Конспект занятия по развитию речи в 1 классе ТЕМА: «Чайная посуда»

Конспект занятия по развитию речи в 1 классе , ОГКОУ Шарьинской школы – интернат VIII вида
ТЕМА: «Чайная посуда»
подготовила учитель начальных классов Лугинина Лариса Михайловна, учитель начальных классов
ЗАДАЧИ:
Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.
Обобщить названия предметов чайной посуды в понятие – «чайный сервиз».
Ввести в лексику детей слова: чайный сервиз, чайная пара, названия чайной посуды
Развивать устную монологическую и диалогическую речь.
Корригировать процессы мышления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Воспитывать эмоциональные чувства: радость, сопереживание, жалость, желание помогать в трудную минуту.
Воспитывать культуру поведения, исполнительность.

ОБОРУДОВАНИЕ: общее – чайник (электрический, обычный) чайный сервиз, чайная пара, картинки с изображением предметов чайной посуды, игрушка медведя (большой, маленький). специальное - 2 портретных изображения бабушки Федоры. ( внешний вид до «ухода посуды от неё и после её возвращения»).Индивидуальные карточки чайной посуды: блюдце, чашка, чайник ( с нанесённым друг на друга контуром). Плакат – загадка: «Какая из чашек разбилась?»
Предварительная работа: рассматривание предметных картинок посуды, составление небольшого рассказа по серии сюжетных картинок о профессии повара, отгадывание загадок. Дидактические игры с картинками: «Лото», «Узнай по описанию», «Собери картинку». Ролевая игра: «В гости к дедушке Этикету». Чтение сказки К. Чуковского «Федорино Горе»
Рассматривание картинок по теме: «Эмоции».
Перечень позиций


«Тезис»


































«Символ»






















«Понятие»























«Понятие»













































«Понятие»











































«Понятие»



















«Схема»















«Поэты»






































«Практика»








































































«Рефлексия»













«Эксперты»



Действия учителя

ХОД УРОКА

а) - Назовите имя сказочной героини.
- Из какой сказки она пришла?
- Кто автор сказки «Федорино горе»?
- Как вы думаете, зачем пришла к нам бабушка Федора?
- Посмотрите на доску.
Кто может прочитать запись на доске?
- Правильно, мы будем сегодня говорить о посуде.
- А для чего мы будем изучать эту тему?
- Внимательно ещё раз посмотрите на картинки, подумайте, для чего предназначена эта посуда?

-Давайте название нашей темы нарисуем.

б) Анализ детских работ и рисунка учителя.

а)- Ребята, подойдите поближе к бабушке Федоре. Посмотрите, какое у неё настроение?


- Жалко ли вам Федору? Пожалейте её, успокойте.





-Давайте попробуем в рисунке отразить настроение Федоры.
«Портрет».





б) Краткий анализ выполненной работы.
Предлагаю посмотреть на мой вариант «портрета Федоры» сравнительный анализ.

- Ребята, вы хотите помочь Федоре?
- что нам для этого нужно?

а) - Внимательно послушайте загадку, отгадайте название предмета.
На плите стоит, пыхтит,
А из носа пар валит.

- Вспомните, как в сказке написано о чайнике?


- Кто покажет действием. Что значит, тараторит, дребезжит?
- Для чего нужен чайник?



- Из каких основных частей он состоит?





-Чайники бывают разные. Посмотрите вот на этот. Из чего чайник сделан?

-Он какой?




б) Аналогичная работа. (электрический чайник)

-А сейчас в стихотворение, которое я прочитаю, вы должны вставить подходящее по смыслу слово.
Удивляется наш Сашка
-Блюдце есть, а где же

-Вспомните, что сказано в стихотворении о чашках, блюдцах?







- Для чего нужна чашка?
-Зачем у неё ручка?
-А зачем блюдце?
-Что общего у чайника и чашки?
- Блюдце и чашку называют «чайная пара» 2 предмета.

-О каких предметах мы уже сказали?




-У меня в руках ещё один предмет чайной посуды. Внутри него что-то есть. Встряхните его слегка и определите:
сыпучее там или нет.

-А теперь попробуйте на вкус это сыпучее.
(глаза закрыты)
Догадались, что это?


-А как будет называться предмет, в который насыпают сахар?

-Чем отличается чашка от сахарницы?

Аналогичная работа по определению названия предметов:
Молочник, заварочный чайник.

-Для чего предназначены все эти предметы посуды?

- Посуда, из которой пьют чай, как называется?

-Назовите предметы чайной посуды.(на столе стоит чайный сервиз) Рассмотрите предметы. Что можете сказать?

- Этот набор посуды называется «сервиз»


-Что мы будем пить из этого сервиза?

-Значит, это какой сервиз?



-Посчитайте, на сколько человек рассчитан чайный сервиз?

-Мы не назвали ещё один предмет, без которого нам не обойтись. Без этого предмета мы не сможем положить сахар в чашку, размешать его. Назовите этот предмет.


- Мы уже знаем, для чего предназначен чайный сервиз. Я предлагаю вам нарисовать такие рисунки, из содержания которых все присутствующие наши гости поняли, что мы хотим пить чай.

-Вот мой рисунок. Вы можете сказать, что я буду делать?

-У вас получились хорошие рисунки. По ним можно определить, что вы хотите пить чай. А сейчас узнаем, можете ли вы сочинять стихи.

-Как называют людей, которые пишут стихи?

Работа над содержанием стихотворения.

-Что нарисовано на картинке?

-Что делают дети?
-Они мыли сами?
-Кому помогают ребята?
-Итак, используя картинки-подсказки,
вставьте их по смыслу в стихотворение.



Наши руки были в
Мы посуду сами
Мы посуду мыли
Помогали нашей







-Поэтами мы может, не станем, а вот грамотными, внимательными, добрыми быть обязаны.

Игры на внимание.
Картинки с наложенным друг на друга контуром.
Игровая ситуация. «Пауки Федоры заплели всё паутиной, сквозь неё плохо просматриваются контуры предметов.
Задание. Обвести по контуру предмет чайной посуды.

Игра: «Какая чашка разбилась?»

-Посмотрите внимательно на чашечки верхнего ряда и определите, какая чашка разбилась.

-Игра «Собери картинку»
-Для чего используют
·
заварник, чашку?

-Назовите предметы, одним словом.

Работа по словообразованию.

Ложка-ложечка
Чашка-чашечка
-Вспомните героев сказки «Три медведя».
-Кто был самым маленьким? большим?



-У Михайло Потаповича была ложка большая, а у Мишутки?

-Распределите оставшиеся предметы между большим медведем и мишуткой.


Посмотрите на Федору. Какое у неё настроение, лицо?
- Давайте послушаем, что Федора говорит:

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду уважать»
Мне очень стыдно перед детьми. Они знают предметы чайной посуды, как ухаживать за ней. Вот сейчас всё приберу, вымою посуду и приглашу вас к себе в гости на чай.
(ситуация обыгрывается взрослым)

-Пока бабушка Федора готовится к встрече с нами, давайте-ка нарисуем её портрет(лицо). -Каким оно стало?




-Сравнительный анализ портретов Федоры.




-Почему лицо, одежда бабушки изменились?



-Какой портрет мы подарим бабушке Федоре?

-«У Федоры в гостях.»
Размещаясь за столом, дети вспоминают правила этикета.

-Игра: «Исключи лишнее».
Ребята, посмотрите, правильно ли Федора выполнила сервировку стола?




- Прежде чем приступить к чаепитию, посоветуйтесь между собой и решите, кто лучше, больше помогал Федоре, отвечал правильно, был дисциплинированным
- Кому из вас было трудно запомнить новые слова?

-Моё мнение такое. Все были хорошими помощниками Федоре. Старались правильно отвечать на вопросы, выполнять задания. А если кто-то что-то не запомнил, мы обязательно повторим на следующих уроках.


- А теперь давайте пить чай. С чем? Вы сами определите и скажите.

Итоговая оценка .





Действия детей



Называют имя, название сказки, автора.







Дети читают запись: «Посуда»





Отвечают на вопросы, используя соответствующую лексику, формулируют тему урока.

Практическая работа





Определяют эмоциональное состояние. Лексика:
Плохое настроение, она плачет, горюет, вспоминает о своей посуде.
Гладят по голове, берут за руку, успокаивают Федору.





На подготовленном листе бумаги нарисован силуэт Федоры. Дорисовывают лицо, отмечая характерные признаки плохого настроения- слёзы.





Отмечают сходства
и различия.


Отвечают на поставленные вопросы. (помочь вернуть посуду и.т.д.)




Это чайник.


Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Крышкой или ручкой чайника, выполняются шумовые действия.
В чайнике греют воду для чая.

Основание чайника, носик из которого льётся вода, ручка.





Чайник сделан из металла.


Он металлический. Его нагревают на плите.



Лексика: чайник пластмассовый, электрический.





«чашка»

-А за ними блюдца, блюдца.
Дзынь, ля-ля.
Дзынь, ля-ля.
Вдоль по улице несутся.
-Чашки да ложки скачут по дорожке.




Отвечают на вопросы
полным предложением.

Повторяют новое словосочетание.



Мы сказали о чайнике, блюдце, чашке. Или: Мы сказали о чайнике и о чайной паре.


Путём исследования через ощущения определяют предмет на сыпучесть.


У детей индивидуальные конвертики, в которых находится сахар.





Этот предмет называется «сахарница»





Лексика: молочник, форма овальная, носик, наливают молоко.





Чайная посуда.


Все чашки, блюдца, молочник, сахарница, чайник для заварки одинаково окрашены, одинаковый рисунок на всех предметах.




Мы будем пить чай.


Это чайный сервиз.

«чайный сервиз»

Чайный сервиз на шесть человек.


Это чайная ложка.







Практическая деятельность.







Отвечают, используя лексику по теме.

Располагают рисунки на доске. На них изображены: чайные чашки, молочник, стол, и.т.д.


Их называют поэты.






-На картинке нарисованы дети, мама, мыло.
-Дети моют посуду.
-Они мыли сами.
-Помогают маме.

Договаривают слова, вставляя их по смыслу в стихотворение, которое читает учитель.


мыле
мыли
сами
маме

Стихотворение повторяют ещё раз.












Задание выполняют индивидуально по карточкам, дифференцировано.











На плакате находят недостающую чашку.


2 группы по 3 человека собирают разрезанную на части картинку.

Чайная посуда.










Самым большим был папа-медведь, маленьким – его сын-медвежонок.


-Ложечка.




Выполняют задание в соответствии с инструкцией.




Настроение весёлое. Лицо приветливое. Она счастлива. К ней вернулась посуда.

Наблюдают за действиями Федоры, слушают монолог.













На подготовленных листах бумаги нарисован силуэт Федоры. Дети дорисовывают лицо, отмечая характерные признаки радости –(улыбка)


Лексика: злая, грустная, печальная, радостная, добрая, весёлая.


Федора поняла, что поступала плохо, и.т.д.


Выбирают портрет, выбор обосновывают.








Каждый ученик проверяет ему принадлежащие приборы. Если есть ошибка, называет её, устраняет. В речи использует лексику по теме.












Лексика: чай с лимоном, будерброд, вишнёвое варенье, ароматный чай, и.т.д.



Примечания



Фронтальная работа
















Фронтальная работа







Индивидуальная работа



















Индивидуальная работа


















































Фронтальная работа.

















































Индивидуальная работа.






Анализаторы:
Вкусовые, тактильные.

























Индивидуальные ответы детей.






















Индивидуальное и хоровое проговаривание.
















Индивидуальная работа.





























Индивидуальная работа.







Фронтальная работа.







Хоровое проговаривание.































Фронтальная работа.

























ЛИТЕРАТУРА.
Сказка К.И. Чуковского «Федорино горе.
Использованные рисунки, плакаты выполнены автором занятия.