Конспект урока по обучению грамоте по УМК Планета Знаний на тему: Буквы Ч, ч


Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте)
Тема урока: " БУКВЫ Ч, ч. СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].
Класс: 1 Б
УМК «Планета Знаний»
Букварь Андриановой Т.М.
Дата: 4.02.2015
Провела : Грачёва Е.С.
Проверила: методист Карпова Е.В.
Обучающие цели:
1.Формирование умения правильно обозначать звук [ч'] буквами «Ч,ч»
2.Формирование навыка правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений.
3.Создание условий по организации деятельность учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на умение разрешать поставленные проблемы.
4. Расширение активного и пассивного словаря детей.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Создание условий для развития фантазии, воображения, наблюдательность, фонематического слуха, умения давать полный, связный ответ, умения найти информацию, выполнять знаков-символьные действия.
Логические УУД:
умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать развитию умения анализировать звуки, развитию фонематического слуха.
Регулятивные УУД: рефлексия границы знания и незнания, контроль
Коммуникативные УУД:
-Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
развития умения кратко излагать свои мысли.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.
Воспитательные цели:
1.Раскрытие для детей красоты и богатства родного языка.
Энциклопедическая справка
Самовар— устройство для кипячения воды и приготовления чая. Чайник— небольшой закрытый сосуд с носиком и ручкой для подогревания и кипячения воды. Обычно чайники изготавливаются из металла.
Чаёвничать - проводить время за чаем.
Чаёвник - любитель пить чай.
Алтан – хан - титул, которым монголы называли императоров чжурчжэньской империи ЦзиньХод урокаДеятельность учителяДеятельность учениковформированиеУУД 1.Организационный момент (2 мин) Здравствуйте, ребята. Готовы ли вы к новым открытиям? Вспомним правила взаимодействия и пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам и себе с интересом и удовольствием провести этот урок, узнать много нового и полезного.
- На Руси русские люди любили приглашать гостей..звучит песня в исполнении Леонида Утёсова «У самовара я и моя Маша» 2. Мотивация учебной деятельности (4 мин)
-Что обязательно находилось в центре стола?
- Что такое самовар?
- Каким предметом мы заменили самовар?
- Как вы думаете, от какого слова произошло слово чайник?
- Определим значение этого слова (многозначность)
- Что называем чаем?
- Подберём ещё несколько родственных слов.
(учитель записывает на доске)
( чаёк,чайная, чаёвничать,чаёвник)
- Что обозначают слова?
-Значение какого слова вам не совсем понятно?
- Кто объяснит значение слова?
Этот предмет - самовар
(устройство для кипячения воды и приготовления чая.)
Чаще в быту мы используем чайник.
Это слово произошло от слова чай.

(напиток, лист, куст)
познавательные УУД
3. Целеполагание(2 мин)
Посмотрите на изображения героев? Из каких они произведений?-
Какой звук мы слышим в начале слов?
- Кто объявит тему урока?
- Какие цели мы поставим перед собой?
-Какую работу мы должны выполнить, чтобы достичь поставленных целей?
Чиполлино и ЧебурашкаМы слышим звук [ч]
Тема урока: " звук [ч’].
БУКВЫ Ч, ч"
-познакомиться с новым
-согласным звуком [ч’], обозначающим букву ч;
-учиться отличать новый звук от других, ранее изученных, звуков;
-учиться читать слова с новым звуком.
Будем по учебнику, с таблицей звуков, используем ранее полученные знания
регулятивные УУД
4. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)
Постановка проблемы.
Составим звуковую схему слова чай
Почему мы не сможем это сделать?
Работа над звуко – буквенной характеристикой слова чай.
(работают в паре по рядам)
Задания на карточках
1 – парный – непарный (записать парные согласные)
2 – звонкий – глухой (определить по чтению слогов)
3 – твёрдый - мягкий (определить по чтению слогов)
Вывод звук [ ч] – непарный согласный, звонкий и всегда мягкий
- Какой буквой обозначаем звук? (Ч ч)
Физминутка Устал – пей чай, жарко – пей чай,
хочешь согреться – пей чай. Не знаем характеристику звука
работа в паре (исследовательская работа)
Ответы по вариантам
1 -непарный
2 - звонкий
3 - мягкий
Самопроверка
звук [ ч] – непарный согласный, звонкий и всегда мягкий
коммуникативные УУД
регулятивные УУД
5.Этап первичного закрепления (9мин)
Работа по учебнику. стр. 96
-Чем отличаются слова в 1 столбике?
Слова во 2 столбике?

Слова в 3 столбике?
Обратите внимание, что тут необычно?
Для чего обычно используется мягкий знак в слове после согласного?
Нужен ли Ь знак после Ч для смягчения звука?
Так чем же ещё отличаются слова в этом столбике, почему в одном слове есть ь знак, а в другом нет?
Если сочетается со словом Он?
А если с Она?
- Какое место занимает новый звук в словах?
Работа над текстом.
Жужжащее чтение вслух.
Бобик в гостях у Барбоса.
- Произведение какого жанра вы прочитали?
Что необычного заметили в тексте?
Работа над содержанием.
Почему Бобик удивился?
Почему Бобик не понимал слова Барбоса?
У всех слов есть своё значение.
В прямом значении и переносном.
Словосочетания: часы ходят, бьют, стучат в каком значении?
Послушайте стихотворение Орлова «Часы», и назовите слова в переносном значении.
Говорят «часы стоят».
Говорят «часы спешат».
Говорят «часы идут»,
Но немного отстают».
Мы смотрели с Мишкой
вместе,
Но часы стоят на месте.
Работа с иллюстрациями с.96
О каких предметах можно сказать, что они идут?
О каких предметах можно сказать, что они плывут?
О каких предметах можно сказать, что они ползут?
В каких случаях слова использовались в прямом смысле?
Когда в переносном?
Чтение слов
Ударением
Часики ласковое название часов, маленькие часы
Показатель мягкости согласного.
Нет, звук [ч‘] всегда мягкий.
Сочетание со словами ОН и ОНА
Не пишется
Пишется
Звук может быть в начале слова и в конце слова
Читают хорошо читающие дети вслух.
Сказка.
Ведут диалог
Что часы ходят.
Слова не в своём значении.
В переносном значении
Часы стоят, спешат, идут, отстают
О поезде, человеке, дожде, дыме
О корабле, облаке
О туче, улитке
О человеке, корабле, улитке
О дожде, облаке, туче, дыме познавательные УУД
познавательные УУД
личностные УУД
Этап включения в систему знаний и повторения ( 7 мин)
Работа над пословицей (Чужим умом долго не проживёшь)
Работа над фразеологизмами.
- Если вы будете обладать хорошими манерами вас непременно часто будут «звать на чай».
- Предположите когда на Руси стали «чаи гонять»?
Исторические данные (рассказ учителя)
В 1638 году царь Михаил Романов направил послов в Сибирь к монгольскому правителю Алтан – хану. Во время обеда гостей поили горьковатым напитком и дали в подарок царю 200 пакетов с чаем. Так впервые на Руси узнали об этом напитке, который стоил очень дорого и позволить купить его могли только богатые люди, а бедные даже и не знали, что с ним делать.
Послушайте шуточное стихотворение о таком бедняке.
Прослушав его, ответьте на вопрос, без чего нельзя приготовить чай?
Работа в тетради с.45
1) подчеркни в тексте слова с противоположном значении
2) дописать слоги, получаем слова.
3) Вычеркни «лишние» слова Чай на Руси стали пить очень давно.
(читает ученик)
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить
А я отроду не знаю, как же этот чай варить
Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом-то догадался, что забыл я посолить
Ответы учеников.
Чай нельзя приготовить без
Чая– водички
Задача, чучело, начало, чудеса
Меч, чайки, овечка коммуникативные УУД
Рефлексия (3 мин)
Где в слове может стоять буква ч?
- Какой звук имеет буква?
Удалось ли нам выполнить цели, которые мы поставили перед собой на уроке?
- Чему мы научились на уроке?
- Что мы узнали на уроке?
Как ты оцениваешь себя на уроке?
Каждый ученик приклеивают свой чайный листочек
золотой, если все понял на уроке, выполнял задания без ошибок, доволен собой;
серебряный, если допустил неточность в работе;
розовый - “ещё надо постараться, и придет успех” Может стоять в начале, середине и в конце слова.
звук [ ч] – непарный согласный, звонкий и всегда мягкий
Да, мы достигли выполнения всех целей.
познакомились с новым
-согласным звуком [ч’], обозначающим букву ч;
-научились отличать новый звук от других, ранее изученных, звуков;
-научились читать слова с новым звуком.
Узнали много интересного о чае, истории возникновения традиции чаепития на Руси.
Дети приклеивают на лист свои листочки регулятивные УУД