Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 1 класс ФГОС образования обучающихся с умственной осталостью (интеллектуальными нарушениями)
Общеобразовательное казённое учреждение города Холмска _______________________________________________________
Россия, 694620, Сахалинская область, город Холмск, ул. Капитанская, дом 11; тел./факс: (424233) 2-02-96; (424233) 2-01-80, e- mail: korrekschool@mail.ru
СОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО
методическим решением и. о. директора ОКУ г. Холмска
объединениемпедагогического совета_________ И.Н. Слугинаучителей и протокол №__1__
воспитателей от «31» августа 2016 г.
ГПД
протокол № _1_
от «_31_» августа 2016 г.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
____________________ Изобразительное искусство ______________
(наименование учебного предмета)
_______________________1 класс ______________________
(уровень образования)
__________________________ 1 год____________________________________
(срок реализации программы)
Программа разработана на основе адаптированной
общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2016-2020 гг.
(наименование программы)
_____________________________Смирновой Н. Ю.________________________
кем (ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу)
г. Холмск
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Календарно-тематическое планирование.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа по предмету изобразительное искусство для 1 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016-2020 гг. и реализует авторскую учебную программу под редакцией И.А. Грошенков «Изобразительное искусство », 1 класс, (сборник программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы под ред. В. В. Воронковой.- М., «Просвещение», 2014 г.
Перечень нормативных документов:
1. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016 - 2020 гг.
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. В. В. Воронковой. – М., Просвещение, 2014.
4. Учебный план образовательного учреждения.
Цель данной программы — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; умению изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи:
― способствовать коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развивать аналитические способности, умения сравнивать, обобщать; формировать умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― способствовать коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развивать зрительную память, внимание, наблюдательность., образное мышление, представление и воображение.
Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительная деятельность для обучающихся имеет важное коррекционно-развивающее значение. Такие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Проблема развития способностей, приобретая в настоящее время особую актуальность. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными способностями в общем цикле развития человека. Особое место среди способностей занимают психические «новообразования», не строго специализированные, а имеющие универсальный характер, что выражается в их влиянии на развитие многих сторон психической жизни и деятельности человека. Универсальный характер способностей проявляется в том, что они в процессе развития влекут за собой качественное преобразование различных видов деятельности, поведения, сознания ребенка в целом. К числу таких способностей относятся подражательная, коммуникативная, двигательная, языковая, символическая, способность к творческому воображению и др.
Исследования свидетельствуют, что различные виды деятельности детей с отставанием в умственном развитии характеризуются низким уровнем развития и недостаточностью проявлений воображения, неспособность планировать и самостоятельно определять приемы работы. Проводимые исследования познавательных и моторных функций детей с отклонениями в умственном развитии выявляют несформированность ВПФ, общей и мелкой моторики, пространственного восприятия. Поэтому необходима система коррекционно-развивающей работы, прямо направленная на последовательное формирование способностей в различных видах изобразительной творческой деятельности.
Уроки изобразительного искусства занимают важное место в работе с детьми с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.
На занятиях по рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения и доставляет им много положительных эмоций.
Программа по предмету изобразительное искусство включает 4 раздела -: «Декоративное рисование», «Рисование с натуры», «Рисование на темы», «Беседы об изобразительном искусстве».
Во время занятий изобразительным искусством необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамки, участвуя в выставках, творческих показах, помогая оформлять классную комнату своими поделками. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.
Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану общеобразовательного казённого учреждения г. Холмска на изучение предмета изобразительное искусство отводится 33 часа в год (1час в неделю).
1 четверть – 8 учебных недель - 8 часов.
2 четверть – 8 учебных недель – 8 часов.
3 четверть – 9 учебных недель – 9 часов.
4 четверть – 8 учебных недель - 8 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- слушать и понимать речь других;
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями (и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев;
- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету)
- различать и знать название цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
Предметные результаты освоения АООП
- освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
- способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
- готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой, умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
Умение использовать полученные навыки.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся лёгкой умственной отсталостью направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
5. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
6. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
7.Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Решение поставленных задач происходит, как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Содержание учебного предмета.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. В процессе занятий ребята получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках и т.д.
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезки на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без лишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры
Рисование с натуры обязательно предшествует наблюдению изображаемого объекта, определения его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка м/д собой.
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги, различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы
Ставя перед учащимися задачу, передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, надо сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению окружную форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около)
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве - важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
Во время беседы об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Изобразительное искусство»
№ п/п Дата проведения Раздел, тема Кол-во часов Основные виды учебной
деятельности обучающихся
план факт I четверть 05.09 Вводное занятие. Экскурсия в парк. Рисование предметов разной формы, величины, окраски. 1 Игровая, творческая, познавательная.
12.09 Рисование прямых линий в различных направлениях по показу (высокие столбы, забор, провода, дорога). Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
19.09 Экскурсия на пришкольный участок. Подвижная игра « Я – художник» 1 Игровая, творческая, познавательная
26.09 Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий по показу (лесенка, окошко, шахматная доска). Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
03.10 Рисование дугообразных линий по показу (дым идет, фонтан, самолет летит, плывет кораблик). Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
10.10 Подвижная игра «Шар». Экскурсия на пришкольный участок 1 Игровая, творческая, познавательная
17.10 Рисование замкнутых круговых линий по показу (клубок ниток, воздушные шары, колечки, колесо, ягоды). Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала.
24.10 Рисование по показу предметов круглой, овальной, квадратной формы (разноцветные шары, ленты длинные и короткие, карандаши толстые и тонкие яблоки, апельсин, помидор, огурец, лимон). Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала.
II четверть Игровая, творческая, познавательная
07.11 Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, кораблик, скворечник. Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала.
14.11 Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (круги и квадраты). Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
21.11 Рисование по шаблону круга диаметром 6 см. Деление круга на 4 равные части. Построение в круге квадрата. Раскрашивание. Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
28.11 Рисование по показу: флажки, бусы. Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
05.12 Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек. Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
12.12 Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов – ветка ели – краски. Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
19.12 Рисование по представлению знакомых предметов (ветка ели с игрушками). Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
26.12 Рисование по образцу треугольников, разных по величине «Елочка». Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
III четверть Игровая, творческая, познавательная
16.01 Рисование с натуры зимних вещей – шарф, шапочка. Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
23.01 Рисование на тему «Снеговик».
Урок развития и коррекции умений и навыков. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
30.01 Рисование геометрического орнамента из треугольников. Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
06.02 Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
20.02 Рисование с натуры игрушки-кораблика. Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
27.02 Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке «Колобок катится по дорожке». Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
06.03 Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
13.03 Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
20.03 Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»
Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
IV четверть Игровая, творческая, познавательная
03.04 Декоративное рисование. «Узор в круге».
Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
10.04 Тематическое рисование «Я ракету нарисую».
Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
17.04 Рассматривание иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». Геометрический узор в полосе из треугольников. Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
24.04 Рисование с натуры праздничного флажка.
Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
08.05 Рисование узора в полосе растительных элементов.
Урок введения новых знаний. 1 Игровая, творческая, познавательная, усвоение нового материала
15.05 Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к сказке «Три чашки разной величины и расцветки».
Урок развития и коррекции умений и навыков. 1 Игровая, творческая, познавательная.
22.05 Рисование по представлению. «Одуванчик».
Урок развития и коррекции умений и навыков. 1 Игровая, творческая, познавательная.
29.05 Рисование на тему «Лето».
Урок развития и коррекции умений и навыков. 1 Игровая, творческая, познавательная.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Требования к оснащению учебного процесса на уроках изобразительного искусства разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для работы обучающимся необходимы:
- индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
- материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: белая бумага для рисования, гуашевые краски, акварельные, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые, мелки, цветные карандаши, баночка для воды, точилки, палитра, ветошь (для вытирания рук).
Оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ обучающихся и др...
Расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто) и др...
Большие возможности для применения на уроках изобразительного искусства предоставляет оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет продемонстрировать обучающимся образцы изобразительной деятельности.
Перечень учебно-методической литературы.
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.А. Грошенко «Изобразительное искусство», 1 класс, (сборник программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы под ред. В. В. Воронковой. - М., «Просвещение», 2014 г.
Список литературы.
Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый приказом приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г, регистрационный номер 19707.
Постановления Главного государственного санитарного врача РЙФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», САПиН 2.4.2.2821-10, утверждённых санитарным врачом РФ от 29.12.2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3.03.2011г., регистрационный номер 19993.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016 - 2020 гг.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Изобразительное искусство»
№ п/п Дата проведения Тема, тип и форма урока Кол-во ча-сов Средства обучения Контрольно-оценочная деятельность
план факт вид форма
I четверть 05.09 Вводное занятие. Экскурсия в парк. Рисование предметов разной формы, величины, окраски. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
12.09 Рисование прямых линий в различных направлениях по показу (высокие столбы, забор, провода, дорога). Урок введения новых знаний. 1 Средства словесной наглядности Индивидуальный
Практические работы
19.09 Экскурсия на пришкольный участок. Подвижная игра « Я – художник» 1 Окружающая обстановка Индивидуальный
26.09 Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий по показу (лесенка, окошко, шахматная доска). Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
03.10 Рисование дугообразных линий по показу (дым идет, фонтан, самолет летит, плывет кораблик). Урок введения новых знаний. 1 Средства словесной наглядности Индивидуальный
Практические работы
10.10 Подвижная игра «Шар». Экскурсия на пришкольный участок 1 Окружающая обстановка Индивидуальный
17.10 Рисование замкнутых круговых линий по показу (клубок ниток, воздушные шары, колечки, колесо, ягоды). Урок введения новых знаний. 1 Средства словесной наглядности Индивидуальный
Практические работы
24.10 Рисование по показу предметов круглой, овальной, квадратной формы (разноцветные шары , ленты длинные и короткие, карандаши толстые и тонкие яблоки, апельсин, помидор, огурец, лимон). Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
II четверть 07.11 Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, кораблик, скворечник. Урок введения новых знаний. 1 Средства словесной наглядности Индивидуальный
Практические работы
14.11 Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (круги и квадраты). Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
21.11 Рисование по шаблону круга диаметром 6 см. Деление круга на 4 равные части. Построение в круге квадрата. Раскрашивание. Урок введения новых знаний. 1 Средства словесной наглядности Индивидуальный
Практические работы
28.11 Рисование по показу: флажки, бусы. Урок введения новых знаний. 1 Средства словесной наглядности Индивидуальный
Практические работы
05.12 Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек. Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
12.12 Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов – ветка ели – краски. Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
19.12 Рисование по представлению знакомых предметов (ветка ели с игрушками). Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
26.12 Рисование по образцу треугольников, разных по величине «Елочка». Урок введения новых знаний. 1 Средства словесной наглядности Индивидуальный
Практические работы
III четверть 16.01 Рисование с натуры зимних вещей – шарф, шапочка. Урок введения новых знаний. 1 Средства словесной наглядности Индивидуальный
Практические работы
23.01 Рисование на тему «Снеговик».
Урок развития и коррекции умений и навыков. 1 Средства наглядности. Собственная деятельность детей Индивидуальный
Практические работы
30.01 Рисование геометрического орнамента из треугольников. Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
06.02 Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
20.02 Рисование с натуры игрушки-кораблика. Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
27.02 Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке «Колобок катится по дорожке». Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
06.03 Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
13.03 Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
20.03 Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»
Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
IV четверть 03.04 Декоративное рисование. «Узор в круге».
Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
10.04 Тематическое рисование «Я ракету нарисую».
Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
17.04 Рассматривание иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». Геометрический узор в полосе из треугольников. Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
24.04 Рисование с натуры праздничного флажка.
Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
08.05 Рисование узора в полосе растительных элементов.
Урок введения новых знаний. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
15.05 Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к сказке «Три чашки разной величины и расцветки».
Урок развития и коррекции умений и навыков. 1 Средства наглядности Индивидуальный
Практические работы
22.05 Рисование по представлению. «Одуванчик».
Урок развития и коррекции умений и навыков. 1 Средства наглядности. Собственная деятельность детей Индивидуальный
Практические работы
29.05 Рисование на тему «Лето».
Урок развития и коррекции умений и навыков. 1 Средства наглядности. Собственная деятельность детей Индивидуальный
Практические работы