Доклад на тему: «Каллиграфические навыки письма младших школьников»
Каллиграфические навыки письма младших школьников.
Каллиграфия искусство писать чётким, красивым почерком. Чистописание предмет школьного преподавания обучение красивому чёткому письму.
Работа по формированию каллиграфических навыков учащихся, начатая в 1 классе, продолжается во 2 классе, в 3 классе, в 4 классе и становится более основательной, последовательной, углублённой.
Основной задачей уроков чистописания или минутка чистописания является более тщательная, детальная работа над формами всех букв алфавита, а также разными видами их соединений в порядке усложнения начертания (в соответствии с генетическим принципом). При выполнении каллиграфических упражнений выступает также задача некоторого ускорения темпа письма, связанного с развитием безотрывности и ритмичности написания слогов, небольших слов и т.д.
Работая в 1классе я слежу за тем, чтобы учащиеся соблюдали установленный наклон всей буквы и отдельных её элементов, равное расстоянию между элементами в букве, не нарушали принятых пропорций строчных и заглавных букв, их соразмерности по отношению друг к другу, также учу их, чтобы дети писали буквы одинаковой высоты.
В течение всего периода работы в тетрадях с разлиновкой в две линейки отрабатываются начертания букв по группам (по генетическому принципу), каждая группа включает общие движения, имеет сходные трудности в написании элементов.
При работе над формой букв детей торопить нельзя, прописывая букву по 2-3 строчки с разными заданиями. После прописывания 3-4 букв организуется проверка, дети сличают написания буквы с образцом прописей, выявляют недочёты.
В целях выработки ритмичности письма важное значение приобретает использование на уроках чистописания такого приёма, как письмо под счёт.
Письмо под сёт способствует выработке у всего класса более равномерного по скорости и более ритмического письма. Счёт основывается на выделении основного элемента движения (при письме вниз на себя) и соединительного, вспомогательного движения (от себя). На письме основного элемента движения – счёт 1,2,3 при письме соединительного элемента движения счет и 1 и 2 и при показе на доске можно использовать цветные мелки. (Счет в 1 классе).
Следует помнить, что буквы, которые пишутся с отрывом Х, П, Т др.-нецелесообразно прописывать под счет, так как отрывное письмо не вырабатывает плавности движений букв целесообразно.
А вот проговаривание написание букв целесообразно. Каждое движение получает свое название: движение вверх – оттяжка, движение вниз наклон влево.
Большое значение придаю таким упражнениям как письмо в воздухе, выполнение петель, овалов. Данные упражнения не требуют усилия, так, как результат их не виден. Это расковывает ученика и придает смелость его движениям, выполняемым в большем размере. Например, письмо буквы Д включает движение по овалу против часовой стрелки и вниз на себя с петлей. Образец можно вынести на доску и дети выполняют его разными группами мышц (всей рукой, кистью, пальцами). После выполнения таких упражнений дети уже ощущают и понимают, какими движениями осуществляется письмо буквы. Параллельно продолжается обучение безотрывному (связному) письму букв овальных, полуовальных, петельных букв в разных вариантах.
Я исключаю монотонность в работе.
Перед началом каждого занятия напоминаю своим ученикам, чтобы они правильно сидели за партой.
Ступни ног должны опираться на пол.
Нельзя сидеть на краешке стула. Сидеть надо так, чтобы поясница опиралась на спинку стула, а голова и туловище были слегка наклонены.
Между грудью и краем стола должен проходить детский кулачок.
Локти не должны находиться на весу.
Правильность расстояния от глаз до книги и тетради можно проверить так: поставить локоть на стол, а кончиком среднего пальца коснуться виска. Ниже голову опускать не надо. Необходимо следить, чтобы ученик не поворачивал лист бумаги или тетради при письме и раскрашивании и правильно держал ручку.
В начале каждого урока провожу упражнения на разогрев мускулатуры кисти и пальцев. Зачем?
Да потому что нам, общеизвестно, что в первый класс приходят не все дети подготовленные, очень слабо развита мелкая моторика и координация движений рук.
А мы знаем, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Когда приходят дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики руки, они обладают хорошей памятью, грамотной речью и устойчивым вниманием.
Важным условием каллиграфического письма, на мой взгляд являются вот такие упражнения:
Скрути и раскрути клубок.
Покрой рыбку чешуей.
Или такое упражнение «Чем отличается?»
Пишем палочку наклоном прямо, вправо, влево или разным расстоянием или шириной, или высотой. Эти упражнения развивают мышление, учат детей сравнивать, анализировать, находить сходство и различие, координируют работу глаз и руки.
Особое место я отвела такому виду работы как штриховка. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка. При штриховке развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, активизируются творческие способности.
Что необходимо для штриховки?
Я раздаю детям вот такие листочки. Заштрихуй фигурки в разных направлениях по образцу. Здесь в первую очередь отрабатывается такие штрихи параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не справа налево). Расстояние между отрезками (штрихами) должно составлять ширину строчной буквы. Также использую трафареты. При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ученик накладывает его на лист альбома и простым карандашом обводит знакомые и незнакомые фигуры.
Годами, анализируя работы своих учащихся, я пришла к выводу: наибольшее количество каллиграфических ошибок приходится на наклон, расстояние между буквами в слове, высоту элементов букв.
Для отработки нужного наклона, одинакового расстояния между буквами в слове помогут упражнения, которые вы можете использовать на минутке чистописания.
А для работы над одинаковой высотой надстрочных элементов рекомендую следующие упражнения.
Для работы над одинаковой длиной подстрочных элементов полезны упражнения вида.
Предлагаю ещё упражнения в разных разлиновках. Упражнения надо выполнять до тех пор, пока не будут достигнуты условия каждого задания. Упражнения сначала выполняются очень медленно, а затем все быстрее и быстрее. Таким образом, я считаю, что самый плохой почерк может быть исправлен.
15