Адаптированная общеобразовательная программа по трудовому обучению 1 класс по программе В.В. Воронковой
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по трудовому обучению составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2009. Данный предмет входит в образовательную область «Трудовая подготовка»
Адаптированная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральные государственные образовательные стандарты начального (Пункт 19.5) и основного (Пункт 18.2.2) общего образования «Программа отдельных учебных предметов и курсов»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30. 08. 2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением);
Устав ОКСКОУ «С (к) ошкола – интернатVIII вида №3» г. Курска.
Цель: формирование первичных трудовых навыков и пробуждение интереса к практической деятельности, исправление недостатков познавательной деятельности и социальной адаптации в условиях современного общества.
Основные задачи:
сообщать элементарные знания по видам труда, формировать трудовые качества, обучать доступным приемам труда, развивать самостоятельность в труде, прививать интерес к труду;
формировать организационные умения в труде, вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно – гигиенические требования;
воспитывать положительные качества личности обучающегося (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.), уважение к людям труда;
корригировать умение ориентироваться в задании (анализировать объект условия работы), предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу и оценивать качество готовых изделий;
исправлять недостатки физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Общая характеристика учебного предмета
На занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
· ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
· предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
· контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
· работа с глиной и пластилином;
· работа с природными материалами;
· работа с бумагой и картоном;
· работа с текстильными материалами;
· работа с проволокой и металлоконструктором;
· работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
· значение производства товаров для жизни людей;
· сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
· демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
· соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
· знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
Для оценки знаний и умений обучающихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания ( ориентировку в задании, планирование , практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). Согласно Уставу школы и Пояснительной записки к учебному плану обучающиеся первого класса не оцениваются.
При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Для обеспечения образовательных потребностей каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями, развития познавательной активности, школьной мотивации используются
традиционные педагогические технологии:
технологии коррекционного обучения (умение слушать инструкцию и точно ее выполнять, умение действовать по образцу, умение воспроизводить информацию, отвечать на поставленные вопросы);
технологии развивающегося обучения ( умение сравнивать, умение выделять существенные объекты, выполнять классификацию по заданному признаку, умение выявлять причинно-следственные связи и объяснять);
игровые технологии( вовлеченность в игру, принятие правил игры, проявление инициативы, склонность к интерпретациям, адекватное отношение к проигрышу и победе);
коррекционно – развивающие технологии(положительная динамика, результативность обучения);
инновационные педагогические технологии:
элементы информационных технологий (индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности , особенно процессов мышления);
личностно – ориентированные технологии (формирование адаптивных, социально – активных черт обучающихся, чувства взаимопонимания, уверенности в себе);
здоровьесберегающие технологии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 64 ч. в год (2ч. в неделю).
РаспределениечасовпочетвертямЧетверть КоличествочасовКоличество часов
и причины
опережения
или отставания
По программе По КТП Факт 1 15 15 15 2 16 16 16 4 ноября
3 18 18 18 23 февраля, 8 марта, доп. к.
4 14 14 14 1 мая, 9 мая
Итого 64 64 64 Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты усвоения курса трудового обучения в 1 классе.
Обучающиеся научатся:
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
работать по предложенному учителем плану;
отличать верно выполненное задание от неверного;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
-готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
слушать и понимать речь других;
различать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;выполнять конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
различать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;определять названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, с правилами работы ими;
соблюдать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка;
выполнять разметку различными способами: сгибанием, по шаблону; способом соединения с помощью клея; с видами отделки: раскрашиванием, аппликацией;
организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами под контролем учителя.
Слабые обучающиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.
Регулятивные БУД:
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности класса на уроке.
Познавательные БУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать;
КоммуникативныеБУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в на уроке и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные результаты усвоения курса трудового обучения в 1 классе.
У обучающихся будут формироваться следующие умения:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
овладение начальными навыками адаптации в окружающей действительности;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
развитие адекватного представления о собственных способностях;
овладение основами здорового образа жизни, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Содержание тем учебного курса
№ Наименование раздела, темы Кол.ч. Краткое содержание раздела Мониторинг уровня обученности1 четверть
1 Вводное занятие 1 Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявлениезнаний и уменийобучающихся. 2 Работа с глиной и пластилином 5 · Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины:
· Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.
· Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. П.).
· Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке). 3 Работа с природным материалом 4 · Экскурсия на природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т. Д.).
· Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).
· Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.
· Для слабых учащихся можно ограничиться наклеиванием цветков.
· Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет». 4 Работа с бумагой 5 Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.
· Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.
· Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.
· Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.
· Изготовление по образцу стаканчика для семян. 2 четверть
1 Работа с глиной и пластилином 3 Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.
· Лепка по образцу букв и цифр на подложке. 2 · Работа с природными материалами (несложные объемные изделия). 6 · Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).
· Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.
· Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев.
· Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).
· Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина.
3 Работа с бумагой (с применением клея) 7 Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два человека.
· Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.
· Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям.
· Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора).
· Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. 3 четверть
1 Работа с глиной и пластилином с применением инструментов 3 Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.
· Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. 2 Работа с природным материалом (многодетальные изделия) 6 · Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.
· Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.
· Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).
· Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).
· Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.
· Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации 3 Работа с бумагой (аппликация) 5 Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).
Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.
Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабыеучащиесявыполняютработу с помощьюучителя. 4 Работа с нитками 4 Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.
· Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.
· Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке. 4 четверть
1 Работа с глиной и пластилином (макеты) 5 Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты:«Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.). 2 Работа с бумагой (аппликация) 2 Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе. 3 Работа с нитками (шитье по проколу) 7Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).
· Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.
· Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.
· Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.
· Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов по трудовому обучению
Л.А. Кузнецова Технология ручного труда 1 класс. Санкт-Петербург: Просвещение, 2011
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ruУчительский портал http://www.uchportal.ruФестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ruСеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
календарно-тематическое планировние
№ Содержание (разделы, темы) Кол.
час. Даты проведения Элементы содержания Форма контроля Требования к уровню подготовки обучающихсяплан факт 1 четверть (16 часов)
1 Вводное занятие 1 Беседа о труде и профессиях. Требования к поведению во время урока труда. Ответы на вопросы Знать наиболее распространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами
2 Упражнение в подготовке пластилина к лепке 1 Пластические свойства пластилина: холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать свойства пластилина, ТБ. Уметь разогревать, разминать, раскатывать пластилин в ладонях, на доске
3 Изготовление лесенки, забора, елочки, самолета из палочек и столбиков разной длины 1 Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия, ТБ. Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы.
4 Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бусы, ягоды, кукла -неваляшка 1 Скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар) Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать название геометрических фигур, название материала, ТБ. Уметь выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия; пооперационно выполнять за учителем работу по словесной инструкции с показом приемов изготовления. Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность.
5 Лепка предметов круглой формы: помидор, яблоко, апельсин 1 Скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко) Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать свойства пластилина, ТБ. Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность.
6 Лепка предметов овальной формы: огурец, морковь, корзина 1 Скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать приемы работы по изготовлению изделия, ТБ. Уметь составлять композицию на тарелке.
7 Экскурсия по теме «Сбор природного материала» 1 Беседа об осени. Сбор листьев, цветов, семян-крылаток клена, шишек, сучков и др. правила поведения на экскурсии. Техника безопасности во время экскурсии Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, хрупкость засушенных листьев.
8 Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев 1 Прикрепление засушенных листьев на подложку полосками бумаги. Составление простейших композиций из листьев
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать свойства сухих листьев, ТБ с клеем. Уметь аккуратно наклеивать на плотную бумагу сухих хрупких листьев.
9 Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветов 1 Прикрепление засушенных цветов на подложку полосками бумаги. Составление простейших композиций из цветов.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать свойства сухих листьев, цветов, ТБ с клеем. Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку, составлять простые композиции из листьев и цветов.
10 Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев «Отлет птиц» 1 Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев. Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать свойства сухих листьев, ТБ с клеем. Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку, составлять простые композиции из листьев и цветов.
11 Изготовление книжечки из бумаги 1 Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Упражнения в сгибании и разгибании бумаги по прямым линиям, Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать свойства бумаги. Уметь сгибать бумагу с угла на угол и по средней линии, разглаживать место сгиба от центра к краям
12 Изготовление по образцу наборной линейки из листа бумаги 1 Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Упражнения в сгибании и разгибании бумаги по прямым линиям, Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать приемы изготовления изделия. Уметь правильно складывать по разным осям изделие.
13 Изготовление по образцу летающей игрушки из бумаги 1 Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Упражнения в сгибании и разгибании бумаги по прямым линиям, Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать приемы изготовления изделия. Уметь правильно складывать по разным осям изделие.
14 Изготовление по образцу шапочки-пилотки 1 Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Упражнения в сгибании и разгибании бумаги по прямым линиям, Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать приемы изготовления изделия. Уметь правильно складывать по разным осям изделие.
15 Изготовление стаканчика для семян 1 Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Упражнения в сгибании и разгибании бумаги по прямым линиям, Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать приемы изготовления изделия. Уметь правильно складывать по разным осям изделие.
16 Резание полосы на квадраты 1 Упражнение в резании ножницами по следу сгибов. Вырезание полосок. Резание полосы на квадраты, образованные путем складывания полосы Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ с ножницами, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь правильно держать инструмент, синхронно работать обеими руками: правая рука с ножницами — режет, левая — подает.
2 четверть (16 часов)
17 Вырезание квадратов, прямоугольников 1 Обводка геометрических фигур на бумаге по шаблону. Упражнение в резании по прямым линиям. Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ с ножницами, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь обводить шаблон, правильно держать инструмент, синхронно работать обеими руками: правая рука с ножницами — режет, левая — подает.
18 Вырезание круга, овала 1 Обводка геометрических фигур на бумаге по шаблону. Упражнение в резании по кривым линиям Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ с ножницами, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь обводить шаблон, правильно держать инструмент, синхронно работать обеими руками: правая рука с ножницами — режет, левая — подает.
19 Лепка по образцу моркови, перца, груши 1 Упражнение в вытягивании одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ, этапы и приемы изготовления изделия.Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оценивать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.Уметь соединять плоские детали с объемными. Правильно располагать детали, соблюдать пропорции и размеры.
20 Лепка по образцу игрушки: утенок 1 Прием примазывания. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ, этапы и приемы изготовления изделия.Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оценивать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.Уметь соединять плоские детали с объемными. Правильно располагать детали, соблюдать пропорции и размеры.
21 Лепка по образцу игрушки: снеговик 1 Геометрическое тело шар. Скатывание шаров. Составление из шариков фигурки снеговика. Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ, этапы и приемы изготовления изделия.Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оценивать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.Уметь соединять плоские детали с объемными. Правильно располагать детали, соблюдать пропорции и размеры.
22 Изготовление по образцу ежа из пластилина и игл ели 1 Знакомство с внешним видом ежа, его образом жизниПрием вкалывания деталей из природного материала в пластилин.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах. Уметьсоставлятьпростыекомпозиции.
23 Изготовление по образцу цветка из пластилина и крылаток 1 Знакомство со строением цветка. Прием вкалывания деталей из природного материала в пластилин.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах. Уметь составлять простые композиции.
24 Изготовление по образцу бабочки из пластилина, листьев 1 Знакомство с внешним видом бабочки. Прием вкалывания деталей из природного материала в пластилин.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах. Уметь составлять простые композиции.
25 Изготовление по образцу рыбки из скорлупы грецкого ореха 1 Знакомство с внешним видом рыбки. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.
26 Изготовление по образцу мышки из желудя, пластилина, проволоки 1 Знакомство с внешним видом мышки. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.
27 Изготовление по образцу грибов из каштанов 1 Лепка шляпки грибов двумя способами: составление из двух половинок шара, из каштанов. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.
28 Изготовление елочной гирлянды «Цепочка» 1 Резание по прямым линиям. Соединение деталей с помощью клея. Работа в паре. Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.
29 Изготовление гирлянды «Змейка» 1 Плетение из бумаги Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.
30 Изготовление деталей аппликации на флажки 1 Упражнение в резании по кривым линиям Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.
31 Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов 1 Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.
32 Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги 1 Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание украшений
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.
3 четверть (16 часов)
33 Лепка по образцу рельефов букв 1 Виды лепки: на плоскости (рельеф).Вырезание с помощью стеки рельефа букв из расплющенного куска пластилина Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия, ТБ. Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы.
34 Лепка по образцу рельефов цифр 1 Виды лепки: на плоскости (рельеф).Вырезание с помощью стеки рельефа цифр из расплющенного куска пластилина Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия, ТБ. Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы.
35 Лепка стилизованной фигуры человека 1 Виды лепки: круглая (скульптура). Обработки деталей фигуры.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия, ТБ. Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы.
36 Изготовление по образцу птички из желудя, перьев, пластилина 1 Внешний вид птицы. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать вид материала, ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь рационально использовать пластилин и материалоотходы, распологать детали на подставке, соединять детали с помощью пластилина
37 Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, цветной бумаги 1 Внешний вид кораблика. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать вид материала, ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь рационально использовать пластилин и материалоотходы, распологать детали на подставке, соединять детали с помощью пластилина
38 Изготовление по образцу совы из шишки ели 1 Внешний вид совы. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать вид материала, ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь рационально использовать пластилин и материалоотходы, распологать детали на подставке, соединять детали с помощью пластилина
39 Изготовление по образцу поросенка из шишки ели и пластилина 1 Внешний вид поросенка. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать вид материала, ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь рационально использовать пластилин и материалоотходы, располагать детали на подставке, соединять детали с помощью пластилина
40 Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток, пластилина 1 Внешний вид пингвина. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать вид материала, ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь рационально использовать пластилин и материалоотходы, располагать детали на подставке, соединять детали с помощью пластилина
41 Оформление макета из готовых изделий с созданием игровой ситуации 1 Составление композиции из готовых изделий. Применение дополнительных материалов для оформления макета Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать приемы работы с материалами, используемыми на уроке, ТБ. Уметь применять дополнительные материалы для оформления макета.
42 Изготовление аппликации из геометрических фигур «Снеговик у домика» 1 Чередование фигур по форме и цвету Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазываниедеталейаппликацииклеем и наклеиваниеих.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила составления аппликации, ТБ с клеем и режущими инструментами, организацию рабочего места. Уметь складывать по образцу орнамент из вырезанных геометрических фигур, наклеивать на подложку
43 Составление орнамента в полосе из геометрических фигур 1 Чередование фигур по форме и цвету Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазываниедеталейаппликацииклеем и наклеиваниеих.
. Ответы на вопросы, индивид.
контроль . Знать правила составления аппликации, ТБ с клеем и режущими инструментами, организацию рабочего места. Уметь складывать по образцу орнамент из вырезанных геометрических фигур, наклеивать на подложку
44 Самостоятельное изготовление по образцу орнамента в квадрате 1 Чередование фигур по форме и цвету Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазываниедеталейаппликацииклеем и наклеиваниеих.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила составления аппликации, ТБ с клеем и режущими инструментами, организацию рабочего места. Уметь складывать по образцу орнамент из вырезанных геометрических фигур, наклеивать на подложку
45 Составление по образцу композиции «Лодочка» 1 Чередование фигур по форме и цвету Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазываниедеталейаппликацииклеем и наклеиваниеих.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила составления аппликации, ТБ с клеем и режущими инструментами, организацию рабочего места. Уметь складывать по образцу орнамент из вырезанных геометрических фигур, наклеивать на подложку
46 Составление по образцу композиции из овощей и фруктов 1 Чередование фигур по форме и цвету Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазываниедеталейаппликацииклеем и наклеиваниеих.
Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила составления аппликации, ТБ с клеем и режущими инструментами, организацию рабочего места. Уметь складывать по образцу орнамент из вырезанных геометрических фигур, наклеивать на подложку
47 Упражнения с нитками 1 Разрывание, резание разной длины, связывание, наматывание на картонку, в клубок ниток Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать свойства и особенности ниток, ТБ с ножницами. Уметь выполнять работу по образцу
48 Витье шнурка из ниток 1 Связывание узелками на конце шнура. Связывание бантиком и петлей Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать вид материала, ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь выполнять работу с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).
4 четверть (16 часов)
49 Составление коллекции ниток 1 Наклеивание коллекции на подложку Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать вид материала, ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь выполнять работу с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).
50 Составление кисточки из ниток 1 Наматывание ниток на картонку. Связывание одного края. Разрезание другого края Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать вид материала, ТБ, этапы и приемы изготовления изделия. Уметь выполнять работу с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).
51 Лепка по образцу деталей для макета к сказке «Колобок» 1 Работа группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.). Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать о расположении предметов на подставке в определенной последовательности, сказку, инструменты, организацию рабочего места. Уметь изготавливать детали макета, закреплять детали на подставке.
52 Лепка по образцу деталей для макета по теме «За грибами» 1 Работа группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.). Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать о расположении предметов на подставке в определенной последовательности, сказку, инструменты, организацию рабочего места. Уметь изготавливать детали макета, закреплять детали на подставке.
53 Лепка по образцу деталей для макета по теме «Снегурочка в лесу» 1 Работа группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.). Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать о расположении предметов на подставке в определенной последовательности, сказку, инструменты, организацию рабочего места. Уметь изготавливать детали макета, закреплять детали на подставке.
54 Лепка по образцу деталей для макета к сказке «Репка» 1 Работа группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.). Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать о расположении предметов на подставке в определенной последовательности, сказку, инструменты, организацию рабочего места. Уметь изготавливать детали макета, закреплять детали на подставке.
55 Лепка по образцу деталей для макета по теме «Весна» 1 Работа группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.). Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать о расположении предметов на подставке в определенной последовательности, сказку, инструменты, организацию рабочего места. Уметь изготавливать детали макета, закреплять детали на подставке.
56 Изготовление растительного орнамента в полосе 1 Чередование фигур по форме и цвету Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазываниедеталейаппликацииклеем и наклеиваниеих. Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила составления аппликации, ТБ с клеем и режущими инструментами, организацию рабочего места. Уметь складывать по образцу орнамент из вырезанных геометрических фигур, наклеивать на подложку
57 Изготовление по образцу аппликации «8 марта» 1 Чередование фигур по форме и цвету Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазываниедеталейаппликацииклеем и наклеиваниеих. Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила составления аппликации, ТБ с клеем и режущими инструментами, организацию рабочего места. Уметь складывать по образцу орнамент из вырезанных геометрических фигур, наклеивать на подложку
58 Шитье по проколам способом «игла вверх вниз» 1 Упражнение по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строки Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила хватки инструментов, ТБ, приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Уметь шить по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям
59 Вышивание геометрических фигур 1 Подготовка проколов для вышивания. Раскрашивание контура фигур Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила хватки инструментов, ТБ, приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Уметь шить по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям
60 Вышивание контуров овощей 1 Подготовка проколов для вышивания. Раскрашивание контура фигур Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила хватки инструментов, ТБ, приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Уметь шить по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям
61 Вышивание контуров фруктов 1 Подготовка проколов для вышивания. Раскрашивание контура фигур Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила хватки инструментов, ТБ, приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Уметь шить по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям
62 Вышивание контуров фигур в два приема 1 Подготовка проколов для вышивания. Способ «игла вверх-вниз», расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета». Раскрашивание контура фигур. Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила хватки инструментов, ТБ, приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Уметь шить по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям
63 Вышивание разнообразных фигур 1 Вышивание по рисунку учителя с самостоятельным прокалыванием .Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила хватки инструментов, ТБ, приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Уметь шить по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям
64 Вышивание разнообразных фигур. 1 Вышивание по рисунку ученика с самостоятельным прокалыванием Ответы на вопросы, индивид.
контроль Знать правила хватки инструментов, ТБ, приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Уметь шить по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям