Рабочая программа письмо и развитие речи 8 кл.-8 вид


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с умственной отсталостью в условиях домашнего обучения)
Предмет «Письмо и развитие речи»
Учебный год 2016-2017
Класс 8 б
Количество часов в год 102
Количество часов в неделю 3
Учитель: Белоусова В.А.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа предмета "Письмо и развитие речи" для обучающихся 8 б класса специального коррекционного учреждения VIII вида составлена на основе:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";
Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 3 издание.-М.»Просвещение».2006 - М.: Гуматинар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.- 224с;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную акредитацию на 2013-2014 учебный год" (зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 № 26755);
Учебного плана филиала МАОУ Червишевской СОШ «Онохинская СОШ», утвержденного директором филиала МАОУ Червишевской СОШ «Онохинская СОШ» Р.В. Бруцкой, 10 июня 2016 г. приказ № 114 и согласованного 30 мая 2016. Протокол № 1 с управляющим советом филиала МАОУ Червишевской СОШ «Онохинская СОШ».

Основной целью курса является коммуникативная направленность.
Задача
Развитие речи учащихся как средство общения.
Наряду с этой задачей на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие умения применять грамматика – орфографический материал в речевой практике в её устной и письменной форме;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
поэтапное освоение в практической деятельности основных законов структурирования текста.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Обучение письму и развитию речи в 7 классе носит элементарно - практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения.
Учащиеся приобретают по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.
Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Формируются навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на курс «Письмо и развитие речи» в 8 б классе выделяется 3часа в неделю, всего 102 часа.
Учебно - тематический план
№ п/пРаздел Количество часов
1 Повторение. Звуки и буквы. Текст 2
2 Предложение. Текст. 6
3 Состав слова. Текст. 10
4 Части речи. 68
5 Предложение. Текст. 11
6 Повторение. Связная речь. 5
102
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть Количество Контрольные мероприятия (количество)
недель в четверти часов в неделю часов в четверти Развитие речи Контрольные диктанты
I четверть 8 нед.2дня 3 25 1 1
II четверть 7 недель 3 21 1 1
III четверть 10 нед.3 дня 3 34 1 1
IV четверть 8 недель 2 дня 3 22 1 1
Итого в год 34 102 4 4
Требования к уровню подготовки обучающихся
      Учащиеся должны уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
алфавит;
гласные и согласные;
правила написания предложения;
знать названия предметов, действий, признаков;
правописание собственных и нарицательных имен;
правописание предлогов.
В общей характеристике учебного предмета, курса
Данный курс «Письмо и развитие речи» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.Процесс обучения письму и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение письму и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
В основу программы по письму и развитию речи взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и проверочных работ.
Цели и задачи обучения:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения письму для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение письму и развитию речи в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по письму и развитию речи предусматривается концентрическое изучение предмета.
Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют обучающимся овладеть ими сознательно и прочно. Активное использование элементов опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем не только способствует осмысленному освоению обязательного материала, но и создает основу для введения простейших элементов исследовательской деятельности в процесс обучения как на уровне отдельных упражнений.
В процессе обучения письма и развития речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием основной акцент делается на осознанное усвоение полученных ими предметных знаний
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках письма и развития речи.
Каждый урок письма и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку. По мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые или нестандартные ситуации, а также заданий практического характера. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по письму и развитию речи учитель проводит 2 – 3 раза в четверти контрольные работы.
Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по письму и развитию речи, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В результате освоения предметного содержания курса письма и развития речи у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.
Основными видами деятельности учащихся с нарушениями в развитии по предмету «Письмо и развитие речи» являются:
– Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.
Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
-Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
-Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование
простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
-Письмо. Письмо слов, предложений в системе обучения письму и развитию речи. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин,просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Контроль за усвоением знаний.
Процесс обучения письму и развитию речи постоянно сопровождается контролем.
Оценка усвоения знаний и умений на уроках письма и развития речи осуществляется на этапе предварительного контроля в процессе повторения и обобщения в начале учебного года или перед изучением новой темы; на этапе текущего контроля в процессе повторения, закрепления и обобщения изученного на каждом уроке и выполнения текущих самостоятельных работ с целью актуализации знаний; на этапе итогового контроля в процессе проведения текущих и итоговых контрольных работ с целью выявления результатов обучения после изучения темы раздела, в конце четверти или учебного года.
Способы контроля знаний по письму и развитию речи разнообразны: устный опрос (фронтальный и индивидуальный), письменные и практические работы, самоконтроль и взаимоконтроль.
Обучающиеся должны постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения отметок, выработки умения критически оценивать себя через:
– отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений по письму и развитию речи, выставленные в «Дневнике школьника»;
– портфель достижений школьника (портфолио – папка, в которой помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку, но и оценку (словесную характеристику его успехов и рекомендаций по улучшению, устранению возможных недостатков).Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Литература
  Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
- А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Москва «Просвещение», 2004г.
- Диктанты по русскому языку. Для специальных(коррекционных) школ 8вида. Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.
- Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» пособие для учителей, Москва «Просвещение», 2002г.
-Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П.Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2007г
- Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ, 2000г.
- Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Волгоград, 2002г.
- Е.А. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы УШ вида . 5-7 классы Москва Владос, 2003г.
- А.Н. Матвеева «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе» М. Дрофа, 2001г.
- Е.В. Юрова «200 упражнений для развития письменной речи». Аквариум, 2000г.
-С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIII вида» Москва «Владос», 2003г.
-Русский язык (практика) Москва «Дрофа», 2002г.
-Учебно-методический комплект по русскому языку для специальных коррекционных учреждений 8вида. Центр «Школьная книга» Москва 2006
Для учащихся:
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2006.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2006.
Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, презентации, перфокарты.
-Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 2, 3, 4 для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» Москва «Просвещение», 2004г.
-М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов» Москва, Просвещение, 2006г.
-А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.
-Энциклопедия «Русский язык» Москва Дрофа, 2003
-Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г.
-В.Даль «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», Москва Астрель, 2006г.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
8 класс.
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
Главные и второстепенные ( без конкретизации) члены предложения;
Название частей речи, их значение;
Наиболее распространенные правила правописания.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
8 класс
Первая группа:
- различать звуки и буквы, гласные и согласные;
- подбор родственных слов;
- проверка безударных гласных, согласных;
- разбор по составу;
- находить существительное;
- строить простое предложение;
- устно и письменно связно высказываться.
Вторая группа:
- различать основные группы звуков;
- простые случаи подбора родственных слов;
-изменение формы слова;
- называть к существительным вопрос;
- отвечать на вопросы;
-составлять простое предложение.
Третья группа:
- повторять за сильным учеником ответ;
- односложно отвечать;
-изменять форму слова;
- строить предложение.
Критерии оценки
Оценка знаний проводится в форме устного опроса, письменных и практических работ.
При проведении контрольного урока осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему
контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей (уровня подготовки каждого обучающегося).
Текущая проверка проводится учителем в рамках календарно-тематического планирования.
Оценка знаний проводится по следующим видам работ:
По письму и развитию речи:
- проверочная работа;
- тесты;
- контрольная работа;
- диктант и др.;
При оценке письменных работ:
В письменных работах не учитываются 1-2 исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
- оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
- оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;
- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;
- оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
1. 2 Тестовые задания оцениваются по 5- бальной системе:
100 %-85 % правильно выполненных заданий - 5 баллов
85%-65 % правильно выполненных заданий - 4 балла
65%-50 % правильно выполненных заданий - 3 балла
Менее 49 % - 2 балла
  Участие в беседе
При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.
Оценка «5» ставится обучающемуся, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» ставится обучающемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» выставляется обучающемуся, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется, если обучающийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась
Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс
8 класса по письму и развитию речи
Базовый уровень Минимально необходимый (сниженный) уровень
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение с опорой на план, словосочетания после предварительной обработки каждой части;
оформлять деловые бумаги по образцам;
пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
название частей речи, их значение;
наиболее распространенные правила правописания слов Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов под руководством учителя;
различать части речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
составлять и распространять предложения по рисункам, по схемам, по опорным словам, по аналогии;
участвовать в обсуждении темы и идеи текста, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью учителя, по плану;
оформлять деловые бумаги по образцам под руководством учителя;
пользоваться словарем с помощью учителя
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения по вопросам;
название частей речи по опорным таблицам;
способы проверки написания гласных и согласных в корне словИспользуемая литература
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1 / под ред. В. В. Воронковой.- М.: ВЛАДОС, 2001.
Галунчикова, Н. Г. Рабочие тетради по русскому языку 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2003. (№ 1 (Состав слова), № 2 (Имя существительное), № 3 (Имя прилагательное), № 4 (Глагол)Галунчикова, Н. Г. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2009.
Галунчикова, Н.Г. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2010.
Гапонова, Т. И. Тексты контрольных работ и грамматических заданий по русскому языку для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений / Т. И. Гапонова. – Хабаровск: ХК ИППК, 2001.
Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: учеб. пособие для студентов-дефектологов / А. К. Аксенова. – М.: Просвещение, 1999.
Аксенова, А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. / А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2002.
8. Словари: 1. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009.
Сетка рабочей программы по русскому языку (8 класс)
(102 ч в год, 3 ч в неделю)
Раздел в предмете
Содержание и примерное кол-во часов Задачи Цели (характеристика деятельности учащихся) Способ проверки достижений учащихся
Д.З. Требования к уровню подготовки обучающихся (учащиеся должны знать/понимать, уметь, использовать приобретенные знания) План Факт
1 уровень 2 уровень 3 уровень Предложение. Текст.
1. Простое предложение с союзами А, И, НО. Знаки препинания. (1ч)
Закрепить знания учащихся о простом предложении с союзами А, И, НО Тренироваться в нахождении в предложении однородных членов с союзами А и НО и правильно расстановке знаков препинания. Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа.
Стр. 5-6
Упр. 3-4 В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят в предложении однородных членов с союзами А и НО и правильно расставляют знаки препинания в нём. С опорой на таблицу и с помощью учителя находят в предложении однородных членов с союзами А и НО и правильно расставляют знаки препинания в нём. Пассивно участвуют в разборе предложения, списывают предложения 6.09 6.09
2.
Сложное предложение с союзами И,А,НО. Знаки препинания. (1 ч) Закрепить знания учащихся о сложном предложении с союзами А, И, НО. Тренироваться в нахождении главных и второстепенных однородных членах предложения. Выделять в речи однородные члены предложения. Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят главные и второстепенные однородные члены предложения. Активно участвуют в дидактических играх на правильное интонирование в речи. После предварительного разбора и с опорой на таблицы находят главные и второстепенные однородные члены предложения. Участвуют с учётом своих психофизических особенностей в дидактических играх на правильное интонирование в речи. Пассивно участвуют в разборе предложения, списывают предложения. Пассивно участвуют в дидактических играх. 3. Нахождение простых и сложных предложений в тексте учебников по литературе, истории, естествознания. (1 ч) Систематизировать знания учащихся о простых и сложных предложениях. Учиться находить предложения в различных текстах и аргументировать свой ответ. Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа.
С. 7-9
У. 6-8 д. В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят логические ударения. С помощью учителя и с опорой на таблицы находят логические ударения. Слушают интонирование учителя и одноклассников, повторяют лёгкие лексические конструкции. 8.09 8.09
4. Сравнение простого и сложного и сложного предложения. (1 ч) Учить применять на практике имеющиеся у учащихся знания о простом и сложном предложении Учиться пользоваться знаниями о простых и сложных предложениях на практическом материале. Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа.
с. 8-9
у. 5 Писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (не более 60 слов). Изложение части текста по данному плану с предварительной отработкой лексического материала с учётом психофизических возможностей учащихся. Запись первого предложения по памяти в предварительно изученном и разобранном тексте изложения. Списывание текста. 13.09 13.09
5. Использование простых и сложных предложений в структуре текста. (1 ч.) Тренировать навык использования простых и сложных предложений в структуре текста. Тренироваться в использования простых и сложных предложений в структуре текста. с. 10-11
у. 8 14.09 14.09
6. Составление текста на основе заглавия-темы и плана. (1 ч.)
Самостоятельная работа. (1ч) Продолжить работу над формированием навыка написания связного текста. Учиться самостоятельно излагать предварительно разобранный текст. с.11-12
у. 9-11 15.09 15.09
7. Работа над ошибками. (1 ч.) Уточнить уровень знаний учащихся по пройденному материалу. Исправить допущенные в работе ошибки. у. 16 20.09 20.09
Состав слова
8.
9.
10. Однокоренные слова. Общее и различное значение родственных слов.
Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. (2 ч)
Разбор однокоренных слов по составу. Систематизация орфографических правил: способы проверки гласных и согласных в корне, окончании и.т.д. (5 ч.) Повторить и расширить знания учащихся о составе слова. Тренировать учащихся в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. Расширить знания учащихся по теме текст. Тренироваться в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания,
1. у. 17-18 развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты .2. с. 17-18
у. 17-18, у. 19
Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Подбирать однокоренные слова используя приставки и суффиксы. Пользоваться школьным орфографическим словарём. Находить орфограммы и решать орфографические задачи. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Подбирать однокоренные слова с помощью учителя. Решать орфографические задачи опираясь на таблицу или с помощью учителя. Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся. 21.09
22.09
27.09 21.09
22.09
27.09
11 Запоминание непроверяемых гласных и согласных в корне и приставках. (1 ч.) с. 20
у. 20-21 28.09 28.09
12 Сложные слова с соединительной гласной и без нее. (1 ч.) с. 21
у. 23-24
29.09

29.09
13 Образование разных слов с помощью одних и тех же суффиксов и приставок. с.25 4.10 4.10
14 Наблюдение за значением этих слов. (2 ч.) с. 26
у. 27
5.10
5.10
15 Слова с суффиксами оценки: уменьшения, увеличения, пренебрежения. (2 ч.) с. 23-24
у. 28-29 6.10 6.10
16 Составление описания с использованием слов с оценочными суффиксами. (1 ч.) с. 28
у. 30
у. 32 11.10
11.10
Части речи 17. Имя существительное, прилагательное, местоимение как часть речи. Обобщение.
(1 ч.) Закрепить знания учащихся о частях речи. Учить правильно согласовывать части речи в устном повествовании и на письме. Научиться самостоятельно дифференцировать части речи и правильно их употреблять в речи. Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие
с.48-49
у. 65, 66
дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты.
у. 67, 68 Самостоятельно находить в речи речевые недочеты и исправлять их. Определять части речи, используя сложные предложения для доказательства С помощью учителя находить в речи речевые недочеты и исправлять их. Определять части речи, используя таблицы и помощь учителя. Принимать участие в определении частей речи, списывать с доски, печатного и рукописного текста. 12.10 12.10
18.
19. Упражнения в составлении словосочетаний с предлогом или без предлога. Постановка вопроса от главного слова к зависимому.
(2 ч.) 13.10
18.10 13.10
18.10
20.
21.
22. Наблюдение за различными частями речи в текстах разного типа. Упражнения в составлении рассказа, сказки, описаний с использованием соответствующей лексики.
(2ч.)+1ч. у. 69
с. 52
с . 52
(по рисунку) 19.10
20.10
8.11 19.10
20.10
8.11
Части речи (существительное) 23.
24.
Роль в речи. Основные грамматические признаки (род, число, падеж, склонение) Анализ имен существительных с опорой на таблицу. (2 ч) Систематизировать знания учащихся о части речи Существительное. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании существительных. Расширить словарный запас учащихся за счёт слов близких и противоположных по значению и слов обозначающих различное состояние окружающей действительности. Тренироваться в определении грамматических признаков существительного, написании падежных окончаний, работе с деформированным текстом. Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная
с. 54-55
у. 70-72
у. 73-74
работа. Контрольные работы после завершения темы.
Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя. Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся. 15.11
16.11
15.11
16.11
25.
26. Использование существительных в качестве образных средств языка и текстовых синонимов для связи предложений. (2 ч) с. 56-57
у. 73-74
с. 58
у. 76,77
с. 59-60
у. 78-79
с. 60-61
у. 80-81
17.11
22.11
23.11
24.11
29.11 27.
28.
29. Правописание падежных окончаний существительных ед. и мн. числа. Проверка безударных окончаний способом подстановки сущ. с ударным окончанием. (3 ч) 30. Составление словосочетаний сущ. во мн. ч. С другими словами. (1 ч) с. 62-63
у. 82-84
с. 68-70
у.93,94,97
с. 76
у. 76-77
у.107
30.11
6.12
7.12 31. Правописание сущ. ед. и мн.ч. с шипящей на конце. (1 ч) 32. Составление рассказа с последрвательным развитием действия и события.. (1 ч) 33.
34. Роль в речи. Существительных, прилагательных Основные грамматические признаки (род, число, падеж). Согласование сущ. и прил.
(1 ч) Систематизировать знания учащихся о части речи Прилагательное. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании прилагательных. Расширить словарный запас учащихся. Тренироваться в определении грамматических признаков прилагательного, написании падежных окончаний, работе с деформированным текстом. Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые с.80-81 , у. 108,109 задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. с. 84-85 у. 111,112 Контрольные работы после завершения темы.у. 114,116
Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя. Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся. 8.12
13.12
35. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.
(1 ч) 14.12 Части речи. (Прилагательное36.
37. Составление текстов, характеризующих предметы по сходным противоположным признакам. (2ч.) у. 117,118
у. 130
с. 98-99
у. 135,136
15.12
21.12 38
39
40
Склонение прилагательных во мн. ч.
(3 ч) с.137,138
139,140,141
25.12
11.01.17 41
42 Употребление имен прилагательных в прямом и переносном значении, выделение из литературного текста словосочетаний сущ+прил. (2 ч) у. 144,145
у. 147
у. 149 43. Составление текста – описания картины с самостоятельным подбором прилагательных. (1 ч) у. 149 (картина Н. Рериха «поход князя Игоря»44 Значение личных местоимений в речи. Основные грамматические признаки (лицо, число, падеж) (1 ч)
Продолжить знакомство учащихся с частью речи Местоимение. Учить правильно соотносить местоимение с существительным. Расширить словарный запас учащихся. Тренироваться в определении грамматических признаков местоимений, работе с деформированным текстом. Работа в у. 150, с. 109-110 тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, у. 151, у. 152 развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные работы после завершения темы. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов). Самостоятельно определять изученные орфограммы, исправлять речевые недочеты в тексте. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя. Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся. 12.01 Части речи (Местоимение) 45. Род местоимений 3-го лица ед. числа. (1 ч)
с. 112-113
У. 154 13.01 46.
47.
Склонение личных местоимений. Правописание местоимений с предлогами. (2ч.)
с. 114-115
у. 157-158
у. 159-160
с. 118-119
у. 158
у. 160 17.01 48. Упражнении в правильном употреблении местоимений в тексте (1 ч.)
У. 160 (с. 118)
У. 161 У. 162 18.01 49. Исправление речевых недочетов в тексте.(1 ч.)
с. 119-120 У. 162-163 У. 164 19.01 Части речи (глагол) 50.
51. Значение в речи. Основные с.129 (у. 175)грамматические признаки глагола (время, лицо, число). (2 ч.)
с.121(у.176) Расширить знания учащихся о части речи Глагол. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании глаголов. Расширить словарный запас учащихся. Тренироваться в определении грамматических признаков глаголов, написании окончаний, работе с деформированным текстом. Работа в у. 177 тетрадях, самостоятельные работы, тестовые у. на с. 132-133 задания, развивающие дидактические игры, у. 181 словарная работа.
у. 189 Контрольные работы после завершения темы. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов). Самостоятельно, с опорой на таблицу, определять спряжение глаголов. Пользоваться изученными правилами. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя. Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся. 24.01
25.01
26.01 52.
53.
54.
Неопределенная форма глагола на –ть,-ти,
-чь,-ться. Правописание глаголов на –ться, -тся. (3 ч.) У. 182
У. 183
У. 184-186
31.01
01.02
02.02 55. Употребление однокоренных глаголов с различными приставками (1 ч) с.142-143
у. 188-189 07.02
56.
57. Упражнение в выборе глагольной лексики для художественного описания предмета. Составление текстов.(1ч) У. 190-191
У.193-194 У.192
У. 195 (с. 146) 08.02
09.02 58.
59. Понятие о Iи II спряжении (2 ч) У. 232 (с. 170-171)
У. 237-238 У. 236
У. 239 14.02
15.02 60.
Запоминание написаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Использование таблицы, школьного орфографического словаря.(1 ч) У. 241- 242 (с. 174-175) У. 243 9с.1750 16.02 61. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа (1ч) У. 244 (с.176) 21.02 62. Изложение небольшого отрывка из литературного текста. Правильное использование временных форм глагола. (1 ч.) У. 248 22.02 63.
64. Различай глаголы I и II спряжение (с. 182-183) У.257 (таблица) Д.З.
У.258 28.02 65.
66. Глаголы речи (с.182-184) У. 259-260 У. 260 01.03 67. Употребление глаголов в инструкциях С.184-185
У.261 У. 261 (учебник по технологии) 02.03 68. Различай глаголы во 2лице – ешь, ишьс.185-186
у. 262,263 у. 264
07,03 69 Употребление однокоренных глаголов, определение их спряжения у. 265 (с.187) у. 266 09.03 70. Описании картины с помощью глаголов у.267 У.267 14.03 71. Упражнение в составлении текста- описания картины у.269 У.270 15.03 72. Упражнения в использовании глаголов 3 лица у.271 У. 272 16.03 73. Глаголы движения в тексте у.273 Напиши письмо 21.03 74. Как написать письмо? У. 274 Напиши письмо 22.03 75. Упражнении в списывании текста (допиши окончания) У.275 У. 276 24.03 76. Способы проверки безударных окончаний с. 193 (у. 277-278) у.279 04.04 77. Способы проверки безударных окончаний (с. 194-195) у. 279-280 Д.з.
у.281 05.04 78. Способы проверки безударных окончаний (с. 196-197 у. 282,283у. 284 06.04 79. Сочинить по рисунку и плану текст «Случай на рыбалке» (с. 199-200), у. 286 Тренировать в написании сочинений 11.04 80. Роль в речи (признаки действия; вопросы: Как? Где? Куда? Как?) (1 ч.)Расширить знания учащихся о части речи наречие. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм . Расширить словарный запас учащихся. Тренироваться в правильном употреблении наречий в речи, образовании наречий их согласовании. Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные работы после завершения темы Самостоятельно находить в тексте речевые недочеты, пользоваться изученными орфограммами, определять части речи. С помощью учителя находить в тексте речевые недочеты, пользоваться изученными орфограммами, определять части речи. Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся. 12.04 81. Составление словосочетаний наречие+глаг. Включение их в текст по определенной теме. (1 ч) 13.04 82. Образование наречий от прилагательных (веселый-весело) (1 ч) 18.04 83. Употребление наречий для связи предложений в тексте. (Однажды, вдруг, наконец, вдали и.т.д.) (1 ч) 19.04 84. Понятие об имени числительном. Случаи употребления в устной и письменной речи. (1 ч) Расширить знания учащихся о части речи числительное. Тренировать умение правильного написания числительных. Расширить словарный запас учащихся. Тренироваться в правильном написании числительных, оформлении деловых бумаг. Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные работы после завершения темы Самостоятельно находить в тексте речевые недочеты, пользоваться изученными орфограммами, определять части речи. С помощью учителя находить в тексте речевые недочеты, пользоваться изученными орфограммами, определять части речи. Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся. 20.04 85. Упражнение в написании числительных от 5 до 20; до 30; от 50 до 80; от 100 до 900. 25.04 86. Упражнение в правописании составных числительных (двести восемьдесят пять) 26.04 87.
88. Оформление доверенности, расписки, объявления, денежного перевода. (2 ч) 27.04
02.05 89.
90.
91.
Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Сравнение с простым предложением. (3 ч) Расширить знания учащихся о понятиях предложение и текст. Ознакомить с правилами написания текста-рассказа и текста-описания. Тренировать в написании сочинений и изложений. Тренироваться в написании сочинений и изложений и в различении различных типов текстов. Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные работы после завершения темы Писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (не более 80 слов). Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70 -80 слов). Изложение части текста по данному плану с предварительной отработкой лексического материала с учётом психофизических возможностей учащихся. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Запись первого предложения по памяти в предварительно изученном и разобранном тексте изложения. Списывать с печатного и рукописного текста. 03.05
04.05
10.05
92.
93. Сложное предложение с союзами что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который.
(2 ч) 11.05
16.05 94.
95. Упражнение в составлении сложных предложений для рассуждения о чем-то: объяснения времени, цели, причины поступка; отнесение слова к определенной части речи с доказательством (2 ч) 17.05
18.05 96.
97. Составление простых и сложгых предложений для последующего составления рассказа, описания, рассуждения. (2 ч) 23.05
24.05 98.
99. Составление простых и сложных предложений для оформления деловых бумаг. Написание заявления. (2 ч) 25.05 100. Исправление текста (1 ч) 03.05 101. Письмо литературному герою У. 384 (с.261102. Восстанови текст У. 383 (383 (с. 260-261)31.05