Рабочая программа по предмету: Чтение и альтернативное чтение


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «Чтение и альтернативное чтение»
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и альтернативному чтению составлена на основе следующих документов:
Программа специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб.,2001 г.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII видов», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
      Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное.При обучении чтению следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
В «Программе» определены следующие задачи, которые в той или иной степени должен решаться в процессе обучения учащихся «Чтению и альтернативному чтению»:
- формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
- знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
- приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» и специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного;
- развивать фразовую речь;
- формировать умение пересказывать прочитанное с помощью педагога;
- знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
- использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания литературных произведений;
- формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
На «чтение и альтернативное чтение» в 6 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. В связи с праздничными и актированными днями учитель имеет право объединять темы.
Содержание программы
Техника чтения
      Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.      Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание читаемого   Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.Развитие устной речи
        Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
      Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика
      Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года, русские народные сказки.Планируемые результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные универсальные учебные действия:         
      Учащиеся должны уметь:      читать по слогам (целыми словами) короткие тексты;      слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;      по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.      Учащиеся должны знать:      наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
По предмету осуществляется оценочная, бальная и диагностическая система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов, которая проводится как непосредственно на уроке так и в период обучения на начало и конец учебного года.
Календарно – тематическое планирование
№ Содержание, тема занятий Кол-во часов Дата Индивидуально-дифференцированный подход Оборудование
I четверть (27ч)
«О школе и школьниках”
1 «Веселый звонок». В.Суслов С.3 1 С.Маршак «Первый день календаря». Книга для чтения 3кл.С.Ю.Ильина;
Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
2 «От чего краснеют буквы» С. Погореловский с.4 1 Слова. Составление слов из слогов. Книга для чтения 2кл. Н.М.Барская, кассы букв.
3 «Тяп-ляп». И. Дик с.6 2 Работа в кассах. Составление слов из текста. Книга для чтения 3кл.С.Ю.Ильина;
Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
4 «Перемена». Б. Заходер с.8 2 Выборочное чтение.
5 «Не везет». В. Голявкин с.10 2 Составление и зарисовка слов к стихотворению В. Трутневой «Полетели паутинки». Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
6 «Есть ли время для задачек?» И. Молчанов-Сибирский. С.11 2 Выборочное чтение Книга для чтения 2кл. Н.М.Барская
7 Обобщающий урок по теме «О школе и школьниках» 1 Слоги и слова с «х», «с». (Букварь с.15-19). Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
8 Диагностика 1 Диагностика «Листьям время опадать…»
9 «Песенка» Латышская народная с.20 1 Чтение коротких слов. (Букварь с.20) Книга для чтения 3кл.С.Ю.Ильина;
Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
Книга для чтения 2кл. Н.М.Барская
Картинки
Загадки
Народные приметы
Кассы букв
10 Отгадай загадки с.21 1 Слоги и слова. Работа по картинкам. с.21-23 11 «Осень». К.Бальмонт с.22 1 Слоги и слова со звуком и буквой «н» 12 «Поспела брусника». По С. Багрову. С.23 2 Слоги, слова и предложения с «ы». 13 Осеннее наступление. В. Орлов с.25 1 Составление пред-ний по заданию. 14 «Золотая осень у тихих дорог». По А. Баркову с.26 2 Слоги и слова со звуком и буквой «л». 15 «Родное» М. Исаковский с.27 2 Слоги, слова и предложения. С.32-33 16 «Посмотри, как день прекрасен!» И. Мазнин с.28 1 Самостоятельное чтение. 17 «Листобой». По Ю. Ковалю. С.30 2 Чтение загадки про осень 18 Обобщение пройденного. 2 Обобщение пройденного. II четверть (21ч)
1 Повторение пройденного. 1 Повторение пройденного. Книга для чтения 3кл.С.Ю.Ильина;
Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
Книга для чтения 2кл. Н.М.Барская
Картинки
Загадки
2 «Поздняя осень». Г. Ладонщиков.
С.32 (наизусть) 2 Слоги, слова и предложения с «в». с.34-36 3 «Первый снег. По К. Паустовскому» с.33 2 Гласные и согласные. Различение. 4 Обобщающий урок по теме «Листьям время опадать…» с.35 1 Слоги, слова и предложения с «и». с.39-40 «Верные помощники»
5 Потешка. Русская народная с.36 1 Составление слов по заданию. Различение «ы-и». Книга для чтения 3кл.С.Ю.Ильина;
Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
Книга для чтения 2кл. Н.М.Барская
Картинки
Загадки, считалочки.
Народные приметы
Кассы букв
6 Беглец. Таджикская песенка с.37 1 Слоги, слова и предложения с «ш». с.42-43 7 «Овечка и волк» (Украинская сказка) с.38 1 Чтение коротких текстов. С.44-45 8 Потешка Русская народная. С.40 1 Дифференциация «с-ш». Закрепление пройденного. С.46-49 9 Считалочка (наизусть) с.41 1 Считалочка (наизусть) с.41 «Здравствуй, Зимушка – зима!»
10 Русская народная песенка с.77 1 Зимние страницы Работа по картинкам С.101
Книга для чтения 3кл.С.Ю.Ильина;
Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
Книга для чтения 2кл. Н.М.Барская
Картинки
Загадки
Народные приметы
Кассы букв
Букварь
11 «Первый снег». И. Бунин. С.78 1 Слоги, слова и предложения с «п». 12 «Неприятностей не оберёшься».по Р. Погодину. С.79-82 3 Слоги, слова и предложения с «т». 13 «Здравствуй, Зимушка-зима!» Г. Ладонщиков. С.82 1 Чтение коротких текстов. С.58-59 14 «Зима». Г. Скребицкий.с.83 2 Слоги, слова и предложения с «п». 15 Обобщение пройденного. 2 Обобщение пройденного. III четверть (33ч)
1 Повторение изученного. 1 Повторение изученного.
Книга для чтения 3кл.С.Ю.Ильина;
Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
Книга для чтения 2кл. Н.М.Барская
Картинки
Загадки
Народные приметы
Кассы букв
Букварь
2 «Зимняя ночь». И. Соколов-Микитов
С.85 2 Слоги, слова и предложения с «к». с.62-65 3 «Снегири и коты». По Ю. Ковалю.с87 1 Чтение коротких рассказов. С.66-67 4 Отгадай загадки с88 1 Слоги, слова и предложения с «з». с.68-70 5 «На катке» В.Осеева с88 1 Дифференциация «з-с». С.71-72 6 «Пришла зима с морозами» О. Высотская с.90 2 Закрепление пройденного. С.73 7 «Как я встречал Новый год». По В. Голявкину. С91 2 Слоги, слова, предложения и тексты с «р». С.74-75 8 «Снежная баба» В. Орлов с93 2 Слоги, слова, предложения и тексты с «р». С.76-77 9 Отгадай загадки с94 1 Составление и прочтение отгадок. 10 Обобщение по теме. 1 Обобщение по теме. «Крылатые друзья»
12 Закличка (наизусть) с57 1 Дифференциация «р-л». С.78-79 Книга для чтения 3кл.С.Ю.Ильина;
Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
Книга для чтения 2кл. Н.М.Барская
Картинки
Загадки
Народные приметы
Кассы букв
Букварь
13 Потешка. Русская народная с58 1 Закрепление пройденного. С.80 14 «Воробей». Белорусская песенка (наизусть) с58 1 «й» в словах и предложениях. С.81-82 15 «Воробей». Н.Рубцов. с59 1 Дифференциация «и-й». С.83-86 16 Потешка. Русская народная (наизусть) с60 1 «ж» в словах, предложениях. Чтение коротких текстов. С.87-88 17 Обобщение по теме. 1 Обобщение по теме. «Настали дни весенние»
18 Заклички о весне. С137 1 Дифференциация «ж-ш» с.89-90 Книга для чтения 3кл.С.Ю.Ильина;
Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
Книга для чтения 2кл. Н.М.Барская
Картинки
Загадки
Народные приметы
Кассы букв
Букварь
19 «Любимое время года» Г. Скребицкий с138 1 Дифференциация «жи-ши». С.91-92 20 «Солнце – тепло» по Л. Толстому с139 2 Закрепление пройденного. С.93 21 «Весна подарила» Г. Витез (наизусть) с140 2 Слоги, слова, предложения с «б». С.94-96 22 «Березовый сок» по А. Баркову с141 2 Дифференциация «б-п» с.97-98 23 Веснянка. Украинская песенка. (наизусть) с143 1 Слоги, слова, предложения с «д». С.99-100 24 «Разговор деревьев» М. Пришвин с144 1 Чтение коротких текстов и рассказов. С.101 25 «Весна – это я!» И. Хазри с144 1 Дифференциация «д-т» с.102-103 26 Обобщение пройденного. 2 Обобщение пройденного. IV четверть (21ч)
1 Повторение пройденного. 1 Повторение пройденного. Книга для чтения 3кл.С.Ю.Ильина;
Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
Книга для чтения 2кл. Н.М.Барская
Картинки
Загадки
Народные приметы
Кассы букв
Букварь
2 «Пчелки на разведках». К. Ушинский. с145 2 Слоги, слова, предложения с «г». С.105-106
Дифференциация «г-к» с.107-108 3 «Гришины подарки». О. Высотская. С147 2 Чтение коротких текстов и рассказов. С.109-110
Мягкий знак на конце слова. С.111-114 4 Диагностические исследования 1 Закрепление пройденного. С.115-117 5 «Тихо-тихо». А.Седугин.с149 1 «е» в начале и середине слова. С 118-119 6 «Песенка о бабушкиных ладонях» Н. Голь, Г.Григорьев (наизусть)с151 2 Составление словосочетаний, предложений. Чтение рассказа «В лесу» с.120-121 7 «Весенняя гроза». А. Барто.(отрывок наизусть) с152 2 Закрепление пройденного с.124-126
8 «Наше отечество». К. Ушинский.с155 1 «я» в начале и в конце слова. С.127-128 9 «Твоя Родина». А. Матутис. С156 1 Дифференциация «а-я». С.131 10 Обобщение по теме. 1 Обобщение по теме. «Трудолюбие – это клад»
11 Потешки. Русские народные с113 1 «ю» в начале и в конце слова. С.133 Книга для чтения 3кл.С.Ю.Ильина;
Книга для чтения 2кл. С.Ю.Ильина
Книга для чтения 2кл. Н.М.Барская
Картинки
Загадки
Народные приметы
Кассы букв
Букварь
12 «Тит, а Тит» (наизусть) с114 1 «ё» в начале, в середине и в конце слова. С.140-141 13 «Колыбельная песня» Русская народная.(наизусть)с116 1 Дифференциация «ча-чу».с.151 14 «Пирог» Венгерская песенка (наизусть)
С116 1 Слоги, слова и предложения с «ч». С.147-148 15 «Трудолюбивый Ниссе» Шведская песенка с118 1 Слоги, слова, предложения с «ф». с.155-157 16 Колосок. Украинская сказка с119
Обобщение по теме. 2 Обобщение по теме. Учебно-методические средства обучения:
Основная литература: С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева-Лунева. Чтение. 3 класс
Н.М.Барская, С.Ю.Ильина Книга для чтения. 2 класс
С.Ю. Ильина, Книга для чтение -2 кл.
А.К.Аксёнова «Букварь» 2009, «Просвещение».
Материально-технические средства для реализации программы
Компьютер.
Проектор.
Переносная магнитола .