План-конспект по технологии на тему Соединение деталей из древесины клеем (5 класс)


План-конспект АМО-урока.
Организационная информация
Автор урока Саган Г.Н.
Предмет Технология
Класс, профиль класса/группа, количество человек 5 класс, общеобразовательный, в классе 16 человек (мальчики)
Продолжительность урока (занятия) 90 минут
Методическая информация
Тема урока
Соединение деталей из древесины клеем
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко "Технология" (Индустриальные технологии) Москва Издательский центр "Вентана-Граф" 2016
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) Комбинированный (систематизируются знания о соединении деталей, и вводится понятие «Склеивание деталей»)
Цели урока
ознакомить учащихся с процессами сборки из древесины в единое изделие (соединение клеем), правилами безопасной работы; научить учащихся качественно соединять заготовки из древесины с помощью клея; развить внимательность, точность исполнения, самостоятельность в принятии решений.
Задачи урока
Образовательные:
Способствовать формированию знаний о правильном выполнении технологической операции
Развивающие:
Развить навыки безопасного выполнения склеивания деталей из древесины
Развить интерес к изучению технологии
Развить умение работать в группах
Воспитательные:
Сформировать положительную мотивацию на открытие нового учебного материала, познавательной активности на уроке
Воспитывать уважительное отношение к мнению других членов учебного коллектива
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока Планируемые результаты УУД
Регулятивные :
научатся принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; выполнять операции по технологическим картам; осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения операций; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
Познавательные:
познакомятся с ролью и значением уроков технологии в жизни человека, основные гигиенические правила, правилами безопасного труда с инструментами и общие правила работы в мастерской. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию сравнивать.
Коммуникативные:
научиться слушать собеседника и вести диалог; вступать в речевое общение и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
 развитие мотивов учебной деятельности; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование личностного смысла учения; формирование основных морально- этических норм; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Типы клеев, подготовка поверхности к склеиванию, клеевой шов, использование струбцины.
Подробный конспект урока/занятия
Фаза урока Этап Цели фазы и этапа Время, продолжительность
этапа Название метода Подробное описание АМО по установленной схеме:
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Информационная
- Учебно-познавательная
- Коммуникативная
- Социальная
Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Приветствие Содействие созданию в группе доверительных отношений и позитивной обстановки. 5 мин. "Невидимая связь" Приветствие, создание положительного настроя на работу.
Технология проведения: Учитель отматывает от клубка начало нитки, затем, продолжая держать конец нити в руке, передаёт клубок одному из участников, который передаёт клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель просит поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на интересный узор, который получился.Результат: Распутать такую паутину помогут совместные действия, дружба и доверительные отношения.
Учитель отматывает от клубка начало нитки, затем, продолжая держать конец нити в руке, передаёт клубок одному из участников, который передаёт клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель просит поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на интересный узор, который получился. Коммуникативные. Формируют умение сотрудничать с  учителем и сверстниками с помощью различных способов взаимодействия. Социальная. Данная технология формирует способность определять по вербальному поведению состояние учащихся, учит управлять проявлениями своих эмоций. Дети приступают к уроку с большим интересом, что положительно сказывается  на достижении поставленных целей и задач урока.
Вхождение в тему Обеспечение мотивации обучения и осмысления процесса обучения 5 мин. Метод «Ассоциаций»  учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.
Учитель передает карточку со словом "клей" учащимся. Учитель задаёт вопрос: какая же цель нашего урока? Учащиеся формулируют цель: научиться соединять детали из древесины с помощью клея. Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.
способность к рассуждению
Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем  группой.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать  цель; умение осознанно строить речевое высказывание Технология АМО формирует у учащихся  умения находить необходимую информацию, формулировать цель, делать умозаключения. Самостоятельное формулирование темы и цели урока вызывает интерес у учащихся к решению поставленных целей.
Определение ожиданий и опасений Концентрация внимания, создание психологически-комфортной обстановки 10 мин «Прогноз погоды» Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Карточки с изображением солнышка и тучки для каждого ученика, нарисованный глобус с параллелями, магниты.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на параллелях нарисованного глобуса солнышки, не уверенные – тучки.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников,  по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; учащиеся, которые прикрепили «тучки», позволяют планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме. Учитель заранее раздаёт на парты вырезанные из  цветной бумаги «солнышко» и «тучки» ( по 2 шт.) Предлагает  написать на оборотной стороне «солнышка»-свои ожидания от предстоящего урока, а на «тучке» -опасения. Затем предлагает их прикрепить на ватмане, на котором нарисован глобус. На параллелях земного шара находятся надписи:
-теоретическая часть;
-практическая работа. Затем, те, кто написал, подходят к земному шару и прикрепляют свои прогнозы на ту или иную параллель. Учитель также может принять участие.  Когда все прикрепят свои прогнозы, учитель их озвучивает и после организует обсуждения ожиданий и опасений. В завершении учитель подводит итоги. Личностные
Формируется способность установления связи между целью урока и её мотивом.
Формируется позитивная моральная самооценка и чувства. Технология АМО формирует у учащихся  умения находить необходимую информацию, формулировать цель, делать умозаключения. Позволяет установить эмоциональный контакт с классом для дальнейшего решения задач урока.
Фаза 2 «Работа над темой» Закрепление изученного (обсуждение домашнего задания) Актуализировать знания о соединении деталей с помощью саморезов (предыдущая тема).
15 мин «Лови ошибку» Актуализировать знания о соединении деталей с помощью шурупов и саморезов (предыдущая тема).
Учащиеся работают в бригадах по 3-4 человека. Каждая бригада должна составить предложения (3-4 шт.) с ошибками и без ошибок. Затем бригадир читает предложения, а члены других бригад ищут ошибочные высказывания. Учащиеся работают в бригадах по 3-4 человека. Каждая бригада должна составить предложения (3-4 шт.) с ошибками и без ошибок. Затем бригадир читает предложения, а члены других бригад ищут ошибочные высказывания.
Личностные:
- умение понимать смысл поставленной задачи проявление интереса и активности в выборе ее решения, установление личностного смысла знания.
Коммуникативные: работать в сотрудничестве в поиске и выборе информации
Регулятивные:
умение применять полученные знания.
Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях Информационная
Учебно-познавательная
АМО формирует у ребёнка способность определять, каких знаний и умений не хватает для успешного решения проблемы.
Коммуникативная
Данная технология способствует формированию умения учитывать разные точки зрения и приходить к общему правильному решению. На данном этапе каждому учащемуся предоставляется возможность высказать своё мнение, а это побуждает к внутренней мотивации ученика на активную деятельность, что является необходимым компонентом для достижения целей урока.
Инпут (интерактивная лекция) Сообщение нового материала 20 мин Интерактивная лекция «Почему и как?» Организация мыслительной деятельности по поиску путей решения задач.
Компьютер, проектор , экран, листы бумаги, ручки.
Первый этап – просмотр презентации и заполнение на листе ответов на вопросы: Почему и как?
Обсуждение. Анализ предложенного варианта и высказывание своего мнения. Учащихся объединяют в бригады по 3-4 человека, раздаются листы, разделённые на две графы «Почему?» и «Зачем?» Учитель проводит лекцию по новой теме (просмотр презентации), затем  останавливает и просит учащихся кратко заполнить графы, отвечая на поставленные вопросы: какие типы клеев тебе известны? Как готовят поверхности к склеиванию? Для чего склеенные детали сжимают в зажиме верстака или в струбцине?
 Затем идёт обсуждение заполненных граф. Бригадиры анализируют записи членов бригад. Делают соответствующие выводы.
Личностные:
- умение понимать смысл поставленной задачи проявление интереса и активности в выборе ее решения, установление личностного смысла знания.
Коммуникативные: работать в сотрудничестве в поиске и выборе информации
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике
Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях Информационная
Учебно-познавательная
АМО формирует у ребёнка способность определять, каких знаний и умений не хватает для успешного решения проблемы.
Коммуникативная
Данная технология способствует формированию умения учитывать разные точки зрения и приходить к общему правильному решению. На данном этапе каждому учащемуся предоставляется возможность высказать своё мнение, а это побуждает к внутренней мотивации ученика на активную деятельность, что является необходимым компонентом для достижения целей урока.
Проработка темы Усвоение нового материала, практическая работа 25 мин «Мастерская» Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Маршрутные листы, ручки, инструменты и приспособления .
Проведение: Учащиеся распределяются на группы из 2-х человек. По сигналу учителя  и в соответствии с маршрутной картой учащиеся переходят по рабочим местам и там уже выполняют другой вид работы и так до тех пор пока каждый учащийся не выполнит все запланированные учителем виды работ.
Оценка результата: каждый ученик, пройдя все этапы, презентует маршрутный лист. Учащиеся распределяются на группы из 2-х человек и выполняют практическую работу «Склеивание деталей из древесины». На верстаках разложены разные детали и написаны задания этапа работы (маршрутные карты). Учащиеся переходят от одного рабочего места к другому и выполняют все этапы работы, делая соответствующие записи в рабочих тетрадях.
Время работы на каждом этапе регламентировано. Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях;
умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
Личностные: овладение нормами и правилами научной организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей    деятельности;
адекватная самооценка результатов учебной деятельности в сравнении с технической документацией
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления
 Коммуникативные:
взаимодействовать  с учителем и группой. Учебно-познавательная
АМО формирует способность оценить свои знания и применить их на практике.
Коммуникативная
Данная технология способствует формированию умения работать внутри малой группы, учитывать мнения участников группы.
Социальная
Учит управлять проявлениями своих эмоций. На данном этапе учащимся предоставляется возможность практически применить свои знания, проявить активную деятельность.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» . Рефлексия Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения 5 мин «Прогноз погоды» Выявить уровень удовлетворённости своей работы на уроке учащимися.
Карточки с изображением солнышка и тучки
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучку, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Учащимся вновь предлагается взять солнышко или тучку. Далее
каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучку, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Регулятивные
Формирует у учащихся умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
Личностные
Формируется позитивная самооценка.
Технология АМО формирует у учащихся  умения находить необходимую информацию, формулировать цель, делать умозаключения. У учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки, что положительно влияет  на развитие мотивации на дальнейшую учёбную деятельность.
Аналитическая информация
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:
а. выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока;

b. выполнения ФГОС (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)
- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
а. Использование технологии АМОиМ обеспечивает выполнение целей и задач уроков для формирования различных навыков. Данные технологии позволяют рационально распределить время и логически построить урок, а также в игровой и познавательной форме закрепить изученную тему, избегая страха при выполнении контрольных работ и тестов. Ученики общаются между собой, показывают, чему они научились и чего достигли, учатся выслушивать друг друга и с уважением относиться к мнению своих одноклассников.
b. Правильное использование данной технологии позволяет раскрывать потенциал каждого ребенка, учитывая его психологическое состояние и возможности. Позволяет всем учащимся включиться в работу и многократно проработать материал, что позволяет более слабым ученикам лучше усвоить изученное. Учитель выступает в роли наставника, а не строгого преподавателя, который направляет на получение знаний, а не « вдалбливает» их в головы учеников. Данная технология очень своевременна, современна и необходима для улучшения процесса образования в нашей стране.
Урок соответствует новым ФГОС, т.к. на каждом этапе у учащихся формируются определённые УУД.
Ожидаемые/полученные результаты урока
Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося
анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся
(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества
актуализированы/приобретены/закреплены). Урок предполагает развитие умения самостоятельно заниматься поиском информации, анализировать и выбирать её для решения поставленных задач, умения вести диалог, работать в группе.
В ходе данного урока поставленные задачи выполнены. Учащиеся получили общее представление о видах клея (Вхождение в тему), актуализировали знания о соединении деталей с помощью саморезов (Закрепление изученного), познакомились с безопасными способами соединения деталей из древесины с помощью клея (Инпут), а также продолжили совершенствовать навыки склеивания деталей из древесины (Инпут, проработка темы). Этап приветствие настроил ребят на позитивные эмоции. Этап Рефлексия позволила учащимся оценить результат своей деятельности. Всё это формирует позитивную самооценку ученика, играет немаловажную  роль в выполнении поставленных целей и задач урока.
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).
В ходе урока в равной степени реализуются принципы современного образования от духовно-нравственного развития, до компетентностного. Реализация принципов здоровьесбережения –смена различных видов деятельности, работа в группах, использование АМО.
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО
Благодаря использованию технологии АМО у обучающихся сформируется навык объективной самооценки, повысится учебная мотивация, укрепятся взаимоотношения в коллективе.
Методическая ценность урока
Урок с использованием АМО обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.
Дополнительная информация
Указание приложений к уроку: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. К уроку необходимо приготовить:
Столярные инструменты (клей, шлифовальная шкурка)
Маршрутные карты урока
Цветные солнышки и тучки, нарисованный глобус
Материал для отработки навыков склеивания (доски, фанера)
Дидактический материал (ошибочные высказывания)
Презентация интерактивной лекции
Использованная литература, источники информации. Рабочая программа разработанная на основе  Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2015 к предметной линии учебников «Технология» для 5-8 классов,  изданных Издательским центром «Вентана - Граф», под редакцией В.Д. Симоненко (2015г.)
Учебник Технология. 5 кл. А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко