Адаптированная основная общеобразовательная программа по чтению и развитию речи для 5 — 9 классов.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Липецкой области
«Специальная школа-интернат с. Ериловка»

Утверждена приказом ОУ
от 31.08.2016 г. № 63
Директор школы___О.Н. Самойлова
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи
для 5-9 классов
на 2016-2017 учебный год

Рассмотрена
на методическом Совете
протокол № 1 от 29.08.2016


I. Пояснительная записка
Чтение и развитие речи является одним из основных учебных предметов. Чтение – главное средство познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления обучающихся об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения. Обучение способствует их умственному и речевому развитию, формированию положительных личностных качеств, развивает речь и мышление, знакомит с элементами литературоведческих представлений. Чтение дает богатый материал для развития связной речи, обогащения словаря, воспитывает любовь к родному языку.

1.1. Цель и задачи обучения чтению и развитию речи:
Цель:
Формировать навык осознанного, правильного, выразительного чтения целыми словами вслух и «про себя», выделяя главную мысль произведения, соблюдая при чтении нормы русской орфоэпии.
Задачи:
1.Учить отвечать на вопросы учителя, характеризовать главных действующих лиц, обосновывая своё отношение к героям и их поступкам.
2.. Учить пересказывать содержание прочитанного; составлять рассказ по предложенной теме на материале нескольких произведений.
3. Формировать знания основных сведений о жизни писателей.
5. Учить заучивать стихотворения и прозаические отрывки.
6. Формировать потребность в самостоятельном чтении книг, газет и журналов.
1.2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана адаптированная основная общеобразовательная программа ( далее – АООП).
1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
2. СанПиНа 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2015 г., регистрационный N38528);3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и информационного письма Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями и учебными пособиями»;4. Инструктивными письмами Министерства образования и науки;
5.Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования и науки РФ;
6. Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
7. Учебного плана Государственного бюджетного (общеобразовательного) учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат с.Ериловка».

1.3. Место предмета в учебном плане
Чтение и развитие речи, как учебный предмет, в 5 – 9 классах предусматривает в неделю: 5- 6 классы - 4 часа , 7-9 классы - 3 часа. Всего за год часов: 5 класс- 138, 6 класс - 134, 7 – 9 классы – 102 часа.
1.4. Общая характеристика учебного предмета
В результате овладения навыками правильного сознательного и выразительного чтения обучающиеся научатся участвовать в обсуждении прочитанных произведений, уметь высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки и мотивы поступков с учетом принятых норм и правил. Обучающиеся должны иметь представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем, использовать диалогические формы речи в различных ситуациях общения.
На уроках чтения и развития речи учащиеся овладевают навыками
сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения
пересказывать прочитанное . Для чтения подбираются произведения,
содержание которых направлено на развитие познавательных интересов
детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных
качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и
прошлом нашей Родины, рассказы и жизни, труде наших современников,
о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию
умственно отсталых детей произведения о жизни и творчестве классиков
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания
содержания художественных произведений уделяется большое внимание
развитию речи учащихся и их мышления. Идет процесс обучения
полно, правильно отвечать на поставленные вопросы;
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении;
называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику,
адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы,
обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку
по каждому художественному произведению, способствует
решению проблемы нравственного воспитания учащихся,
понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
1.5. Формы организации образовательного процесса:
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок – беседа;
- урок – практическая работа; урок – проект; урок - экскурсия.
1.6. Технология обучения:
- Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного
Педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества,
- проблемное обучение,
- гуманно-личностная,
- информационно-коммуникационные,
- здоровьесберегающие технологии,
- коллективный способ обучения (работа в парах).
1.7. Виды и формы контроля:
Основными видами и формами контроля являются:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- проверка знаний при помощи тестов;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка содержания текста;
- взаимопроверка;

1.8. Личностные и предметные результаты освоения чтения и развития речи:
- осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций;
- формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов:
- формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
- осознанно читать вслух и «про себя» доступные по содержанию
тексты, самостоятельно определять тему произведения;
- отвечать на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами, и, используя слова автора;
- высказывать отношение к герою произведения и его поступкам;
- делить на части несложные тексты (с помощью учителя) и пересказывать их по плану;
- заучивать стихотворения наизусть;
- находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя;
- самостоятельно читать небольшие по объему и несложные по содержанию произведения внеклассного чтения, выполнять посильные задания.
класс (4 часа в неделю)
Цель и задачи:
Цель:
Формирование у учащихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала;
Задачи:
1.Учить правильному, осознанному чтению вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работать над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса).
2.Коррегировать и развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся; логическое мышление на основе упражнений на анализ и синтез, сравнение; вербальную память на основе упражнений на запоминание и воспроизводство; устанавливать причинно-следственные связи
3. Знакомить с разными жанрами устного народного творчества ( считалки, заклички –приговорки, потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки), литературных произведений (басня).
4. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку, как культурному основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности
II.Содержание учебного материала:
(138 часов в год, 4 часа в неделю)
Устное народное творчество.
Считалки. Заклички – приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.Сказка «Никита Кожемяка». Сказка «Как наказали медведя».
Сказка «Золотые руки». Сказка «Морозко». Сказка «Два Мороза».
Сказка «Три дочери». А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сказка «Серая Шейка». По Д.Мамину –Сибиряку
Лето.
Рассказ «Июнь». Г.Скребицкий. Стих-ние «Ярко солнце светит». И.Суриков. Рассказ «Июльская гроза» А.Платонов. Стих-ние «Березка». А.Прокофьев. Стих-ние «Вот и клонится лето к закату» Ю.Гордиенко
Осень
Стих-ние «Осень». К.Бальмонт. Рассказ «Добро пожаловать!» По Г.Скребицкому. Рассказ «Осенние грусти». В.Астафьев. Стих-ние «Первый снег». И.Бунин.
О друзьях -товарищах
Рассказ «Колючка». Ю.Яковлев.Рассказ «Рыцарь Вася». Ю.Яковлев.
Рассказ «Витя Малеев в школе и дома».Н.Носов. Рассказ «Фосфорический мальчик».В.Медведев. Рассказ «Дорогой подарок». Л.Воронкова. Стих-ние «Твой друг». Я.Аким.
Басни И.А.Крылова
Басня «Ворона и Лисица», Басня «Щука и Кот». Басня «Квартет».
Спешите делать добро
Рассказ «Будущий олимпиец». Н.Хмелик. Рассказ «Слепой домик».О.Бондарчук. Рассказ «Бабка». В.Осеева. Рассказ «Сухой хлеб». А.Платонов. Рассказ «Люся». В.Распутин. Стих-ние «Труд». В.Брюсов. Стих-ние «Огромное небо».Р.Рождественский.
Зима
Стих-ние «Чародейкою Зимою».Ф.Тютчев. Рассказ «Декабрь». Г.Скребицкий. Стих-ние «К зиме». К.Бальмонт. Рассказ «Всяк по-своему».Г.Скребицкий. Стих-ние «Поет зима – аукает». С.Есенин.
Стих-ние «Береза». С.Есенин. Стих-ние «Зимняя дорога».А. Пушкин.
Из прошлого нашего народа
Рассказ «Москва собирает войско».По О. Тихомирову. Рассказ «Куликовская битва».По О.Тихомирову. Рассказ «Слава героям».По О.Тихомирову. Рассказ «Бородино».По С.Алексееву. Рассказ «Ключи».По С.Алексееву. Рассказ «Конец похода».По С.Алексееву.
Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»Н.Некрасов. Рассказ «Белый пудель». А.Куприн. Рассказ «Снега, поднимитесь метелью!» По Л.Жарикову. Стихотворение «У могилы Неизвестного Солдата» Ю.Коринец.
Весна
Рассказ «Март» Г. Скребицкий. Стихотворение «Вот уж сне последний в поле тает» А.Толстой. Рассказ «От первых проталин» Г.Скребицкий. Рассказ «Грачи прилетели».Г.Скребицкий. Рассказ «В весеннем лесу».Г.Скребицкий. Рассказ «Весенние ручьи».А.Толстой.Стихотворение «Гонимы вешними лучами» А.Пушкин. Стихотворение «Ворона» А.Блок. Стихотворение «Подснежник» Е. Серова. Рассказ «Весна» И. Соколов-Микитов.Стихотворение «Крупный дождь в лесу зеленом» И.Бунин. Стихотворение «Черемуха» С.Есенин. Стихотворение Весна, весною, о весне» Я.Аким.
О животных :Отрывок «Тима и Жучка».Н.Гарин-Михайловкий. Рассказ «Желтухин». А.Толстой. Рассказ «Кот Ворюга».К.Паустовский.
Рассказ «Про обезьянку». Б.Житков. Стихотворение «Дачники». Э.Асадов. Отрывок «Из рассказов Олены Даниловны».Ф.Абрамов.
Стихотворение «Будь человеком». С.Михалков. Рассказ «Белый пудель». А.Куприн.
Из произведений зарубежных писателей:
Рассказ «Гаврош». В.Гюго. Отрывок «Приключения Тома Сойера»
Отрывки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Рассказ «Русалочка». Г.Х Андерсен.
III.Требования к уровню подготовки обучающихся:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; - читать «про себя», выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты- самостоятельно.
IV. Перечень контрольных мероприятий:
административных контрольных работ – 3.
V.Учебно-тематический план:
Устное народное творчество. (23 час.)
Считалки. Заклички – приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки.Загадки. Сказка «Никита Кожемяка».Сказка «Как наказали медведя».Сказка «Золотые руки».Сказка «Морозко». Сказка «Два Мороза». Сказка «Три дочери». Контрольное чтение. (1 час)
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Сказка «Серая Шейка». По Д.Мамину –Сибиряку
Лето (8 час.)
Рассказ «Июнь». Г.Скребицкий. Стихотворение «Ярко солнце светит». И.Суриков. Рассказ «Июльская гроза» А.Платонов. Стихотворение «Березка». А.Прокофьев. Стихотворение «Вот и клонится лето к закату» Ю.Гордиенко
Осень (8 час.)
Стих-ние «Осень». К.Бальмонт. Рассказ «Добро пожаловать!» По Г.Скребицкому. Рассказ «Осенние грусти». В.Астафьев. Стих-ние «Первый снег». И.Бунин.
О друзьях -товарищах (14 час.)
Рассказ «Колючка». Ю.Яковлев. Рассказ «Рыцарь Вася». Ю.Яковлев.
Рассказ «Витя Малеев в школе и дома».Н.Носов. Рассказ «Фосфорический мальчик».В.Медведев. Рассказ «Дорогой
подарок».Л.Воронкова. Стихотворение «Твой друг». Я.Аким.
Басни И.А.Крылова (4 час.)
Басня «Ворона и Лисица». Басня «Щука и Кот». Басня «Квартет».
Контрольное чтение. (1 час)
Спешите делать добро (18 час.)
Рассказ «Будущий олимпиец». Н.Хмелик. Рассказ «Слепой домик».О.Бондарчук. Рассказ «Бабка». В.Осеева. Рассказ «Сухой хлеб». А.Платонов. Рассказ «Люся». В.Распутин.Стихотворение «Труд». В.Брюсов. Стихотворение «Огромное небо».Р.Рождественский.
Зима (8 час.)
Стихотворение «Чародейкою Зимою».Ф.Тютчев.Рассказ «Декабрь». Г.Скребицкий. Стихотворение «К зиме». К.Бальмонт.Рассказ «Всяк по-своему».Г.Скребицкий. Стихотворение «Поет зима – аукает». С.Есенин. Стихотворение «Береза». С.Есенин.Стихотворение «Зимняя дорога».А. Пушкин.
Из прошлого нашего народа (15 час.)
Рассказ «Москва собирает войско».По О. Тихомирову.Рассказ «Куликовская битва».По О.Тихомирову. Рассказ «Слава героям».По О.Тихомирову. Рассказ «Бородино».По С.Алексееву. Рассказ «Ключи».По С.Алексееву. Рассказ «Конец похода».По С.Алексееву.
Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»Н.Некрасов. Рассказ «Белый пудель». А.Куприн. Рассказ «Снега, поднимитесь метелью!» По Л.Жарикову.Стихотворение «У могилы Неизвестного Солдата» Ю.Коринец.
Весна (17 часов)
Рассказ «Март» Г. Скребицкий. Стихотворение «Вот уж сне последний в поле тает» А.Толстой. Рассказ «От первых проталин» Г.Скребицкий. Рассказ «Грачи прилетели».Г.Скребицкий.
Рассказ «В весеннем лесу».Г.Скребицкий. Рассказ «Весенние ручьи».А.Толстой. Стихотворение «Гонимы вешними лучами» А.Пушкин. Стихотворение «Ворона» А.Блок. Стихотворение «Подснежник» Е. Серова. Рассказ «Весна» И. Соколов-Микитов.
Стихотворение «Крупный дождь в лесу зеленом» И.Бунин.
Стихотворение «Черемуха» С.Есенин. Стихотворение Весна, весною, о весне» Я.Аким.
О животных (16 час.)
Отрывок «Тима и Жучка».Н.Гарин-Михайловкий. Рассказ «Желтухин». А.Толстой. Рассказ «Кот Ворюга».К.Паустовский.
Рассказ «Про обезьянку». Б.Житков. Стихотворение «Дачники». Э.Асадов. Отрывок «Из рассказов Олены Даниловны».Ф.Абрамов.
Стихотворение «Будь человеком». С.Михалков. Рассказ «Белый пудель». А.Куприн.
Из произведений зарубежных писателей (7 часов)
Рассказ «Гаврош». В.Гюго. Отрывок «Приключения Тома Сойера»
Отрывки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Рассказ «Русалочка». Г.Х Андерсен.

VI. Планируемые результаты освоения чтения и развития речи на конец учебного года:
обучающиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты- самостоятельно.
знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
Внеклассное чтение ( 1 раз в месяц)
Формирование читательской самостоятельности обучающихся. Выбор в школьной библиотеке книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление отзыва о прочитанном.
VII. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:
1. Малышеваа З.Ф. Чтение , 5 класс: учебник дляспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ З.Ф.Малышева, 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010 –
2. Дидактический материал.
3.Интерактивная доска, компьютер, презентации, видеоролики.
6 класс (4 часа в неделю)
I. Цель и задачи:
Цель:
Формирование у учащихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала;
Задачи:
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Коррекция и развитие высших психических функций; совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения навыками монологической и диалогической речи.
Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
II.Содержание учебного материала:
(134 часа в год, 4 часа в неделю)
Отечество.
Рассказ «Отечество». По В.Пескову. Стихотворение «Россия». М.Ножкин. Рассказ «Моя Родина» М.Пришвин.
Осень.
Рассказ «Сентябрь» В Бианки. Стихотворение «Лес, точно терем расписной». Рассказ «Грабитель» Ю.Качаев. Рассказ «Белый домик». Б.Житков. Рассказ «Звонкие ключи». А.Белорусец. Рассказ «Заячьи лапы» К.Паустовский. Рассказ «Осенний день в березовой роще». И.Тургенев Рассказ «Хитрюга». Е.Носов. Внеклассное чтение. В.П. Астафьев. Рассказы. Рассказ «Октябрь». В.Бианки. Стихотворение «Будь человеком». С.Михалков. Стихотворение «Петя мечтает». Б.Заходер.
Из произведений зарубежных писателей.
Сказка «Слон и Муравей». По Д.Биссету. Сказка «Кузнечик Денди». По Д. Биссету. Рассказ «Как один мальчик играл с палкой».Д.Родари Рассказ «Пуговкин домик».Д.РодариО защитниках Отечества.
Отрывки из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Стихотворение «Москва». Ф.Глинка. Рассказ «Без Нарвы не видать моря». По С.Алексееву. Рассказ «На берегу Невы». По С.Алексееву. Внеклассное чтение. В.В.Бианки. Рассказы. Рассказ «Медаль». По С.Алексееву. Рассказ «Гришенька». По С.Алексееву. Рассказ «Ноябрь». В.Бианки. Рассказ «Серебрянный лебедь». По Е.Холмогоровой. Рассказ «Боевое крещение». Рассказ «День рождения Наполеона»». По Е. Холмогоровой.
Зима.
Рассказ «Как Незнайка сочинял стихи».По Н.Носову. Рассказ « Тайна цены». Рассказ «Здравствуйте». Д.Гальперина. Внеклассное чтение. Н.М.Мамин –Сибиряк. «Емеля-охотник», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича». Рассказ «Декабрь». В.Бианки. Стих –ние «Встреча зимы».А.Никитин. Рассказ «Теплый снег» А.Дорохов. Стихотворение «Вот север, тучи …». А. Пушкин. Рассказ «Пушкин». Д. Хармс. Сказка «Ель» Х.Андерсен. Рассказ «Леля и Минька». М.Зощенко. Внеклассное чтение. К.Г Паустовский. Рассказы. «Золотой ясень», «Прощание с летом», «Кот –ворюга. Рассказ «Январь». В.Бианки. Рассказ «Ванька». А.П.Чехов. Стихотворение «Весело сияет». И Никитин. Стихотворение « Белый снег пушистый». И Суриков. Рассказ «Пурга». Э.Рытхэу. Рассказ «Таинственный ночной гость». Ю Дмитриев. Внеклассное чтение. М.М.Пришвин. Рассказы. «Кладовая солнца», «Наш сад». Рассказ «Февраль». В Бианки. Сказка «Двенадцать месяцев». С. Маршак. Сказка «Снежная королева». По Х.К.Андерсену. Внеклассное чтение. Н.Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».
Весна .Рассказ « Март». В.Бианки. Стихотворение «Первые приметы». С Смирнов. Рассказ «Весна идет». По В.Пескову. Рассказ «Жаркий час» М.Пришвин. Сказка «Весенняя песня». Г.Скребицкий. Стихотворение «Жаворонок» В.Жуковский. Рассказ «Детство Никиты». А.Толстой. Стихотворение «Как после мартовских …». А.Твардовский. Стихотворение «И вот шатер свой…» А Плещеев. Внеклассное чтение. П.Бажов. Рассказы. Рассказ «Апрель». В.Бианки. Сказка «Стальное колечко». К.Паустовский.
О животных ( 12 часов).
Рассказ «Злодейка». По В.Астафьеву. Рассказы про зверей. По Е.Барониной. Сказка «Заяц и Еж». Д.Хармс. Басня «Зеркало и Обезьяна». И. Крылов. Рассказ «Рикки-Тикки-Тави». По.Р.Киплингу Внеклассное чтение. А.М. Волков. Стихотворение «Дождь пролетел» В.Набоков. Стихотворение «Наши песни спеты на войне». М. Дудин. Сказка «Звездолет «Брунька». В,Медведев. Рассказ « Корзина с еловыми шишками». ПоК.Паустовскому. Рассказ «Маленький принц». По.А.де Сент –Экзюпери. Отрывок «Зорькина песня». В.Астафьев. Стихотворение «Нынче ветер…». Н.Рыленков.
Внеклассное чтение. С. Маршак. «Мистер-Твистер», «Быль-небылица».
III. Требования к уровню подготовки обучающихся:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты- самостоятельно.
IV. Перечень контрольных мероприятий:
административных контрольных работ – 3.
V.Учебно-тематический план:
Отечество (3 часа).
Рассказ «Отечество». По В.Пескову. Стихотворение «Россия». М.Ножкин. Рассказ «Моя Родина» М.Пришвин.
Осень (16 часов).
Рассказ «Сентябрь» В Бианки. Стихотворение «Лес, точно терем расписной». Рассказ «Грабитель» Ю.Качаев. Рассказ «Белый домик». Б.Житков. Рассказ «Звонкие ключи». А.Белорусец. Рассказ «Заячьи лапы» К.Паустовский. Рассказ «Осенний день в березовой роще». И.Тургенев Рассказ «Хитрюга». Е.Носов. Внеклассное чтение. В.П. Астафьев. Рассказы. Рассказ «Октябрь». В.Бианки. Стихотворение «Будь человеком». С.Михалков. Стихотворение «Петя мечтает». Б.Заходер.
Из произведений зарубежных писателей (6 часов).
Сказка «Слон и Муравей». По Д.Биссету. Сказка «Кузнечик Денди». По Д. Биссету. Рассказ «Как один мальчик играл с палкой».Д.Родари Рассказ «Пуговкин домик».Д.РодариО защитниках Отечества (21 час).
Отрывки из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Стихотворение «Москва». Ф.Глинка. Рассказ «Без Нарвы не видать моря». По С.Алексееву. Рассказ «На берегу Невы». По С.Алексееву. Внеклассное чтение. В.В.Бианки. Рассказы. Рассказ «Медаль». По С.Алексееву. Рассказ «Гришенька». По С.Алексееву. Рассказ «Ноябрь». В.Бианки. Рассказ «Серебрянный лебедь». По Е.Холмогоровой. Рассказ «Боевое крещение». Рассказ «День рождения Наполеона»». По Е. Холмогоровой.
Зима(43 часа).
Рассказ «Как Незнайка сочинял стихи».По Н.Носову. Рассказ « Тайна цены». Рассказ «Здравствуйте». Д.Гальперина. Внеклассное чтение. Н.М.Мамин –Сибиряк. «Емеля-охотник», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича». Рассказ «Декабрь». В.Бианки. Стих –ние «Встреча зимы».А.Никитин. Рассказ «Теплый снег» А.Дорохов. Стихотворение «Вот север, тучи …». А. Пушкин. Рассказ «Пушкин». Д. Хармс. Сказка «Ель» Х.Андерсен. Рассказ «Леля и Минька». М.Зощенко. Внеклассное чтение. К.Г Паустовский. Рассказы. «Золотой ясень», «Прощание с летом», «Кот –ворюга. Рассказ «Январь». В.Бианки. Рассказ «Ванька». А.П.Чехов. Стихотворение «Весело сияет». И Никитин. Стихотворение « Белый снег пушистый». И Суриков. Рассказ «Пурга». Э.Рытхэу. Рассказ «Таинственный ночной гость». Ю Дмитриев. Внеклассное чтение. М.М.Пришвин. Рассказы. «Кладовая солнца», «Наш сад». Рассказ «Февраль». В Бианки. Сказка «Двенадцать месяцев». С. Маршак. Сказка «Снежная королева». По Х.К.Андерсену. Внеклассное чтение. Н.Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».
Весна (18 часов).
Рассказ « Март». В.Бианки. Стихотворение «Первые приметы». С Смирнов. Рассказ «Весна идет». По В.Пескову. Рассказ «Жаркий час» М.Пришвин. Сказка «Весенняя песня». Г.Скребицкий. Стихотворение «Жаворонок» В.Жуковский. Рассказ «Детство Никиты». А.Толстой. Стихотворение «Как после мартовских …». А.Твардовский. Стихотворение «И вот шатер свой…» А Плещеев. Внеклассное чтение. П.Бажов. Рассказы. Рассказ «Апрель». В.Бианки. Сказка «Стальное колечко». К.Паустовский.
О животных ( 12 часов).
Рассказ «Злодейка». По В.Астафьеву. Рассказы про зверей. По Е.Барониной. Сказка «Заяц и Еж». Д.Хармс. Басня «Зеркало и Обезьяна». И. Крылов. Рассказ «Рикки-Тикки-Тави». По.Р.Киплингу Внеклассное чтение. А.М. Волков. Стихотворение «Дождь пролетел» В.Набоков. Стихотворение «Наши песни спеты на войне». М. Дудин. Сказка «Звездолет «Брунька». В,Медведев. Рассказ « Корзина с еловыми шишками». ПоК.Паустовскому. Рассказ «Маленький принц». По.А.де Сент –Экзюпери. Отрывок «Зорькина песня». В.Астафьев. Стихотворение «Нынче ветер…». Н.Рыленков. Внеклассное чтение. С. Маршак. «Мистер-Твистер», «Быль-небылица».

VI. Планируемые результаты освоения чтения и развития речи на конец учебного года:
В результате изучения чтения обучающиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты- самостоятельно.
знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
Внеклассное чтение (1 раз в месяц)
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
VII. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. Чтение, 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 10-е издание . Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2. Дидактический материал.
3.Интерактивная доска, компьютер, презентации, видеоролики.
7 класс
(3 часа в неделю)
I. Цель и задачи:
Цель:
Формирование у учащихся техники чтения: правильности, беглости, сознательности, выразительности.
Задачи:
1.Учить вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
2.Устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания, учить декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения;

3.Коррегировать и развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся; логическое мышление на основе упражнений на анализ и синтез, сравнение; вербальную память на основе упражнений на запоминание и воспроизводство; устанавливать причинно-следственные связи
4.Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку, как культурному основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности
II.Содержание учебного материала:
(10 час в год, 3 часа в неделю)
Устное народное творчество
Сказки «Сивка-бурка», «Журавль и цапля», «Умный мужик».
Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни, пословицы, загадки.
Из произведений русской литературы XIX века
А. С.Пушкин. Биография. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди». Стихотворение «Зимний вечер», отрывок из поэмы Руслан и Людмила».
М.Ю.Лермонтов. Биография. Стихотворение «Бородино».
И.А.Крылов. Биография. Басни «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль». Н.А.Некрасов. Биография. Стихотворения «Несжатаяполоса», «Генерал Топтыгин».Л.Н.Толстой.Биография. Повесть «Кавказский пленник».А.П.Чехов. Биография. Рассказ «Хамелеон». В.Г.Короленко. Биография. Повесть «Дети подземелья».
Из произведений русской литературы XX века
А.М.Горький.Биография. Отрывки из повести «Детство», «В людях» .М.В.Исаковский. Стихотворения «Детство», «Ветер», «Весна», К.Г.Паустовский. Биография. Рассказ «Последний черт», М.М.Зощенко. Биография. Рассказ «Великие путешественники». К.М.Симонов. Биография. Стихотворение «Сын артиллериста». В.П.Катаев. Рассказ «Флаг». Н.И.Рыленков. Стихотворения «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки», «Все в тающей дымке». Ю.И.Коваль. Рассказы «Капитан Клюквин», «Картофельная собака». Ю.Я. Яковлев.Рассказ «Багульник». Р.П.Погодин. Рассказ «Время говорит – пора».А.Г.Алексин. Рассказ «Двадцать девятое февраля». К.Я.Ваншенкин. Стихотворения «Мальчишки», «Снежки».
III. Требования к уровню подготовки обучающихся:
- читать вслух осознанно, правильно, бегло выразительно вслух;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного;
IV. Перечень контрольных мероприятий:
административных контрольных работ – 3.
V.Учебно-тематический план:
Устное народное творчество (12 часов)
Сказки «Сивка-бурка», «Журавль и цапля», «Умный мужик».Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни, пословицы, загадки.
Из произведений русской литературы XIX века (40 часов)
А. С.Пушкин (9 часов):
Биография. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
Стихотворение «Зимний вечер», отрывок из поэмы Руслан и Людмила»
М.Ю.Лермонтов (3 часа):
Биография. Стихотворение «Бородино».
И.А.Крылов (4 часа):
Биография. Басни «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль».
Н.А.Некрасов (4 часа):
Биография. Стихотворения «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».
Л.Н.Толстой (9 часов):
Биография. Повесть «Кавказский пленник».
А.П.Чехов (3 часа):
Биография. Рассказ «Хамелеон».
В.Г.Короленко (8 часов):
Биография. Повесть «Дети подземелья».
Из произведений русской литературы XX века (48 час.)
А.М.Горький (9 часов):
Биография. Отрывки из повести «Детство», «В людях». М.В.Исаковский (3 часа):
Стихотворения «Детство», «Ветер», «Весна».
К.Г.Паустовский (6 часов):
Биография. Рассказ «Последний черт».
М.М.Зощенко (4 часа):
Биография. Рассказ «Великие путешественники».
К.М.Симонов (2 часа):
Биография. Стихотворение «Сын артиллериста».
В.П.Катаев (1 час):
Рассказ «Флаг».
Н.И.Рыленков (3 часа):
Стихотворения «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки», «Все в тающей дымке».
Ю.И.Коваль (7 часов):
Рассказы «Капитан Клюквин», «Картофельная собака».
Ю.Я. Яковлев (5 часов):
Рассказ «Багульник».
Р.П.Погодин (3 часа):
Рассказ «Время говорит – пора».
А.Г.Алексин (2часа):
Рассказ «Двадцать девятое февраля».
К.Я.Ваншенкин (3 часа):
Стихотворения «Мальчишки», «Снежки».
VI. Планируемые результаты освоения чтения и развития речи на конец учебного года:
обучающиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, бегло выразительно вслух;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного;
знать:
- наизусть 10 стихотворений.
Внеклассное чтение (1 раз в месяц)
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление отзывов о книгах, пересказ прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего отношения к ним.
VII. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. А.К. Аксенова. Чтение, 7 класс, Москва, «Просвещение», 2013.
2. Дидактический материал.
3.Интерактивная доска, компьютер, презентации, видеоролики.
8 класс (3 часа в неделю)

I. Цель и задачи:
Цель:
формирование у обучающихся техники чтения: правильности,
беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
Задачи:
1.Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
2.Коррекция и развитие высших психических функций; совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения навыками монологической и диалогической речи.
3. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
II.Содержание учебного материала:
(102 часа в год, 3 часа в неделю)
Устное народное творчество.
Сказки. Сказка «Волшебное кольцо». Пословицы и поговорки.
Баллады. «Перчатка», «Нашла коса на камень».
Былины. «Садко».
Произведения русских писателей XIX века.
А.С.Пушкин. Биография. Стихотворения «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «Няне», «Я вас любил». «Сказка о попе и работнике его Балде».
М.Ю.Лермонтов. Биография. Стихотворения «Смерть поэта», «Родина», «Парус», «Сосна». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
И.А.Крылов. Биография. Басни «Волк на псарне», « Осел и Соловей». «Муха и Пчела». Н.А.Некрасов. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда». « В полном разгаре страда деревенская».«Мороз, Красный нос». «Русские женщины».
И.С.Никитин. Биография. Стихотворения «Русь», «Утро на берегу озера». И.С.Тургенев. Биография. Рассказ «Муму». Л.Н.Толстой. Биография. Рассказ «После бала».
Произведения русских писателей XX века.
А.П.Чехов. Биография. Рассказ «Лошадиная фамилия».В.Г.Короленко. Биография. Рассказ «Слепой музыкант». А.М.Горький. Биография. Рассказ «Макар Чудра». С.А.Есенин. Биография. Стихотворения «Спит ковыль», «Пороша», «Отговорила роща золотая». А.П.Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка». А.Н.Толстой. Рассказ «Русский характер».Н. А.Заболоцкий. Стихотворение «Некрасивая девочка». К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Р.И..Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
Л.А.Кассиль «Пекины бутсы». А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Теркин». В.М.Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин.».В.П.Астафьев. «Далекая и близкая сказка». Р.П.Погодин. Рассказ «Алфред». А.А.Сурков. Стихотворение «Родина».
III. Требования к уровню подготовки обучающихся:
- различать жанры литературы (рассказ, стихотворение, басня);
-выделять главную мысль произведения, определять основные черты характера действующих лиц;
- разбирать содержание читаемого с помощью вопросов учителя;
-делить текст на части, составлять под руководством учителя простой план;
- пересказывать прочитанное по плану;
- делать полный и выборочный пересказ;
- заучивать стихотворения;
- самостоятельно читать текст с различными заданиями.
IV. Перечень контрольных мероприятий:
административных контрольных работ – 3.
V.Учебно-тематический план:
Устное народное творчество (11 часов)
Сказки. Сказка «Волшебное кольцо». Пословицы и поговорки.
Баллады. «Перчатка», «Нашла коса на камень». Былины. «Садко».
Произведения русских писателей XIX века (40 часов)
А.С.Пушкин. Биография. Стихотворения «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «Няне»,»Я вас любил». «Сказка о попе и работнике его Балде».
М.Ю.Лермонтов. Биография. Стихотворения «Смерть поэта», «Родина», «Парус», «Сосна». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
И.А.Крылов. Биография. Басни «Волк на псарне», « Осел и Соловей». «Муха и Пчела».
Н.А.Некрасов. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда». « В полном разгаре страда деревенская».«Мороз, Красный нос». «Русские женщины».
И.С.Никитин. Биография. Стихотворения «Русь», «Утро на берегу озера».
И.С.Тургенев. Биография. Рассказ «Муму».
Л.Н.Толстой. Биография. Рассказ «После бала».
Произведения русских писателей XX века (51 час.)
А.П.Чехов. Биография. Рассказ «Лошадиная фамилия».
В.Г.Короленко. Биография. Рассказ «Слепой музыкант».
А.М.Горький. Биография. Рассказ «Макар Чудра».
С.А.Есенин. Биография. Стихотворения «Спит ковыль», «Пороша», «Отговорила роща золотая».
А.П.Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка». А.Н.Толстой. Рассказ «Русский характер»
Н. А.Заболоцкий. Стихотворение «Некрасивая девочка».
К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма».
Р.И..Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
Л.А.Кассиль «Пекины бутсы»
А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Теркин».
В.М.Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин.».В.П.Астафьев. «Далекая и близкая сказка».
Р.П.Погодин. Рассказ «Алфред»
А.А.Сурков. Стихотворение «Родина».
VI. Планируемые результаты освоения чтения и развития речи на конец учебного года:
обучающиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным текстом.
знать:
- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка
Внеклассное чтение (1 раз в месяц)
Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение стенда внеклассного чтения.
VII. Материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
1.Учебник З.Ф.Малышева. «Чтение» 8 класс, Москва,«Просвещение», 2014
2. Дидактический материал
3.Интерактивная доска, компьютер, презентации, видеоролики.
9 класс (3 часа в неделю)

I. Цель и задачи:
Цель:
формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
Задачи:
1. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
2. Коррекция и развитие высших психических функций; совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения навыками монологической и диалогической речи.
3. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к литературе как явлению культуры, основному средству получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
II.Содержание учебного материала:
(102 часа в год, 3 часа в неделю)
Устное народное творчество.)Устное народное творчество. Русские народные песни
«Колыбельная». Песня «За морем синичка не пышно жила». Былины. «На заставе богатырской». Сказки. «Сказка про Василису Премудрую». Сказка «Лиса и Тетерев».
Из произведений русской литературы XIX века.
В.А.Жуковский. Биография. Сказка «Три пояса» . И.А.Крылов. Биография. Басня «Кот и Повар». И.А.Крылов.А.С.Пушкин. Биография. Поэма «Руслан и Людмила». Повесть «Барышня – крестьянка». А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Биография. Стихотворения «Тучи», Баллада». Баллада «Морская царевна».
Н.В.Гоголь. Биография. Повесть «Майская ночь или Утопленница». .
Н.А.Некрасов. Биография. Стихотворения «Рыцарь на час» «Саша».
А.А.Фет. Биография. Стихотворения «На заре ты ее не буди», «Это утро, радость эта…».А.П.Чехов. Биография. Рассказы «Злоумышленник», «Пересолил».
Из произведений русской литературы XX века.
А.М.Горький. Биография. «Песня о Соколе». В.Г.Короленко. Биография. Рассказ «Слепой музыкант». В.В.Маяковский. Биография. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». М.И.Цветаева. Стихотворения «Красной нитью», «Еще вчера в глаза глядел…». К.Г.Паустовский. Биография. Рассказ «Стекольный мастер». С.А.Есенин. Биография. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы», «Собаке Качалова».
М.А.Шолохов.Биография. Рассказ «Судьба человека». Е.И.Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Н.М.Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонек», «Зимняя песня». Ю.И.Коваль. Рассказ «Приключения Васи Куролесова».
Из произведений зарубежной литературы.
Р.Л. Стивенсон. Стихотворение «Вересковый мед». Э.С.Томрсон Рассказ «Снап». Д. Дарел. Рассказ «Живописный жираф».
III. Требования к уровню подготовки обучающихся:
- различать жанры литературы (рассказ, стихотворение, басня);
- выделять главную мысль произведения, определять основные черты характера главных действующих лиц;
- разбирать содержание читаемого с помощью вопросов учителя;
- делить текст на части, составлять под руководством учителя простой план;
- пересказывать прочитанное по плану;
- делать полный и выборочный пересказ;
- заучивать стихотворения;
-самостоятельно читать текст с различными заданиями (подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ);
- работать над средствами языковой выразительности.
IV. Перечень контрольных мероприятий:
административных контрольных работ – 3.
V.Учебно-тематический план:
Устное народное творчество (10 часов)
Устное народное творчество. Русские народные песни. «Колыбельная». Песня «За морем синичка не пышно жила». Былины. «На заставе богатырской». Сказки. «Сказка про Василису Премудрую». Сказка «Лиса и тетерев».
Из произведений русской литературы XIX века (42 часа)
В.А.Жуковский. Биография. Сказка «Три пояса»
И.А.Крылов. Биография. Басня «Кот и Повар».
А.С.Пушкин. Биография. Поэма «Руслан и Людмила». Повесть «Барышня – крестьянка». А.С.Пушкин.
М.Ю.Лермонтов. Биография. Стихотворения «Тучи», Баллада». Баллада «Морская царевна».
Н.В.Гоголь. Биография. Повесть «Майская ночь или Утопленница». .
Н.А.Некрасов. Биография. Стихотворения «Рыцарь на час» «Саша».
А.А.Фет. Биография. Стихотворения «На заре ты ее не буди», «Это утро, радость эта…».
А.П.Чехов. Биография. Рассказы «Злоумышленник», «Пересолил»
Из произведений русской литературы XX века (39 часов)
А.М.Горький. Биография. «Песня о Соколе».
В.Г.Короленко. Биография. Рассказ «Слепой музыкант».
В.В.Маяковский. Биография. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
М.И.Цветаева. Стихотворения «Красной нитью», «Еще вчера в глаза глядел…».
К.Г.Паустовский. Биография. Рассказ «Стекольный мастер»
С.А.Есенин. Биография. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы», «Собаке Качалова».
М.А.Шолохов.Биография. Рассказ «Судьба человека».
Е.И.Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
Н.М.Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонек», «Зимняя песня».
Ю.И.Коваль. Рассказ «Приключения Васи Куролесова».
Из произведений зарубежной литературы (11 часов)
Р.Л. Стивенсон. Стихотворение «Вересковый мед». Э.С.Томрсон Рассказ «Снап».
Д. Дарел. Рассказ «Живописный жираф».
VI. Планируемые результаты освоения чтения и развития речи на конец учебного года:
- обучающиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным текстом.
знать:
- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка
Внеклассное чтение (1 раз в месяц)
Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение стенда внеклассного чтения.
VII. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Учебник А.К.Аксенова, М.И.Шишкова «Чтение» 9 класс М. «Просвещение», 2013
2. Дидактический материал
3.Интерактивная доска, компьютер, презентации, видеоролики.