группе. Проверка задания по слайду. Самооценка
Выполняют биологический диктант. Самопроверкой по слайду
ЛУУД, КУУД
,РУУД
ПУУД
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание
Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы
-Вспомним тему урока
Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?
Почему у богатой дамы разболелась голова?
-Оцените свою деятельность на уроке
-Заполните третий столбик в таблице
Домашнее задание п.17 пересказ. Экскурсия в зимний лес описать процесс происходящие с растениями зимой
Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку
РУУД
ЛУУД
15