Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Чтению и развитие речи (6 класс)


Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья № 23»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
______________Р.З.Юсупова«_____»_______________2015 УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы :__________И.Н. Дешевых
«____»_________________2015г.
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету « Чтение и развитие речи»
для 6 класса
Разработала: Волоскова Л.Б..,
учитель ВК
Утверждено на заседании
Педагогического совета от «___»_____2015г
протокол №__
Ульяновск,2015г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по письму и развитию речи в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:
«Закон об образовании в РФ»,2012г, № 273- ФЗ;
Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;
Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990г.;
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012г.
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущены Министерством образования Российской Федерации;
базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы – коррекционно-развивающий.
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Курс чтения и развития речи направлен на достижение следующих целей и задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению чтения.:Цели и задачи обучения:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
м характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
1.Общая характеристика учебного предмета.
Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 6 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором.
Для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Основные виды деятельности на уроке.
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные
средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
На уроках чтения и развития речи идёт формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идет освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) про водится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, поп и мать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или  прочитанному  произведению,   высказывать  свою точку зрения. Усваиваются  продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится па основе литературных (фольклорных и классических)  произведений. Совершенствуется  монологическая  речь обучающихся  (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас.  Обучающиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные; цельные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Обчающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи. При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, обучающиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится и объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
В 6  классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 6  классе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
По мере перехода обучающихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения.
Коммуникативно-речевая направленность обучения чтению наиболее полно реализуется на уроках связной речи, поэтому по отношению к типовой программе добавлено количество часов на данные уроки. С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Как показывает практика, без специального обучения обучающиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.  Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи формируют у обучающихся следующие умения:определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
выделять из текста предложения, отмечая языковые средства, их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: эпитеты, местоимения, текстовые синонимы, образные выражения и др.;
отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
Навыки чтения.
      Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.      Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.
      Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста.
Пересказ по плану.
Заучивание наизусть стихотворений.
Работа с текстом.
      Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.
      Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.
      Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
      Выделение частей текста в соответствии с данным планом.
      Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после их коллективного выделения.
      Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.
      Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
      Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
      Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.
На уроках применяются комплексно все методы обучения:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках истории относятся – персональные компьютеры и мультимедиапроектор.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
2.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана :Класс Количество часов
В неделю В год
6 4 136


3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «письмо и развитие речи».
Одним из результатов обучения чтению и развитию речи является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношен совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи- понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
4.Планируемые результаты освоения учебной программы.
Личностными результатами изучения предмета «Чтение и развитие речи» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные БУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных БУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные БУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных БУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные БУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных БУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «чтение» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Содержание учебного предмета «чтение и развитие речи».
«Отечество». По В. Пескову. Выделение главной мысли произведения.
М. Пришвин «Моя родина». Совершенствование навыков чтения.
В. Бианки «Сентябрь». Пересказ рассказа.
И. Бунин «Лес, точно терем расписной...».Сравнение.
Ю. Качаев «Грабитель». Выделение главной мысли
Б. Житков «Белый домик». Чтение вслух.
Б. Житков «Белый домик». Отношение к героям
А. Белорусец «Звонкие ключи». Характеристика природы
Урок внеклассного чтения Русские народные сказки.
А. Белорусец «Звонкие ключи». Пересказ по плану.
К. Паустовский «Заячьи лапы». Ответы на вопросы.
К. Паустовский «Заячьи лапы». Составление плана пересказа.
И. Тургенев «Осенний день в березовой роще». Пересказ .Е. Носов «Хитрюга». Чтение по ролям.
Е. Носов «Хитрюга». Пересказ по плану.
В. Бианки «Октябрь». Характеристика природы
С. Михалков «Будь человеком». Составление рассказа
Б. Заходер «Петя мечтает». Выразительное чтение .По Д. Биссету «Слон и муравей». Чтение по ролям.
«Кузнечик Денди». Выделение главной мысли произведений.
Урок внеклассного чтения.
В. В. Бианки «Голубые лягушки»..Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». Составление плана
Дж. Родари «Пуговкин домик. Чтение по ролям.
«Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок из былины).
Ф. Глинка «Москва» (в сокращении). Выразительное чтение
В. Бианки «Ноябрь». Характер природы
По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы
По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин».
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
Е. Пермяк «Тайна цены». Составление плана
Урок внеклассного чтения. Контроль техники чтения.
А. П. Гайдар «Тимур и его команда».
Д. Гальперина «Здравствуйте!» (в сокращении).
В. Бианки «Декабрь». Характер природы
Е. Благинина «Новогодние загадки». Ответы на вопросы.
А. Никитин «Встреча зимы» (в сокращении). Ответы на вопросы.
А. Дорохов «Теплый снег. Словесное рисование.
А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...»
Д. Хармс «Пушкин». Чтение по ролям.
В. Бианки «Январь». Описание природы..Урок внеклассного чтения. В. П. Катаев «Белеет парус одинокий».
Х.-К. Андерсен «Ель» (сказка).
Х.-К. Андерсен «Ель» (сказка). Выразительное чтение
А. Чехов «Ванька». Выразительное чтение .А. Чехов «Ванька». Выделение главной мысли
И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...» Сравнение.
М. Зощенко «Леля и Минька». Чтение по ролям.
Урок внеклассного чтения. Л. А. Кассиль «У классной доски».
Ю. Рытхэу «Пурга». Пересказ.
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».
В. Бианки «Февраль». Описание природы.
С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывки).
С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывки). Характеристика героев
Х. К. Андерсен «Снежная Королева» (сказка).
Х. К. Андерсен «Снежная Королева» (сказка). Ответы на вопросы.
Х. К. Андерсен «Снежная Королева» (сказка).
С. Смирнов «Первые приметы». Заучивание стихотворения наизусть.
В. Бианки «Март». Описание природы
Урок внеклассного чтения. С. Я. Маршак «Мистер-Твистер».
По В. Пескову «Весна идет». Описание.
М. Пришвин «Жаркий час».
Г. Скребицкий «Весенняя песня» (сказка). В. Жуковский «Жаворонок».
А. Толстой «Детство Никиты» (отрывок)..А. Твардовский «Как после мартовских метелей...»
А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна...»
В. Бианки «Апрель». Описание природы.
К. Паустовский «Стальное колечко».
К. Паустовский «Стальное колечко». Пересказ
Урок внеклассного чтения. Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш
По В. Астафьеву «ЗлодейкаПересказ текста.
По Е. Барониной «Рассказы про зверей»..В. Драгунский «Кот в сапогах». Пересказ текста.
Д. Хармс «Заяц и еж». Чтение по ролям.
И. Крылов «Зеркало и обезьяна» (басня).
По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави».
Урок внеклассного чтения. М. Пришвин «Кладовая солнца».
В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету...»
В. Бианки «Май». Описание природы.
М. Дудин «Наши песни спеты на войне» (в сокращении).
В. Медведев «Звездолет Брунька» (сказка).
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»..По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
В. Астафьев «Зорькина песня
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел...»
Урок внеклассного чтения. А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
Основные требования к умениям обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
- читать вслух правильно, выразительно, бегло ( словосочетанием, в трудных случаях – целым словом);
-читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;
-читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;
-выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
-формулировать вопросы к тексту ( с помощью учителя);
-делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях;
– самостоятельно; -характеризовать главных действующих лиц ( с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
-выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять ( с помощью учителя);
-соотносить читаемые произведения с определенным жанром ( с помощью учителя); - выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
-читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении.
- составлять отзывы под руководством
учителя.
Обучающиеся должны уметь:
-читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
6 – 8стихотворений наизусть.
6.Календарно-тематический план по письму и развитию речи в 6 классе.

п\пСодержание материала Кол-во
часов Сроки Базовые учебные действия. Планируемые результаты. д/зЛичностные Познавательные Коммуникативные Регулятитвные1 «Отечество». По В. Пескову.
Выделение главной мысли произведения. Овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу.
Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.
 Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за сноп по ступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формирование навыков выделения главной мысли произведения.
Заучивание наизусть стихотворения.
Совершенствование навыков чтения.
Формирование навыков пересказа.
Совершенствование навыков чтения вслух..Изучение русского фольклора.
Работа по составленному плану.
Усвоение навыков чтения по ролям.
Составление устного рассказа.
Развитие навыков выразительного чтения.
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся.
Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами.
Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных.
Размышлять о характере и поступках героя.
Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Осознание значимости чтения для личного развития.
Формирование навыков чтения по ролям.
Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы.
Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи).
Пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Заучивание стихотворения наизусть.
Формирование навыков описания природы.
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся.
Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных.
Формирование навыков правильного пересказа.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз личные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Слушать и понимать речь других.
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.
Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого ,иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию.
Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.).Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз личные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их существования.
Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных задач.
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану .Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Использование знаково-символических средств представления ин формации о книгах;
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб ной деятельности, поиска средств её осуществления.
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их существования.
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных задач.
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2 М. Ножкин «Россия». Заучивание наизусть стихотворения. 3 М. Пришвин «Моя родина». Совершенствование навыков чтения. 4 В. Бианки «Сентябрь». Пересказ рассказа. 5 И. Бунин «Лес, точно терем расписной...».Сравнение. 6 Ю.Качаев «Грабитель». Выделение главной мысли
7 Б. Житков «Белый домик». Чтение вслух. 8 Б. Житков «Белый домик». Отношение к героям 9 А. Белорусец «Звонкие ключи». Характеристика природы 10 Урок внеклассного чтения. Русские народные сказки. 11 А. Белорусец «Звонкие ключи». Пересказ по плану. 12 К. Паустовский «Заячьи лапы». Ответы на вопросы. 13,
К. Паустовский «Заячьи лапы». Составление плана пересказа. 14 И. Тургенев «Осенний день в березовой роще». Пересказ .15 Е. Носов «Хитрюга». Чтение по ролям. 16 Е. Носов «Хитрюга». Пересказ по плану. 17 В. Бианки «Октябрь». Характеристика природы 18 С. Михалков «Будь человеком». Составление рассказа 19 Б. Заходер «Петя мечтает». Выразительное чтение .20 По Д. Биссету «Слон и муравей». Чтение по ролям. «Кузнечик Денди». Выделение главной мысли произведений.
21 Урок внеклассного чтения. В. В. Бианки «Голубые лягушки»..22 Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». Составление плана 23 Дж. Родари «Пуговкин домик. Чтение по ролям. 24 «Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок из былины). 25 Ф. Глинка «Москва» (в сокращении). Выразительное чтение 26 В. Бианки «Ноябрь». Характер природы 27 По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы 28 По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин». 30 По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». 31 Е. Пермяк «Тайна цены». Составление плана 32 Урок внеклассного чтения. А. П. Гайдар «Тимур и его команда». 33 Д. Гальперина «Здравствуйте!» (в сокращении). 34 В. Бианки «Декабрь». Характер природы
Е. Благинина «Новогодние загадки». Ответы на вопросы. 35 А. Никитин «Встреча зимы» (в сокращении). Ответы на вопросы. 36 А. Дорохов «Теплый снег. Словесное рисование.
37 А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...» 38 Д. Хармс «Пушкин». Чтение по ролям. 39 В. Бианки «Январь». Описание природы..40 Урок внеклассного чтения. В. П. Катаев «Белеет парус одинокий». 41 Х.-К. Андерсен «Ель» (сказка). 42 Х.-К. Андерсен «Ель» (сказка). Выразительное чтение 43 А. Чехов «Ванька». Выразительное чтение .44 А. Чехов «Ванька». Выделение главной мысли 45 И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...» Сравнение. 46 М. Зощенко «Леля и Минька». Чтение по ролям.
47 Урок внеклассного чтения. Л. А. Кассиль «У классной доски». 48 Ю. Рытхэу «Пурга». Пересказ. 49 Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». 50 В. Бианки «Февраль». Описание природы. 51 С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывки). 52 С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывки). Характеристика героев 53 Х. К. Андерсен «Снежная Королева» (сказка). 54 Х. К. Андерсен «Снежная Королева» (сказка). Ответы на вопросы. 55
Х. К. Андерсен «Снежная Королева» (сказка).
Контрольная проверка техники чтения. 56 С. Смирнов «Первые приметы». Заучивание стихотворения наизусть.
57 В. Бианки «Март». Описание природы 58 Урок внеклассного чтения. С. Я. Маршак «Мистер-Твистер». 59 По В. Пескову «Весна идет». Описание. 60 М. Пришвин «Жаркий час». 61 Г. Скребицкий «Весенняя песня» (сказка). В. Жуковский «Жаворонок». 62 А. Толстой «Детство Никиты» (отрывок)..63 А. Твардовский «Как после мартовских метелей...» 64 А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна...»
65 В. Бианки «Апрель». Описание природы. 66
К. Паустовский «Стальное колечко».
67 К. Паустовский «Стальное колечко». Пересказ 68 Урок внеклассного чтения. Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш 69
По В. Астафьеву «ЗлодейкаПересказ текста. 70
По Е. Барониной «Рассказы про зверей»..71
В. Драгунский «Кот в сапогах». Пересказ текста. 72 Д. Хармс «Заяц и еж». Чтение по ролям. 73 И. Крылов «Зеркало и обезьяна» (басня).
74 По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави». 75 Урок внеклассного чтения. М. Пришвин «Кладовая солнца». 76 В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету...» 77 В. Бианки «Май». Описание природы. 78 М. Дудин «Наши песни спеты на войне» (в сокращении). 79 В. Медведев «Звездолет Брунька» (сказка). 80
81
82
83
84
85 По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».
Маленький принц. По А.де Сент-Экзюпери.
Зорькина песня.( Глава из повести «Последний поклон»). В Астафьев
«Нынче ветер, как мальчишка, весел…»Н.РыленковКонтрольная проверка техники чтения.
Повторение. 7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу
«Чтение и развитие речи».
К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках чтения и развития речи, относятся СД-диски с дидактическим материалом, репродукции художников, карточки;персональные компьютеры и мультимедиапроектор.
Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий я применяю следующие:
компьютерные презентации
тестирование на компьютере
работа на интерактивной доске
8.Учебное и учебно-методическое обеспечение по предмету «Чтение и развитие речи».
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.VIII вида.5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2013
Чтение. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ А.К.Аксѐнова.- М.: Просвещение, 2013
Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»
Литература в 7 классе. Урок за уроком. / Турьянская Б.И. и др./ – М.: «Русское слово», 1999
Литература. 5-9 классы: активные формы обучения. / Тареева Л.И. и др./ – Волгоград: Учитель, 2008
Литературные викторины. / Козак О.Н./ – СПб.: СОЮЗ, 1998
Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006/ Агеева И.Д.
Материалы к урокам литературы в 5, 6 и 7 классах : Библиотека учителя-словесника. /Турьянская Б.И./ – М.: «Русское слово», 1996
Методическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература» для 7 класса: Пособие для учителя. / Зепалова Т.С./ – М.: Просвещение, 1998
Поурочное планирование по древнерусской литературе: 5-9 классы. / Ерѐмина О.А./ – И.: Издательство «Экзамен», 2004
Поурочные разработки по литературе: 7 кл. / Егорова Н.В./ – М.: ВАКО, 2007
Тесты по литературе. 5-11 классы. / Оглоблина Н.Н./ – М.: ООО «Агенство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2004
9.МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМИ.
1.Таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Ф.И. обучающегося Результаты анализа личностных результатов обучающегося
0 баллов – нет продвижения 1 балл – минимальное продвижение 2 балла – среднее продвижение 3 балла -значительное продвижение
2.Сводная таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Результаты анализа личностных результатов обучающегося/количество обучающихся /в %
0 баллов – нет продвижения 1 балл – минимальное продвижение 2 балла – среднее продвижение 3балла-значительное продвижение
ВСЕГО: Кол чел/% Кол чел/% Кол чел/%
МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 6 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ
«Чтение и развитие речи».
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
1.Таблица овладения обучающимися программой по предмету « Чтение и развитие речи» в 6 классе.
Ф.И. обучающегося Результаты анализа освоения программы
«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
2.Сводная таблица овладения обучающимися программой по предмету «Чтение и развитие рачи» в6классе .
Количество человек/% Результаты анализа освоения программы
«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Всего Кол.чел/% Кол.чел/% Кол.чел/%
Ожидаемые результаты освоения программы:
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает базовые учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в данных компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.
Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по базовым учебным действиям предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
Развитие способности использовать знания по природоведению  и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных  и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

10. Критерии и нормы оценки БУД (ЗУН) обучющихся по чтению и развитию речи
По итогам полугодий проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Оценка «5» ставится обучающегося, если он:
читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;
выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного текста полно, правильно, последовательно; \6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
читает, в основном, правильно, бегло;
допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;
допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки;
читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам;
допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текст
Оценка письменных работ по развитию связной речи.
Письменные работы по развитию связной речи    в коррекционной школе могут носить только обучающий характер. При подготовке к проведению письменных работ учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.
С классом также должна быть проведена подготовительная работа.
Примерный объем текста в 6 классе  – 45-70 слов.
Письменные работы дети пишут под руководством учителя и по готовому плану.
С помощью таких работ проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
При оценке письменных работ по развитию связной речи учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке письменных работ по развитию связной речи     выводится одна оценка.
Оценка «5» ставится за правильное, полное, последовательное изложение или составление текста без ошибок при построении предложений, употреблении слов; допускается одна или две ошибки.
Оценка «4» ставится за написанное без искажения текста ( темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается три-четыре орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за письменные работы по развитию связной речи, написанные с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя- тремя ошибками в построении предложений и употребления слов, влияющих на понимание смысла, с пятью- шестью орфографическими ошибками.
Оценка «2» ставится за письменные работы по развитию связной речи, в которых имеются значительные отступления от авторского текста ( тема не раскрыта), имеются более четырёх ошибок в построении предложения и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.
Оценка «1» ставится в том случае, если обучающийся не справился с письменной работой по развитию связной речи. Допущенные исправления не учитываются при оценке письменной работы по развитию связной речи.