Как составить технологическую карту
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ФИО учителя (полностью) Деркачева Жанна Олеговна
Место работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Брянска»
Должность Учитель географии
Предмет География
Класс 6
Тема и номер урока в теме «Воды суши. Реки» Урок №1
Тип урока Усвоения новых знаний
Базовый учебник Т.Н Герасимова «География. Начальный курс» изд. «Дрофа», 2014 г.
Цель урока:
- сформировать понятие о реках, их структуре, речной системе и ее элементах;
- нучиться работать с картой и приобрести навыки поиска информации, ее обработки;
- уметь составлять описание географического объекта, сравнивать и описывть реки;
- сфоримировать желание у учащихся любить и охранять родную природу;
- активировать познавательный интерес учащихся к изучению предмета.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: осознание красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, фомирование чувства ответственности за состояние и целостность родной природы, развитие интереса к предмету, природы своей страны, саморазвитие, самопроверка.
Метапредметные: развитие навыков работы с информационным материалом, использования и обработки информационных ресурсов, развитие навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, формирование критического мышления, умение применять знания в жизни.
Предметные: знать, понимать понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, различать горные и равнинные реки, составлять описание рек по плану, осознавать необходимость природоохранной деятельности.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, в парах.
Средства обучения: учебник «География 6 класс», атлас и контурные карты 6 класс, справочники по географии, Интернет-ресурсы, мультимедийная авторская презентация «Воды суши. Реки»
Этапы
Уроков Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1. Организация начала занятия Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание благоприятной рабочей обстановки, вовлечение учащихся во взаимодействие с учителем и друг с другом. Приветствуют учителя, воспринимают информацию, проверяют наличие учебных материалов для урока. Личностые: нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: планирование сврей деятельности.
Коммуникативные: планирование сотрудничество с учителем и одноклассниками
2. Подготовка к основному этапу занятия (осмысление учебных задач)
Определение темы и целей урока. Загадывает загадки про реки, предлагает послушать звук текучей воды, подводит учащихся к самостоятельному формированию темы и целей урока. Отгадывают загадки, слушают звук лесного ручья, рассматривают на слайдах пейзажи великих рек, анализируют высказывания одноклассников, формируют тему и цели урока.
Учащиеся называют тему урока, определяют цели. Регулятивные и коммуникативные
3. Усвоение новых знаний и способов действий Беседа с элементами самостоятельной деятельности. Какие реки вам известны? Отгатайте реки по картинке.
Что такое река, исток? Определение видов истоков рек по схеме, учитель предлагает вспомнить стихи л реках или их истоках.
Каждая река имеет свое завершение. Где находится конец реки? Предлагает сформировать понятие «устье» и рассмотреть виды устьев рек.
Рассматриват с учащимися строение речной долины, предлагает вместе определить притоки и направление течения реки.
Выясняют, определяют, рсссуждают, исследуют, сравнивают, записывают в тетрадь определения, создавая опорный конспект.
Отгадывают реки по картинкам, определяют виды истоков и устьев рек.
Читают стихи о реках и их истоках.
Учащиеся формируют понятия «пойма», «речная долина», записывют в тетрадь определения новых терминов.
Показывают на карте направление течения реки и называют притоки крупных рек. Личностные: осознание целостности природы, необходимости изучения окружающей среды.
Предметные: выявление и знание географических объектов и их особенностей, знать алгоритм работы на уроке, уметь работать с различными источниками информации. Коммуникативные и метапредметные: способность к сотрудничеству и взаимодействию.
4. Первичная проверка понимания знаний и способов действий Предлагает в парах выполнить задание по определению по карте истков и устьев рек.
Проверка результатов задания. Заплняют таблицу-задание по определению истоков и устьев рек в парах.
Называют и показывают по карте у доски итоки и устья. Коммуникативные
5. Закрепление знаний и способов действий Предлагает самостоятельно найти в учебнике определения речной системы, бассейна реки, записать в опорный конспект;
По слайдам назвать виды питания рек и их характеристики;
В учебнике найти определение режима рек, назвать на слайде недостающие виды режима и их определения Работают с учебником, записывают определения, создают в тетради схему речной системы, определяют по рисунку виды питания рек, выискивают с использованием учебника недостающие на слайде виды режимов рек и самостоятельно форимируют их определения. Регулятивные, познавательные, коммуникативные.
6.Физкультминутка Предлагает сменить деятельность, эмоционально разгрузить учащихся, учитель просит учащихся встать и выполнит упражнения с поворотом друг к другу и улыбкой Выполняют упражнения для глаз и осанки. Личностные: снятие эмоционального напряжения
6. Обобщение и систематизация знаний Рассказывает о хозяйственной деятельности на реках, сравнивает предположения учащихся с появлющимися на слайдах панорамами. Предлагает в парах выполнить задание по определению видов питания и режима рек.
Самопроверка. Учащиеся называют виды деятельности людей на реках, выполняют задание, обмениваются работами, проверяют друг у друга, подводят итог. Регулятивные, коммуникативные
7. Контроль и самопроверка знаний Предлагает закрепить знания и выполнить индивидуально практическую работу по харктеристике рек по плану на слайде.
Проводит проверку выполнения работы. Выполняют практическую работу, фиксируют выводы, оценивают усвоенное содержание.
Регулятивные, коммуникативные
9. Подведение итогов занятий Подводит итог урока под мелодичные звуки природы стихами о необходимости беречь и охранять реки. Связывает понятие «реки» с тонким и ранимым живым организмом.
Предлагает составить по терминам урока синквейн.
Вслушиваются в красоту звуков природы и осознают экологическую составляющую тему урока.
Выполняют творческое задание (синквейн) 10. Рефлексия Фиксирует результаты урока, успехи учащихся, обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Предлагает ответить на вопросы: Что я сегодня узнал? Что было особенно интересно? Что было нелегко? Чему я сегодня научился? Что меня удивило? Какие задания мне понравились?
Осознают свою учебную деятельность, самостоятельно оценивают свою деятельность и всего класса. Используют прием «Мое настроение» ( изображают «смалики») 11. Информация о домашнем задании Дает рекомендации по выполнению домашнего задания, объясняет его разноуровненность, предлагает выбрать творческое задание по желанию и интересам. Записывают домашнее задание п.30, выбирают индивидуальное творческое задание в соответствии со своими желаниями.