Сценарий литературного досуга для детей старшего дошкольного возраста по творчеству С.Я. Маршака
Открытое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста к конкурсу «Воспитатель года – 2016г.»
Автор: Климентова Екатерина Юрьевна, воспитатель группы № 3 Дошкольного отделения № 1 ГБОУ «Школы № 1613» города Москвы
Литературный досуг по творчеству С.Я Маршака
Задачи:
обобщить знания детей о писателе С.Я.Маршаке, его произведениях;
развивать умения отгадывать загадки; развивать артистические способности детей;
воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством С.Я. Маршака.
Оборудование: презентация к викторине, атрибуты для инсценировки, приз (книга С.Я. Маршака), костюм Дамы, костюм Рассеянного, портрет собачки, игрушка собачки
Подготовительная работа.
Чтение детям произведений С.Я.Маршака, разучивание наизусть отрывков и стихотворений «Кошкин дом», «Зубная быль», «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Багаж», «Котятки» и инсценировка их.
Ход мероприятия
Ведущий
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по произведениям доброго сказочника и поэта, которого зовут Самуил Яковлевич Маршак. Он написал огромное множество всеми любимых стихотворений, сказок, которые знают не только ваши родители, но и даже ваши бабушки и дедушки!
(слайд 2)
- Посмотрите, каким он был в детстве. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.
- Ребята, а знаете, что папа Маршака работал на заводе где изготавливали мыло? Мама занималась домашними делами.
(слайд 3)
- А вот таким Самуил Маршак был когда, учился в гимназии. (слайд4)
- Поэт очень любил путешествовать, он побывал во многих странах. А во время Великой Отечественной войны читал свои стихи солдатам на фронте.
(слайд 5)
- Поэт очень любил детей, поэтому часто устраивал встречи с ребятами, где знакомил их с новыми своими произведениями и вспоминал уже им знакомые.
(слайд 6)
Ведущий
- В зал вбегает «Дама» с саквояжем (плачет):
Дама - Подменили! Мою любимицу – собачку подменили! Сдала в багаж маааленькую собачонку, а мне вернули огромную собаааку! ААААА!!!! Как же я теперь без нее? Кто же мне поможет?
(Осматривается вокруг.)
- Ой, извините, здравствуйте!
- Скажите, пожалуйста, а куда я попала? (в детский сад)
- А в вашем детском саду ребята умненькие - разумненькие?
- И книжки любите?
- Ой, как замечательно! Как хорошо, что я вас встретила! Ребята, помогите, пожалуйста. Помогите вернуть мне мою собачку…маааленькую.
Ведущий
- Ребята, а вы узнали эту Даму?
Из какого она стихотворения?
Дама
- А кто написал это стихотворение?
Ведущий
- Посмотри сколько у нас помощников! Мы с удовольствием тебе поможем!
- Ребята, сегодня мы с Вами будем вспоминать произведения Самуила Яковлевича Маршака. Но задания не простые. Они из сказок и стихов поэта.
- Чтобы найти собачонку, нужно собрать ее портрет. За каждое выполненное задание будет открываться часть портрета.
Самуил Яковлевич писал не только стихи, но и сочинил нам загадки! Давайте их отгадаем!
- Я загадываю загадку, а тот кто знает отгадку поднимает руку. Ну что, начнем? (7 слайд)
Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сиделка на носу. (Очки) (*)Бьют его рукой и палкой Никому его не жалко, А за что беднягу бьют, А за то, что он надут. (Мяч) (*)Принялась она за дело, Завизжала и запела, Ела, ела Дуб, дуб Поломала Зуб, зуб. (Пила) (*)Я конем рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадет он без меня. (Велосипед) (*)5) Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево) (*)6) Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы) (*)-Молодцы! Справились! Осталась только одна загадка! И ее мы загадаем нашим гостям! А Вы слушайте внимательно!
- Дети загадывают музыкальную загадку:
7) Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. (Календарь) (слайд 7)
Ведущий и Дама
Молодцы! Справились! Открылся портрет.
(раздается лай собачки)
Дама
- А вот и моя любимица (заносит игрушку собачки). Правда красивая? А лает-то как звонко! Спасибо вам ребята за помощь. (Уходит.)
А теперь давайте выполним следующее задание, которое называется «Доскажи словечко».
Я буду читать стихотворение, а вы должны будете мне помогать и договаривать нужное слово! Ну что, начнем?
Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)»
Из какого произведения строки? («Почта») (слайд 8)
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с ___________(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на _______(стол),
Побежал по стульям с треском,
Вверх полез по ______(занавескам),
Стены дымом заволок, лижет пол и _____(потолок).
Из какого произведения строки? («Пожар») (слайд 9)
Сел он утром на_________(кровать),
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул_________(руки) -
Оказалось, это____________(брюки). («Рассеянный с улицы Бассеянной»)
Стук в дверь. Вбегает Рассеянный…. (пальто застегнуто криво, не на те пуговицы, на руках носки, на голове сковорода). Он удивленно оглядывается и, обращаясь к детям, произносит:
- Это что за остановка – Бологое иль Поповка? (Подходит к воспитателю, дергает за рукав)
-Глубокоуважаемый! Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый! Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить,
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить? (Опять оглядывается и испугано восклицает)
-Ой! Да это не моя остановка, я опять попал не туда (пытается уйти) Ведущий
Как раз попали куда надо. Ведь Вы из книжки Маршака «Вот какой Рассеянный».
Рассеянный
Нет, Вы ошибаетесь, я из книжки «Мойдодыр».
Ведущий
Дети, вы только послушайте, что говорит Рассеянный. Разве он из книжки «Мойдодыр»?
Дети: Нет!
Ведущий
Ну, что ты, Рассеянный! Ты опять все перепутал. Дети, скажите Рассеянному, кто о нем написал.
Дети: Самуил Яковлевич Маршак!
Рассеянный (огорченно)
Вы уж меня простите, ребята. Я всегда все говорю и делаю наоборот. Ведущий
Не расстраивайся! Оставайся у нас, мы поможем тебе попасть на нужную станцию!
Рассеянный
Останусь, так и быть!
- Для того чтобы помочь Рассеянному, надо выполнить следующее задание – угадать героя из произведений Маршака. Готовы? Смотрите внимательно на экран!
(слайд 10)
Кошка из «Кошкин дом» (*)
Кошка из «Сказки о глупом мышонке» (*)Девочка из «Усатого-полосатого» (*)
Дама из стихотворения «Багаж» (*)Рассеянный
Молодцы ребята, всех героев знаете!
Ведущий А тебе Рассеянный мы вручаем расписание электропоездов! Удачи!
Ведущий
А теперь попробуйте по картинкам вспомнить что же это за сказка? (слайд 11) Правильно! Это «Это сказка о глупом мышонке»! Только каких-то героев здесь не хватает! Давайте вспомним!
Пела ночью мышка в норке: - Спи, мышонок, замолчи!Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок: - Голосок твой слишком тонок.Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать, Стала утку в няньки звать:- Приходи к нам, тётя утка, Нашу детку покачать.
Побежала мышка-мать, Стала жабу в няньки звать:- Приходи к нам, тётя жаба, Нашу детку покачать.
Побежала мышка-мать, Стала свинку в няньки звать…
Побежала мышка-мать, Стала лошадь в няньки звать…
Стала думать мышка-мать, Надо курицу позвать…
Побежала мышка-мать, Стала щуку в няньки звать:
Побежала мышка-мать, Стала кошку в няньки звать…
- Молодцы ребята, хорошо знаете «Сказку о глупом мышонке»!
Ведущий
А теперь я прочитаю вам отрывки из стихотворений, а вы должны угадать их! Слушайте внимательно: (слайд 12) (слайд 13) (слайд 14) (слайд 15)
- Смотрите внимательно, на экране изображены картинки из произведений Маршака, но есть и лишняя! Какая из картинок лишняя и почему?
(слайд 16) - 4 картинки из «Сказки о глупом мышонке», а одна – из «Кошкиного дома».
(слайд 17) – 4 картинки из «Усатого-полосатого», а одна из «Почты».
Ведущий
Наши ребята хорошие артисты и любят выступать. Мы сейчас для вас выступим!
«Перчатки»: Вика (автор), Арина (кошка), Котятки (Ксюша, Лейла, Ярослав, Влада) (слайд 18).«Зубная быль»: Авторы (Маруся и Света), Больной (Даша), Регистраторши (Марго и Вероника) (слайд 19).
- Ребята, все задания вы успешно выполнили. Давайте вспомним, кто же автор всех произведений которые нам сегодня встретились? Да, это Самуил Яковлевич Маршак.
В зал заходят Рассеянный и Дама
Мы решили вернуться! В благодарность, за вашу помощь в у нас для вас подарок – новая книга, которая появится в вашей группе и познакомит нас с новыми героями Маршака! (слайд 20).