Урок по теме: Экваториальные леса Африки.





















































Цели урока:
1. Образовательные: ознакомление учащихся с многообразием представителей растительного и животного мира, понятием ярусность и особенностями существования в каждом ярусе; формирование знаний о различных формах живого; ознакомление учащихся с причинами и особенностями формирования почв в данной природной зоне; расширение кругозора.
2. Развивающие: способствовать развитию у учащихся умений находить взаимосвязи между типом сообщества и климатом, между особенностями климата и формированием почв, между сложностью растительного сообщества и распределением в нём животных, между географическим положением территории и образовавшимся сообществом.
3. Воспитательные: формирование бережного и уважительного отношения к природе; привитие интереса к географии.

Оборудование: карта природных зон и физическая карта Африки; таблицы; видеоматериал - фильм «Экваториальные леса» из сериала ВВС «Африка»; карточки; ТСО.



Ход урока.
1. Организационный момент.
Сообщение учащимся целей и задач урока.
2. Индивидуальные задания.
Вариант 1.
Вопрос на оценку «4».
Охарактеризуйте особенности режима и питания реки Конго.

Вопрос на оценку «5».
Какое влияние на климат оказывает озеро Виктория?

Вариант 2.
Вопрос на оценку «4».
Значение реки Нил в хозяйственной деятельности Египта.

Вопрос на оценку «5».
Какое влияние на климат оказывает река Конго?

3. Фронтальный опрос.
Перечислите наиболее крупные реки Африки.
Почему наиболее густая речная сеть на материке в субэкваториальном и экваториальном климатических поясе?
Многие реки Африки несудоходны. В чём причина?
В чём заключается загадка Нила и как она объяснена современными учёными?
Почему река Конго является самой полноводной рекой материка?
Озёра Ньяса и Танганьика имеют сильно вытянутую форму, а озеро Виктория – нет. Объясните этот факт.
Как можно объяснить большую глубину озёр Ньяса и Танганьика?
Какие животные и растения встречаются в водоёмах Африки?

4. Новая тема.


План работы
(план урока выписывается на доске заранее)
Почвы Гилеи. Описание и особенности формирования.
Причины возникновения обильной растительности в экваториальных лесах.
Ярусность лесов Африки.
Особенности жизни и приспособления к выживанию в различных ярусах леса.
Видовой состав растений.
Животные лесов.
Для активизации познавательной деятельности и повышения интереса к изучаемой теме демонстрируется серия фильма «Экваториальные леса» из сериала ВВС Африка.

Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы учащихся.

Изучите карту природных зон Африки. Найдите на ней экваториальные леса и определите их географическое положение.

Рассказ учителя.
Экваториальные леса Африки, называемые местными жителями гилеей, являются одним из удивительных мест на Земле.
Посмотрите на «Почвенную карту мира». Найдите Африку и определите название почв, расположенных в экваториальных лесах.
Рассказ учителя
Почвы из-за большого содержания железа имеют красноватый оттенок. Их называют красно-желтые ферраллитные (от латинского «феррум» - железо, и «алюминиум» - алюминий). В экваториальном лесу благоприятные условия для жизнедеятельности растений, животных и микроорганизмов, что особенно важно для почвообразования.
Выскажите предположение о плодородности почв и попробуйте его доказать.
Рассказ учителя.
Поступающие в почву в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, а не накапливаются в ней. Эти питательные элементы растения быстро поглощают, поэтому преобладающая часть питательных веществ находится в составе растительного покрова. Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почв на большую глубину, местами вызывая её заболачивание. Поэтому почвы экваториальных лесов удивительно неплодородны.
Изучите климатическую карту Африки. Объясните, что способствовало бурному развитию растительного мира в экваториальном регионе.
Рассказ учителя.
Жаркий климат и обилие влаги способствует развитию густой вечнозелёной древесной растительности. Экваториальные леса растут в несколько ярусов или «этажей». Светолюбивые растения тянутся к солнцу и образуют верхний ярус высотой 35-50м. Стволы деревьев поднимаются как колонны и только наверху раскидывают густую крону. Под этими деревьями растут в несколько ярусов деревья меньшей высоты и менее требовательные к свету. Листья деревьев верхнего яруса жёсткие и плотные, с блестящей, как бы лакированной поверхностью, что спасает их от чрезмерного испарения, ожогов и ударов дождевых струй при сильных ливнях, которые в лесах идут каждый день. У растений нижнего яруса листья, наоборот, тонкие и нежные. Они защищены от потоков воды, обжигающего солнечного света и им достаётся меньше солнечного света и чтобы больше уловить необходимы именно такие листья.
Экваториальные леса являются вечнозелёными. Сбрасывание листвы происходит постепенно, а не сразу, как в наших лесах. Видовой состав растений исключительно разнообразен. Только деревьев насчитывается около 1000 видов. Верхний ярус составляет, например, сейба. Диаметр ствола дерева достигает 2-ух метров, а широкие дисковидные корни поднимаются на высоту 4-ёх метров. Средний ярус составляют фикусы и различные пальмы: например, пальма рафия, которую африканцы особенно чтут. Её 10-12 метровые листья используют как крыши для хижин, а из волокон плетут ткани, шляпы, корзины. В нижнем ярусе растут бананы, древовидные папоротники, лианы, эпифиты. Лианы часто обвивают стволы деревьев, высоко взбираются на них и оттуда свисают гирляндами, делая лесную чащу местами непроходимой. Солнечный свет едва проникает сквозь густую листву. В таком лесу даже днём сумрачно. Поэтому кустарниковый и травяной покровы здесь развиты слабо.
Экваториальный лес – родина многих ценных видов растений, например, самой распространённой и очень ценной из всех пальм – масличной, из плодов которой получают пальмовое масло. Стоит упомянут также кофейное дерево, плоды которого используются по всему миру.
Рассмотрите карту природных зон Африки и назовите животных, обитающих в гилее. Выскажите предположение об обилии животных в лесной зоне и попробуйте его обосновать.
Рассказ учителя.
Животный мир экваториальных лесов также богат и разнообразен. В верхнем ярусе живёт множество птиц, насекомых, грызунов, обезьян и лемуров.
Сообщение учащегося с демонстрацией рисунка животного.
Ангвантибо.
Ангвантибо – это небольшой зверёк размером с небольшую кошку. Почти бесхвостый, круглоухий, пушистый, буроватый с золотистым оттенком шерсти. Зверёк очень редкий: всего около дюжины его шкурок хранится в Британском музее, и до Даррела лишь однажды он жил у натуралистов в неволе. Джеральд Даррелл после второй мировой войны поймал в лесах Камеруна несколько ангвантибо и привёз в Англию.
Большую часть жизни зверёк проводит вниз головой, повиснув на ветке на одной или двух задних лапах. Даже ест в этой позиции и спит иногда. Во время сна лапы его коченеют, их температура значительно понижается, а чувствительность падает. Окоченевшие лапки кололи иголками, но зверёк не чувствовал уколов и не пробуждался.
Ходит, передвигается, ползает ангвантибо нередко спиной вниз, подобно ленивцу. И, проделывая всё это, демонстрирует часто акробатические трюки: шествуя по ветке спиной вниз, вдруг остановится, извернётся, протиснет передние лапы и голову между задними и, опять перебирает руками, движется по суку назад. Затем новый акробатический разворот и вот уже зверёк ползёт обратно.
Рассказ учителя.
К наземным обитателям относятся кистеухие свиньи и мелкие копытные. На лесных опушках и у берегов водоёмов встречаются редчайшие на Земле животные – карликовые бегемоты и окапи – родственники жирафов, эндемики Африки. Крупный хищник гилеи – леопард. В глухих, малодоступных местах сохранились самые крупные обезьяны – гориллы, которые больше нигде в мире не встречаются.

Сообщение учащегося с демонстрацией рисунка животного.
Гориллы.
Путешественники, вернувшиеся из походов по гилее, рассказывали о злобных монстрах, без предупреждения нападавших на людей. Никто из тех, на кого они напали, не выжили. С тех пор за ними закрепилась дурная слава.
Обычно гориллы угрожают пристальным взглядом, сурово сдвинув брови и сжав губы. Если вы его выдержали и не отвели глаз, значит приняли вызов. И тогда – О ужас! – горилла бросается на вас. Чёрная, взъерошенная, страшная как дьявол, быстрая как ветер, и сильная как лев! Бежит, ломая сучья, и вдруг не добежав метра три, останавливается, в бешенстве колотя себя в грудь. Либо, пыхтя и сопя, горилла проносится мимо. Ведь это только угроза, а не нападение, которого обычно не бывает. «Храбрые» охотники на горилл, цепенея от страха, не выдерживали демонстрации силы лохматого гиганта и метко стреляли в «нападающую» гориллу, а потом в выражениях, леденящих душу, расписывали пережитые опасности.
Именно они начали уничтожать этих великолепных и удивительных животных. В настоящее время количество горилл исчисляется всего лишь тысячами и продолжает сокращаться. Горных горилл, а есть ещё и равнинные, занесли в Международную Красную книгу и начали охранять.
Рассказ учителя.
Во всех ярусах леса распространены змеи и муравьи. Некоторые виды последний, так называемые кочующие, движутся длинными колоннами, истребляя на пути всё живое. Также в нижнем пологе многочисленны насекомые, термиты, питающиеся растительными остатками.

По мере рассказа заполняется таблица:
Название природной зоны
Географическое положение
Климат
Воды
Почвы
Органический мир.

Экваториальные леса (гилея)
К северу до 7 градуса с.ш. и к югу до 7 градуса ю.ш. от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива.
Экваториальный.
Одно время года – лето. Среднегодовая температура более 20 градусов по Цельсию. Осадков более 2000 мм в год.
Постоянные дожди, р. Конго и ей притоки. Много болот.
Красно-желтые ферраллитные (малоплодородные)
Растения: сейба, фикусы, пальмы, бананы, древовидные папоротники, эбеновое дерево, лианы, эпифиты.
Животные: обезьяны, кистеухие свиньи, оленьки, карликовый бегемот, окапи, леопарды, лесные слоны, змеи, ящерицы, муравьи, пауки, птицы.



5. Закрепление.
Какие почвы в гилее?
Особенности их образования.
Почему они являются малоплодородными?
Каковы причины обильной растительности в лесах?
Что такое ярусность? Сколько ярусов в гилее?
Имеются ли отличия между строением растений, занимающих разные ярусы?
Какие животные обитают в экваториальных лесах? Как они приспособлена для жизни в разных ярусах?
6. Итог урока. Что нового узнали на уроке?
7. Домашнее задание. & 25. Нанести на контурную карту экваториальные леса и животных, обитающих в данной природной зоне.







Анализ открытого урока по географии.

21 ноября 2007 года, согласно расписанию, в 7-ом классе был проведён открытый урок по географии. На уроке присутствовал 21 человек.
Урок проведён в соответствии с тематическим планом по теме «Экваториальные леса Африки». Цели и задачи урока:
1. Образовательные: ознакомление учащихся с многообразием представителей растительного и животного мира, понятием ярусность и особенностями существования в каждом ярусе; формирование знаний о различных формах живого; ознакомление учащихся с причинами и особенностями формирования почв в данной природной зоне; расширение кругозора.
2. Развивающие: способствовать развитию у учащихся умений находить взаимосвязи между типом сообщества и климатом, между особенностями климата и формированием почв, между сложностью растительного сообщества и распределением в нём животных, между географическим положением территории и образовавшимся сообществом.
3. Воспитательные: формирование бережного и уважительного отношения к природе; привитие интереса к географии.
Данные цели были достигнуты полностью.
Тип выбранного урока - комбинированный.
Занятие прошло в форме рассказа с элементами самостоятельной работы.
Урок был разделён на следующие части: организационный момент, индивидуальные задания и фронтальный опрос, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание.
Присутствовали следующие формы и виды контроля: краткая самостоятельная работа; работа по карточкам; фронтальный опрос. Данные формы контроля позволяют индивидуально и дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей.
Для достижения цели урока была выбраны следующие методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ), частично-поисковые (выбор примеров с опорой на наглядность, самостоятельная работа).
На уроке рационально сочетались различные формы работы.
В ходе урока широко использовалась наглядность – карты, таблицы, видеоматериалы.
В композиции урока присутствовала логическая последовательность в подаче материала, наличие выводов и обобщений, чёткость перехода от одной части урока к другой, завершённость, чётко подведённый итог урока.
Темп урока – оптимальный, плотность – достаточная, психологический климат - благоприятный.
Учащиеся работали на уроке активно, ощущался их интерес к предмету.
При подборе материала и типа урока учитывалась утомляемость учащихся.
Урок закончен вовремя.
ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35
АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ.
















Учитель: Гаценко А.В.


Открытый урок
по теме:
«Экваториальные леса Африки».




15