РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математические представления» 1 класс (Вариант II)

МБОУ «Комсомольская СОШ»











Утверждена приказом
МБОУ «Комсомольской СОШ»
№_____ от _________01.09.2016 г

Директор школы: ____________ О.В.Зоткина



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математические представления»
1 класс
(Вариант II)



2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и другое.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и тому подобное.
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Описание места предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
I четверть – 17 ч.
II четверть - 16 ч.
III четверть - 18 ч.
IV четверть - 15 ч.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
Личностными результатами изучения предмета обучающихся являются:
- Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
- уметь различать предметы по форме, величине;
- умение ориентироваться в схеме тела;
- умение различать множества (один – много);
- умение различать части суток;
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;
- умение пересчитывать предметы.
Метапредметные результаты:
- учиться работать по предложенному учителем плану.
сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Содержание учебного предмета
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.


Тематическое планирование

Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся

Формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Представление о величине( 6 ч.)
«Большой - маленький»
«Высокий  низкий»
«Широкий  узкий»
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.


Формирование умения различать и сравнивать предметы по массе
Представление о массе ( 7 ч.)
«Тяжелый  легкий»
«Глубокий - мелкий»
«Толстый - тонкий»
Повторение пройденного материала
Различение по массе однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по массе.

Формирование умения различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Количественные представления( 8 ч.)
«Мало  много»
«Несколько-немного»
Изменение количества
Сравнение количества предметов
Повторение пройденного материала
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).


Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.

Временные представления( 9 ч.)
Времена года
Сутки
Неделя
«Рано  поздно»
Повторение пройденного материала

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.


Формирование умения ориентации в пространстве
Пространственные представления( 6 ч.)
«Вверху  внизу»
«Впереди  сзади»
«Слева  справа»
Повторение пройденного материала

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»).

Формирование умения ориентации на плоскости
Расположение на листе ( 5 ч.)бумаги
«Справа  слева»
«Вверху  внизу», «в середине»
Повторение пройденного материала
Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.


Формирования умения к отношению порядка следования
Отношение порядка следования( 10 ч.)
«Первый  -последний»
Перед, после, между
Повторение пройденного материала



Формирование умения представления о геометрических формах
Геометрический материал( 7 ч.)
Круг
Квадрат
Треугольник
Прямоугольник
Точка
Прямая линия
Кривая линия
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).


Формирование умения выделения цифры 1
Нумерация( 8 ч.)
Узнавание и выделение цифры 1
Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам
Конструирование цифры 1 из пластилина, проволоки
Повторение пройденного материала
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.



Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник математики для 1-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида Алышева Т.В. «Просвещение», 2012г.;
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 1 класс. В 2-х частях.
Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В.
«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г).
«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков М.«Владос»,2009г
Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. Перова М. Н. М., «Владос», 2001.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Вид контроля




По плану
По факту



I четверть ( 17 часов)

Представления о величине (6 ч)

1
Большой-маленький
1


Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. Уметь слушать и наблюдать за учителем. Уметь действовать совместно с учителем. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


2
Высокий-низкий
1



Текущий контроль

3
Большой-маленький
1





4
Высокий-низкий
1





5-6
Широкий-узкий
2





Представление о массе (7 ч)

7-8
Тяжелый-легкий
2


Умение различать и сравнивать предметы по массе. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Текущий контроль

9-10
Глубокий-мелкий
2





11-12
Толстый-тонкий
2





13
Повторение изученного материала
1





Количественные представления( 8 ч)

14-15
Мало-много
2


Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один-много). Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Текущий контроль

16-17
Несколько-много
2





II четверть ( 16 часов)

18-19
Изменение количества
2


Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один-много). Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


20
Сравнение количества предметов
1






21
Повторение изученного материала
1



Текущий контроль

Временные представления ( 9 ч )

22-23
Времена года
2


Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один-много). Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.



24-25
Сутки
2





26-27
Неделя
2





28-29
Рано-поздно
2





30
Повторение изученного
1



Текущий контроль

Пространственные представления ( 6ч)

31
Вверху-внизу
1


Умение ориентироваться в пространстве.
Текущий контроль

III четверть ( 20 часов)

32-33
Впереди-сзади
2


Умение ориентироваться в пространстве. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


34-35
Слева-справа
2





36
Повторение изученного материала
1





Расположение на листе бумаги (5 ч)

37-38
Справа - слева
2


Умение ориентироваться на плоскости.
Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


39-40
Вверху – внизу, в середине
2





41
Повторение изученного материала
1



Текущий контроль

Отношение порядка следования (10 ч)

42-44
Первый-последний
3


Умение определять порядок следования. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Текущий контроль

45-48
Перед, после, между
4


Умение определять порядок следования. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Текущий контроль

49-51
Повторение изученного материала
3





IV четверть ( 14 часов)

Геометрический материал (7 ч)

52
Круг
1


Умение определять геометрические формы. Умение определять порядок следования. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.



53
Квадрат
1





54
Треугольник
1





55
Прямоугольник
1





56
Точка
1





57
Прямая линия
1





58
Кривая линия
1



Текущий контроль

Нумерация (8 ч)

59-60
Узнавание и выделение цифры 1
2


Умение выделять цифру 1. Умение определять порядок следования. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.



61-62
Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей.
Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам
2



Текущий контроль

63-64
Конструирование цифры 1 из пластилина, нитки
2





65-66
Повторение пройденного материала
2



Текущий контроль














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15