Модифицированная программа кружка «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ».
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Старо – Маслянская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете Директор школы . __________Ильина Л.В.
Приказ №___ от _____2011г.
Модифицированная программа кружка
«ЮНЫЙ ГЕОГРАФ.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ».
Направленность: нравственно-патриотическая
Разработана: 2011 г.
Срок реализации: 4 года
Программа рассчитана на учеников 6-11 классов
Руководитель:
Сливка Анна Александровна
Учитель географии
с.СТАРО- МАСЛЯНКА, 2011г.
«В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»
Карамзин Н.М.
Пояснительная записка
Школа призвана распространять позитивный подход к решению межнациональных проблем и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма. Поэтому необходимо формировать активную нравственную позицию и психологическую готовность к толерантности во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. География как учебный предмет, способствует формированию у учащихся мировоззрения, которое выполняет роль ориентира в отношениях с окружающей действительностью, в упорядочении и организации этих отношений, в понимании их смысла. Именно география формирует систему отношения к окружающему миру и событиям, происходящим в нём. Одним из аспектов географии можно рассматривать краеведение. Его вектор развития направлен на воспитание толерантности, на основе культурного и природного наследия территории, являющихся важнейшими туристическими ресурсами. Использование возможностей краеведения в образовательном процессе позволяет создать условия для развития поликультурного, высокообразованного человека, творческой, духовно-нравственной личности, ответственной за состояние окружающей среды, способной выполнить социальный заказ России XXI века.
Программа рассчитана для работы с учениками 6 - 11 классов. Главной особенностью программы является объединение возможностей систем основного и дополнительного образования, когда путем изменения методики и технологии образовательного процесса создаются условия для формирования позитивной, социально-направленной личности.
Особенностями программы являются:
1. Программа предусматривает возможность выбора учеником знаний в зависимости от личного интереса, что обеспечивает открытость образования;
2. Высококвалифицированную помощь в обработке полученной информации со стороны педагогов, научных руководителей проектов, а так же возможность получения личного опыта при реализации полученных знаний в практической жизни.
3. Человечество, обращаясь к своей многовековой истории, традиционным ценностям, нравственным нормам позволяет избежать такой опасной проблемы современности как межнациональные конфликты. Изучение историко-культурных традиций разных народов способствует созданию атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, выбивает почву из-под ног экстремизма и радикальных течений. Этнография наглядно показывает сколь едино человечество в основных своих стремлениях, в основной сфере своей деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Соприкоснувшись с этнографией, школьник проникается чувством уважения к народам мира, осознает себя частью человечества.
4. Учащиеся, работая самостоятельно, осуществляют целенаправленный поисково-исследовательский характер работ. Эти работы позволяют применять полученные знания и умения в новой ситуации, самостоятельно изучать краеведческо-информационные источники, находить проблемы, выдвигать гипотезы о способах их решения, составлять планы для поиска решений, проверять полученные выводы и т.п., что способствует формированию ключевых компетентностей учащихся. Результатом работы учащегося становится виртуальная экскурсия.
5. Кружковая работа данного направления позволяет, интегрировать предметы естественно-научного и гуманитарного циклов.
Область знаний
Предметы
Изучение природных особенностей своей малой родины
Биология, география, история
Развитие навыков экскурсионного ориентирования
Биология, география, материальные технологии, физика, химия, история, обществознание
Развитие исторической памяти на основе национальных традиций и обычаев
Биология, география, материальные технологии, физика, химия, история, обществознание
Исследовательская работа на основе интеграции естественных, гуманитарных и технических дисциплин
Биология, география, материальные технологии, физика, химия, история, обществознание
Становление экологической культуры школьника
Биология, география, материальные технологии, физика, химия, история, обществознание
Результатом объединения содержания основного и дополнительного образования должно стать создание экспозиции школьного музея проектов, в котором найдут своё место работы всех принимавших в этом участие учеников. Работа в музее рассчитана на несколько учебных лет и даст возможность ученику 11 класса самому сформировать и видеть созданный им портфолио. Сменность экспозиции дает возможность использования проектных работ в нужное время на обычных уроках, добавляя к ним столь необходимую сегодня межпредметную интеграцию школьных предметов. Подготовка экскурсий позволяет решать вопросы самосознания и коммуникабельности как внутри самой проектной группы, так и в межличностных отношениях.
Технология реализации программы.
1)- это вопрос помещения. У музея обязательно должно быть свое рабочие пространство в которое будет включено: рабочий кабинет, оборудованный современными техническими средствами, стеллажи для экспонатов и стенды для выставок – все это необходимые инструменты для создания образности и зрелищности экскурсии с одной стороны, а с другой для закрепления навыка и умения обработки полученного материала современным способом. Рабочее время этого кабинета вторая половина дня по особому расписанию.
2) – это вопрос о том, как научить ребенка применять в жизни уже полученные знания и получить возможность связать в единую образовательную цепь смежные школьные предметы – это методы обучения. Органически соединяясь друг с другом: система тьюторства и метод учебного проекта помогут решить эту сложную задачу. Это и технология поэтапного формирования умственных действий, технология развивающего обучения, оптимизация образования, технология проблемного обучения
Реализуя право на выбор по собственному интересу, ученик предлагает учителю возможный вариант темы будущей работы, совместно выявляются проблемы, определяются цели, задачи и методика выполнения полипредметной работы. Тогда и составляется особое расписание работы музея, где отмечается, кто из учителей предметников принимает участие в работе ученического коллектива как научные руководители и координирует работу учеников по своему направлению. Над проектом трудятся добровольная разновозрастная группа учеников, обсуждая на принципе добровольности многообразие взглядов на проблемы и пути их возможного решения, каждая из которых является «страничкой» их экскурсии, посвященной отдельным школьным предметам.
Целостность осуществления настоящей программы дает возможность включения в образовательный процесс очень важных компонентов - внешний социокультурной и природной среды. Она сосредотачивает в себе синтез целого ряда направлений, что значительно расширяет кругозор школьника, его возможности, помогает ему выстроить свои отношения с миром на основе общественно-значимых ценностей. Программа рассчитана не только на созерцание, любование, но и на деятельное участие, творчество, поиск и помощь. При разработке настоящей программы были учтены психология личности ребенка, его восприятие материала в разном возрасте. Нами были отобраны наиболее интересные развивающие программы и лектории, которые организуются в нашем городе и доступны практически всем. Предусмотрено включение родителей в осуществление программы культурологического развития личности. Логический результат осуществления программы - проведение вечеров, конкурсов, викторин.
Данная система работы:
определяет главенствующую роль нравственно-патриотического воспитания личности с самосознанием патриота своей Родины на основе краеведения;
строится на основе принципа культуросообразности, т.е. с учётом культурных, общечеловеческих, национальных, религиозных и других традиций и обычаев;
базируется на экологических аспектах образования и воспитания, что способствует формированию целостной, нравственной, конкретной картины мира, близкой и понятной каждому ребёнку.
Цель программы:
Способствовать формированию нравственной личности средствами проектно-краеведческой деятельности.
Задачи:
способствовать формированию и совершенствованию когнитивно-коммуникативных умений в ходе познавательной и коммуникативной реальной практической деятельности школьников;
создать условия для изучения географии населения и особенностей населённых пунктов (деревень, посёлков, городов); хозяйственной деятельности населения, его отдельных занятий, сезонности работы в сельском хозяйстве, промыслах и промышленности, связей между природной средой и хозяйством, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни;
способствовать формированию у учеников коммуникабельности, развитию навыков наблюдательности, умения расспрашивать людей, вести записи бесед, делать зарисовки, фотографировать; развитию коммуникативной компетентности;
обеспечить интегрирование возможности языкового образования в проектной и исследовательской деятельности в целях формирования коммуникативной компетентности.
Реализация программы позволяет впоследствии принять участие
в разработке и апробации целевого проекта «Музейно-краеведческая работа как фактор социализации детей и юношества в воспитательном пространстве столичного мегаполиса»;
разработке методических материалов и рекомендаций по проблемам поликультурного воспитания для проведения классных часов и круглых столов.
Методы реализации элективного курса:
Лекции, дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций;
Элементы тренинга;
Разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально важных качеств.
Содержание образовательной программы
(6-11 классы) 68 часов
№/№
Тема занятия
Основные вопросы содержания
Организация учебной деятельности
Тема 1 (9 часов)
Туристские ресурсы
1
Туристские ресурсы
Значение туристских ресурсов как совокупности природных и созданных человеком объектов и явлений окружающей среды, которые пригодны для туристско-экскурсионной деятельности.
Беседа, анализ карт.
2
Классификация туристских ресурсов
Классификация туристских ресурсов на природные и социально-экономические ресурсы; непосредственные и косвенные.
Работа с текстовым материалом, беседа, составление схемы.
3
Виды туризма
Виды туризма: дачный, рекреационный, спортивный, экологический, программный, молодёжный, семейный, бизнес-туры, интеллектуальный, научный и познавательный.
Работа с текстовым материалом, беседа, составление схемы.
4
Типы и категории туризма.
Типы туризма. Выездной и внутренний. Категории туризма: международный и национальный.
Работа с текстовым материалом, беседа, составление схемы.
5
Экскурсионное обслуживания как часть комплексной туристской услуги.
Классификация экскурсийСоздания экскурсии (разработка экскурсионного маршрута; текста;
Работа с текстовым материалом, беседа, составление схемы.
6
Создания экскурсии «Летний отдых».
Разработка и изготовление наглядного демонстрационного материала (презентации), реклама экскурсионного маршрута).
Самостоятельная работа.
7
Историко-культурный потенциал России.
Особенности историко-культурного потенциала России как основа культурного(познавательного) туризма.
Работа с текстовым материалом, беседа, составление схемы.
8-9
Социо-культурная среда России.
Социо-культурная среда России страдициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.
Работа в группах по созданию карты-схемы «Социо-культурная среда России». Защита проекта.
Тема 2 (12 часов)
Москва и Подмосковье – крупнейшие центры разных видов туризма
10
Историко-культурный потенциал региона.
Туристские ресурсы (природные, культурные, исторические и иные) объекты данной территории, составляющие основу туристического продукта региона.Реклама туристских ресурсов. Экскурсионные туры.Туристский потенциал
Беседа, анализ карт.
Создание реестра вида ресурсов. Составление карты-схемы
11
Административные центры Москвы.
Кремль. «Большие улицы большого города» Как жили в старину: Зарядье.
Пешеходная экскурсия по улицам Москвы, Замоскворечья.
Кусково. «Китай-город»
Работа с текстовым материалом, беседа.
12
Усадьбы и дворцы.
Усадьбы и дворцы: Коломенское. Царицыно. Измайлово.
Работа с текстовым материалом, беседа.
13
Москва глазами художников и поэтов.
М. Лермонтов, Ф.Глинка, М. Дмитриев, М. Цветаева, К. Бельмонт, А.Блок.
Работа с текстовым материалом, беседа.
14
Исторические границы столицы: от Кремля до МКАД
Древнейшее кольцо Кремль. Первое кольцо. Второе кольцо знаменитый Белый город. Третье кольцо Земляной город, или Деревянный город, известный в истории Москвы также под названием Скородом. Четвертое кольцо Камер-Коллежский вал.Пятое кольцо было образовано Окружной железной дорогой. Шестое кольцо Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД).
Работа с текстовым материалом, беседа.
15
Поле русской славы.
Бородино.
Графическая обработка художественных материалов.
16
Места, прославленные искусством.
Места, прославленные искусством: Абрамцево, Остафьево, Мелихово, Клин, Ясная Поляна, Константиново, Шахматово, Александров, Гжель.
Работа с текстовым материалом, беседа.
17
Из истории русского православия.
Из истории русского православия: Троице-Сергиева Лавра. Мастерские Московской Патриархии - Софрино.
Работа с текстовым материалом, беседа.
18
По старым русским городам.
Дмитров, Можайск, Тверь, Звенигород, Волоколамск,
Работа с текстовым материалом, беседа.
19
По старым русским городам.
Тула, Коломна, Серпухов, Калуга, Руза.
Работа с текстовым материалом, беседа.
20
САО.
Географические улицы САО.
Работа с текстовым материалом, беседа.
21-22
Историко-культурный потенциал
Создание кадастра туристских ресурсов.
Подготовка экскурсии. Работа в группах. Защита проекта.
Тема 3 (7 часов)
По Восточно-Европейской равнине к северо-западу,
северу и северо-востоку России от Москвы
23
Историко-культурный потенциал региона.
Туристские ресурсы региона.Реклама туристских ресурсов. Экскурсионные туры.Туристский потенциал.
Беседа, анализ карт. Создание реестра вида ресурсов. Составление карты-схемы
24
Северо-Запад России
Санкт – Петербург и Ленинградская область – важнейший туристский районСеверо-Запада России.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
25
Монастыри и храмы Ленинградской
области.
Тихвинский Успенский мужской монастырь, Коневецкий монастырь, Антониево- Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь. Тихвинский Свято-Успенский мужской монастырь, Спасо- Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, беседа.
26
Санкт-Петербург.
Дворцово-парковые ансамбли и старинные дворянские усадьбы вблизи Санкт-Петербурга.
Монастыри и храмы Санкт-Петербурга. Александро-Невская Лавра, Воскресенский Ново-Девичий монастырь, собор Воскресения Христова, Иоанновский женский монастырь, Собор Пресвятой Троицы
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, беседа.
27
Калининградская область
Калининградская область - край совершенно особой исторической судьбы. Светлогорск, Зеленоградск,Отрадное, Пионерский, Янтарный, национальный парк "Куршская коса"
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
28
Новгород
Новгородский кремль.
Природно-познвательные памятники Новгородского района (Бронницкая гора, Волынские дубравы, Савинские дубравы, Сиверсов канал, Синий камень)
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, беседа.
29
Монастыри в окрестностях Великого Новгорода
Монастыри в окрестностях Великого Новгорода: Хутынский и Юрьев.
Новгородский музей народного деревянного зодчества - село Витославлиц Валдайский района.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, беседа.
30
Новгородский музейнародного деревянного зодчества-"Витославлицы"
"Витославлицы" -архитектурный и природный заповедник деревянных церквей. Церковь Успения из Курицка (1595), Рождества Богородицы из с. Передки (1531), ярусный храм Николы из Высокого Острова (1767) и клетский – из д. Тухоля (1688).
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
31
Мурманская область Баренцево море.
Мурманская область Баренцево море. Хибины. Кольский полуостров.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
32
Белое море
Кирилло-Белозерская монастырь.
Поморы Архангельск.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, беседа.
33
Район Русского Севера.
Беломорский канал .Печера Северные Увалы. Леса Коми. Воркута
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
34
Карелия.
Петрозаводск.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
35
Этнографические деревни.
Малые Карелы Онежское озеро.Кижи.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, беседа.
36
Старинные русские города.
Каргополь,Тотьма, Сольвычегодск, Великий Устюг
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, беседа.
37
Золотое Кольцо России»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, беседа.
38
Золотое Кольцо России»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, беседа.
39
Православные святынь и религиозные памятники верхней Волги.
Православные святынь и религиозные памятники верхней Волги: монастыри Нилова Пустынь в Осташкове, Борисо-Глебский в Торжке, Оршин в Твери, Ипатьевский в Костроме и другие.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, беседа.
40
Экскурсионно-познавательный туризм Верхневолжском района
Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Торжок, Осташков, Углич, Рыбинск. Краеведческие, художественные, этнографические музеями, и музеи народного творчества.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
41
Поволжья и Урал
Обработка каппы, плетение из коры хвойных деревьев, ивовой лозы и соломки, кружевоплетение, Дымковская игрушка, Хохломская роспись, Городецкие изделия, лаковая миниатюра Палеха и Холуя (Ивановская область), Ростовская финифть, золотошвейное шитье Торжка, Конарвский фаянс.
Работа в группах с текстовым материалом. Практическая работа.
42-43
Историко-культурный потенциал
Создание кадастра туристских ресурсов России
Подготовка экскурсии. Работа в группах. Защита проекта.
Тема 4 (7 часов)
За Урал на восток России от Москвы:
характеристика рекреационного потенциала и стратегия освоения
44
Историко-культурный потенциал региона.
Туристские ресурсы региона.Реклама туристских ресурсов. Экскурсионные туры.Туристский потенциал.
Беседа, анализ карт. Создание реестра вида ресурсов. Составление карты-схемы
45
Западная Сибирь.
Томск. Тюмень. Новосибирск.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
46
Азиатский север России
Путоранский, Якутский, Верхоянско-Черский и Южно-Камчатский природные районы.Маршруты по Лене. Якутск.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
47
Байкал
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, беседа.
48
Южная Сибирь
Алтай, Саяны, Забайкалье, Сихотэ-Алинь.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
49
Дальневосточный район
Приморский край.
Хабаровск.
Благовещенск, Хабаровск, Владивосток. Этнографические достопримечательности, связанные с жизнью малых народов. Мемориальные места, связанные с именами исследователейДальневосточного района.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
50
Побережье Охотского моря
Магадан. Камчатка.
Петропавловск-Камчатский
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
51-52
Историко-культурный потенциал
Создание кадастра туристских ресурсов.
Подготовка экскурсии. Работа в группах. Защита проекта.
Тема 5 (10 часов)
К югу России от Москвы:
характеристика рекреационного потенциала и стратегия освоения.
53
Историко-культурный потенциал региона.
Туристские ресурсы региона.Реклама туристских ресурсов. Экскурсионные туры.Туристский потенциал.
Беседа, анализ карт. Создание реестра вида ресурсов. Составление карты-схемы.
54
Черноземная зона РФ.
К югу России от Москвы: характеристика рекреационного потенциала и стратегияосвоения. Курск. Орел. Брянск.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
55
Юг России.
Краснодарский край. Кубань Казаки.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
56
Черное море
Черноморское побережье. Сочи.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
57
Бальнеологические курорты РФ
Бальнеология. Понятия и определения. Лечебные минеральные воды Российской Федерации: Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Пятигорск, Минеральные воды.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
58
Северный Кавказ.
Голубые озера, Карстовую пещеру «Провал», Красные, Серые и Синие камни, Медовые водопады и т.д.
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
59
Кабардино-Балкарская Республика.
Нальчик
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
60
Чеченская Республика.
Грозный
Работа с текстовым, иллюстративным материалом, анализ карт, беседа.
61-62
Историко-культурный потенциал
Создание кадастра туристских ресурсов
Подготовка экскурсии. Работа в группах. Защита проекта.
Тема 6 (4 часа)
Комплексные региональные программы развития туризма в России
63
Программы развития туризма в России.
Рекреационный подход. Экономический подход.
Работа в группах. Защита проекта.
64
Региональные программы развития туризма.
Союзы и ассоциации туризма (НТА, РГА, РАТА, РА Детского туризма).
Работа в группах. Защита проекта.
65-66
Туризм XXI века-желания и возможности
Проблемная беседа.
Защита проекта.
Резерв 2 часа.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения курса учащиеся должны:
Осознать свои личные особенности, интересы и склонности.
Получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и профессиях,
Определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда.
Закончив обучение по данной программе
Учащиеся должны знать:
- хозяйственную деятельность населения, его отдельных занятий, сезонности работы в сельском хозяйстве, промыслах и промышленности, связей между природной средой и хозяйством, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни, историю, достопримечательности, духовную культуру России, на территории своей малой родины и в других странах
- значение природного ландшафта в архитектуре, планирование усадеб.
- историю родного города, улиц, переулков, достопримечательностей.
- необходимость бережного отношения к природе.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять многоаспектное значение природы в жизни и деятельности человека;
- ориентироваться в пространстве туристических ресурсов; соблюдать правила безопасности в общественных местах.
- раскрывать противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы;
- проводить поиск информации, вести исследовательскую работу
- уметь составить композицию экскурсии, самостоятельно отбирая фактический материал и систематизируя его в соответствии с условиями задачи;
- работать с источниками информации для написания текста экскурсии и выполнения творческих работ;
- овладеть выразительной, т.е. эмоциональной и образной, а также содержательной, т.е. точной, ясной и насыщенностью информацией устной и письменной речи.
- определять и аргументированно объяснять свое отношение и давать оценку работе своих товарищей, ее полезности для положительного развития межнациональных отношений.
Заголовок 315