Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (включая экономику и право). 2015 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
с.Спасское
(Новосельский филиал)
«Утверждаю»
Директор школы
__________________
Ж.Б. Клименкова
Приказ № _____
от «___»____________201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО___ подготовке к ЕГЭ по обществознанию_(включая экономику и право)______
(НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
________________11________________
(классы)
2014– 2015 учебный год
(сроки реализации)
Согласовано на методическом объединении.
Протокол № ______
от «___» _________ 201___г.
Рабочую программу разработал (-а):
Голубенко Н.П.
Ф.И.О.
должность:
учитель истории
Подпись разработчика:
_________________________
___________2015____________
(год разработки)
Содержание:
1. Пояснительная записка с. 3 - 4
2. Содержание программы учебного курса с. 5 - 6
3. Учебно – тематический план с. 7
4. Литература и средства обучения с. 8 - 9
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.
Рабочая программа «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Рабочая программа "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 17 часов.
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
- повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения тестовых заданий; - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.
Основное содержание
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Содержание
Введение (1 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2012.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2012.
Тема 1. Общество (1 ч.)
Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек (2 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание (2 ч.)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества (2 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
·
Тема 6. Социальная сфера общества (1 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества (1 ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества (2 ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов (1 ч.)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части С. (1 ч.)
Задания С1-С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.
Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).
Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).
Задание С7 (Решение познавательных задач).
Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).
Задание С9
Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».
Итоговое тестирование (1 ч.). Решение КИМов.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование тем курса
Виды
познавательной
деятельности
Кол-во часов
1
Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.
Лекция с элементами беседы
1
Тема 1. Общество.
1
2
Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Ступени развития общества.
Лекция с элементами беседы, практическая работа
1
Тема 2. Человек .
2
3
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
1
4
Многообразие видов деятельности человека. Человек в системе социальных связей.
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
1
Тема 3. Духовная сфера.
2
5
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
1
6
Наука и образование. Мораль. Религия.
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
1
Тема 4. Познание.
2
7
Познание мира. Многообразие форм человеческого знания.
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
1
8
Решение тестовых заданий части А.
Тренинг
1
Тема 5. Экономическая сфера.
2
9
Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы.
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
1
10
Многообразие рынков. Рыночные отношения
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
1
Тема 6. Социальная сфера.
1
11
Социальная система. Семья и брак как социальные институты. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
1
Тема 7. Политическая сфера.
1
12
Политическая система. Признаки, функции и формы государства. Политический плюрализм. Структура политической власти в РФ.
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
1
Тема 8. Право.
2
13
Право, система права. Источники права. Права человека. Конституция РФ.
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
1
14
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
1
15
Тема 9. Решение заданий различных типов.
тренинг
1
16
Тема 10. Решение заданий части С. Эссе.
тренинг
1
17
Итоговое тестирование.
Тестирование в формате ЕГЭ
1
Итого:
17
Литература и средства обучения
Литература для учителя:
Антонов А.В. О Всеобщей декларации прав человека: Пособие для учителя. – М.: Вита – Пресс, 2001. – 64 с.
Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 542 с.
Быков Д.А. Обществознание. Ответы на билеты. 11 кл. - М.: Эксмо, 2006. – 160 с.
Гражданский кодекс РФ. Части 1-4. – Москва: Проспект, КноРус, 2011. – 544 с.
Закон РФ «О защите прав потребителей». – М.: «Проспект», 2000. – 48 с.
История философии. – Ростов- на – Дону: «Феникс», 2001. – 576 с.
Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты.
9 класс: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 126 с.
Косицына Ф.П. Экономика для уч-ся 11 кл. Ответы на экзаменационные билеты. – Волгоград: Учитель, 2002. – 64 с.
Лазебникова А.Ю. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 413 с.
Лебедев А.М. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 64 с.
Лебедев А.М. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты. 11 класс. Экспресс – курс подготовки к ЕГЭ: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 127 с.
Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7 – 8 кл. ОУ. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2010. – 224 с.
Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10 – 11 кл.: Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2003. – 224 с.
Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей ОУ. – М: Просвещение, 2010. – 157 с. – (Текущий контроль). (Электронный учебник).
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». Пособие для учителя. – М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003. – 160 с.
Трудовой кодекс РФ – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2001. – 256 с.
Уголовный кодекс РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192 с.
ФЗ «Об образовании в РФ». – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
ФЗ «О гражданстве РФ». – Москва: Проспект, 2010. – 24 с.
Философский словарь. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
Хужокова И.М. Краткий курс по международному праву: учеб. пособие. – М.: Издательство «Окей – книга», 2011. – 128 с.
Человек и общество. Современный мир. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.
Экономика. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 592 с.
Литература для учащихся:
Баранов П.А. ЕГЭ – 2014: Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 437 с.
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2014. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 319 с.
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2015. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 383 с.
Липсиц И.В. Экономика: базовый курс. Учебник для уч-ся 10, 11 кл. – М: Издательство «Вита», 2004.- 352 с. (электронный учебник).
Никитин А.Ф. Право. 10 – 11 кл.: учебник для ОУ. – М.: Дрофа, 2011. – 414 с. (Электронный учебник).
Никитин А.Ф. Права человека. 9 – 11 кл.: Пособие для уч – ся ОУ. – М.: Дрофа, 2000. – 80 с.
Никитин А.Ф. Семейное право. 9 – 11 кл.: Пособие для уч – ся ОУ. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.
Никитин А.Ф. Трудовое право. 9 – 11 кл.: Пособие для уч – ся ОУ. – М.: Дрофа, 2000. – 64 с.
Никитин А.Ф. Уголовное право. 9 – 11 кл.: Пособие для уч – ся ОУ. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.
Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.
Средства обучения:
Проектор
Нетбук
Варианты тестовых заданий по каждой теме
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – портал федерального института педагогических измерений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – российский общеобразовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – научная электронная библиотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – государственные образовательные стандарты второго поколения
13PAGE 15
13PAGE 14915
15