Дидактические материалы по теме Доли. Обыкновенные дроби 
Дидактический материал 
Предмет: математика
Класс: 5 
 Тема «Доли. Обыкновенные дроби».
Карточка 1.1.
1.  Какая часть фигуры закрашена?                   
                   а)                                                                             б)   
2. Начерти  в тетради квадрат со стороной 5 клеток. Раздели его на 10 долей.
    Закрась 3 доли квадрата. Какая часть фигуры останется  незакрашенной?
3. Запиши в виде обыкновенной дроби:
   а) пять восьмых;                               г) тринадцать тридцать первых;
   б) одна девятая;                                д) шесть пятнадцатых;
   в) семь двенадцатых;                       е) сто двести первых.
Карточка 1.2.
1.  Какая часть фигуры незакрашена?                   
                   а)                                                                             б)   
2. Начерти  в тетради квадрат со стороной 6 клеток. Раздели его на 9 долей.
    Закрась 8 долей квадрата. Какая часть фигуры станет закрашенной?
3. Запиши в виде обыкновенной дроби:
    а) восемь двенадцатых;                   г) четырнадцать пятьдесят седьмых;
    б) девять двадцать первых              д) четыре сто пятнадцатых;
    в) одна тринадцатая;                       е) тридцать семь  сороковых.
Карточка 2.1.
1. Начерти в тетради прямоугольник со сторонами 4 и 6 клеток. Раздели его на 12 
    долей. Закрась 4 доли. Какая часть фигуры останется незакрашенной? 
2. Запиши в виде обыкновенной дроби:
    а) пять одиннадцатых;                     г) двадцать двадцать седьмых;
    б) девятнадцать сотых;                    д) три тысячных;
    в) одна сороковая;                            е) пятьдесят три шестидесятых.
3. Запиши пять обыкновенных дробей с числителем, равным 7.
Карточка 2.2.
1. Начерти в тетради прямоугольник со сторонами 6 и 8 клеток. Раздели его на 12 
    долей. Закрась 7 долей. Какая часть фигуры останется незакрашенной? 
2. Запиши в виде обыкновенной дроби:
    а) шесть семнадцатых                     г) тридцать тридцать седьмых;
    б) восемь сотых;                              д) девять четырехсотых;
    в) две тридцать первых;                 е) восемьдесят семь девяностых.
3. Запиши пять обыкновенных дробей со знаменателем, равным 15.
Карточка 3.1.
1. Изобрази в тетради данный прямоугольник. Закрась:
а) 13 EMBED Equation.3  1415 прямоугольника красным цветом;   б) 13 EMBED Equation.3  1415 прямоугольника синим цветом.
Какая часть прямоугольника останется незакрашенной ?  
13 EMBED Equation.3  1415
2. Какую часть часа составляет: а) урок; б) большая перемена ?
3. Запиши в виде обыкновенной дроби
а) четыре тысяча вторых;  б) четыре тысячи вторых.
Карточка 3.2.
1. Изобрази в тетради данный прямоугольник. Закрась :
    а) 13 EMBED Equation.3  1415 прямоугольника красным цветом; 13 EMBED Equation.3  1415прямоугольника синим цветом.
    Какая часть прямоугольника останется незакрашенной?        
2. Какую часть центнера составляет  1 пуд ?
    (1пуд 13 EMBED Equation.3  1415 16 кг)
3. Запиши в виде обыкновенной дроби:
     а) семь тысяча восьмых;  б) семь тысяч восьмых.
Карточка 4.1.
1. Начерти отрезок длиной 7 см. Выдели цветом 13 EMBED Equation.3  1415 отрезка. Какая часть отрезка
    останется невыделенной? 
2. Квартира состоит из двух комнат, имеющих площади 12 м2 и 20 м2.
    Какую часть от всей площади квартиры составляет каждая комната?
3. Какую часть полтинника (50 копеек) составляет алтын ?
    (Алтын – старинная монета на Руси; 1алтын -3 копейки).
Карточка 4.2.
1. Начерти отрезок длиной 8 см. Выдели цветом  13 EMBED Equation.3  1415 отрезка. Какая часть отрезка
    останется невыделенной?
2. В классе по списку 11 мальчиков и 13 девочек. Какую часть учащихся класса
    составляют  девочки и какую часть учащихся класса составляют 
    мальчики?
3. Какую часть метра составляет локоть?
    (Локоть – единица измерения длины на Руси; 1 локоть – 45 см).
Карточка 5.1.
1. Какой дроби соответствует на координатном луче точка:
    а) А;  б) В;  в) С ?
             А            В                      С    
|    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    
0                                                                     1                  
2. Какую долю составляет самое большое двузначное число от самого маленького
    четырехзначного?
3. У мамы с папой было 5 детей.  13 EMBED Equation.3  1415 этих детей – мальчики. Сколько сестер у этих 
    мальчиков? Какую долю всех членов семьи составляют сестры?
Карточка 5.2.
1. Какой дроби соответствует на координатном луче точка:
    а) М;   б) N;  в) К ?
              M        N                К
|   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |
0                                               1     
2. Какую долю составляет самое маленькое двузначное число от самого большого 
    трехзначного?
3. К Маше на день рождения пришло 7 друзей . Из них  13 EMBED Equation.3  1415 были девочки. Сколько
    мальчиков Маша пригласила к себе в гости и какую часть всех присутствующих
    они составили?
Карточка 6.1.
Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, надо это число
разделить  на   знаменатель дроби и умножить на числитель.
          Пример:   найти 13 EMBED Equation.3  1415от числа   36.
          Решение:   36 : 9 · 5 = 4 · 5 = 20
1. По образцу найди 13 EMBED Equation.3  1415 от 48.
Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, надо
Эту часть разделить на   числитель дроби и умножить на знаменатель.
          Пример:   найти число, если 13 EMBED Equation.3  1415от этого числа равны числа   14.
          Решение:   14 : 7 · 12 = 2 · 12 = 24
2. По образцу найди число, если 13 EMBED Equation.3  1415 этого числа  равны 20.
3. Верно ли, что
    а) 13 EMBED Equation.3  1415 от 21 равны 9;            б)  число 15 составляет 13 EMBED Equation.3  1415  от числа 33.
     В случае затруднений, чтобы ответить на вопрос, воспользуйся приведенными 
   выше образцами.
Карточка 6.2.    
Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, надо это число
разделить  на   знаменатель дроби и умножить на числитель.
          Пример:
·