Игра путешествие по станциям Осенний калейдоскоп 
Игра-путешествие по станциям
«Осенний калейдоскоп».
(3 класс)
Цели:
1   Воспитание бережного отношения и любви к природе.
Развивать речь, креативное мышление учащихся, творческое воображение.
Обучать работе в коллективе.
Оборудование:
Для учителя:
-карточки с пословицами
-карточки-путаницы с белкой, зайцем, ежом, лисой и грибами
-корзинки из картона
-кроссворд (овощи)
-карточка с текстом (найди ошибку)
-компьютер
-краски, кисточки, листы бумаги, ножницы, карандаши
 -жетоны
-карточки-головоломки -карточки с флажковой азбукой
Для детей:
- эмблемы команде 
-пластилин
-природный материал -альбомные листы 
-краски, кисточки
Ход мероприятия.
I. Орг. момент.
-Сегодня мы с вами совершаем увлекательное путешествие . А вот куда, догадайтесь сами.
Утром мы во двор идем, 
Листья сыплются дождем-
Под ногами шелестят 
И летят, летят, летят...   
Итак, это..         О-С-Е-Н-Ь
Так совершим же путешествие в этот красочный мир осени.
П. Основная  часть.
Представление команд.
-Капитаны, представьте свои команды.
-Ребята, вас ждут 8 станций, на которых вы будете выполнять различные задания всей командой. За правильно выполненное задание вы получаете жетоны. В конце игры жюри жетоны подсчитает. Выиграет та команда, у которой окажется больше жетонов. 
Представление жюри.
-Желаем вам удачи.
1. Станция «На лесной опушке».   
-Ребята, представьте, что вы в лесу. Мы идем в самую гущу леса, под ногами шуршит пестрый ковер из листьев, ветерок качает деревья, и они осыпают нас золотыми листьями.
-Вдруг на полянку выбегает
Задание № 1
1.Сама рыжеватая,Мордочка плутоватая.Ей не надо пирожка,Ей бы скушать петушка.
                             Лиса.
2.Сидит на ветке.А не птица.
Есть рыжий хвост, 
А не лисица.
                            Белка.
3.Обитатель леса шустрый,Своровал листок капустный.У него дрожат реснички:«Нет ли где-нибудь лисички?»
                             Заяц.
4.На овчарку он похожЧто не зуб-то острый нож!Он бежит, оскалив пасть.На овцу готов напасть.
                             Волк.
5.Эти строители -Речные жители,Пилят древесину -Строят плотину.
                             Бобры.
6.В одежде богатой,Да сам слеповатый.Живет без оконца,
Не видывал солнца.
                             Крот.
7.Великан в бору живет,
Он сладкоежка - любит мед. 
Как испортится погода-
Ложится спать, да на полгода!
                            Медведь.
8.Лесной портной -Не шьет сорочек.
На иглах он несет грибочек.
                            Еж.                       8 жетонов (за каждую загадку по жетону)
- Молодцы, вы хорошо отгадали загадки. Давайте, вспомним всех героев загадок.
Задание № 2
-Перед вами природный материал и пластилин. Вам нужно выполнить осеннюю композицию с одним из героев загадок. 
                                 2 жетона за поделку
2. Станция «Птичья страница».
Улетают, улетели, 
Улетели журавли. 
Не слыхать кукушки в роще, 
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет, 
Улетает, улетел. 
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной 
В огороде по гряде. 
Осыпаясь, пожелтели 
Солнца редкие лучи. 
Улетают, улетели, 
Улетели и грачи.
-Как вы думаете, куда улетели птицы ? 
-Почему осенью птицы улетают в теплые края?     2 жетона ( по 1 за ответ)
Задание № 1
-Продолжите фразу: 
-Трещит как... (сорока) 
-Долбит как... (дятел) 
-Щебечет как... (воробей)
 -Воркует как... (голубь)
 -Считает года как... (кукушка) 
-Свистит как... (соловей)           6 жетонов (за каждый правильный ответ по жетону)
                                   Задание № 2
-Образуйте фамилии от названий птиц.         Например: лебедь- Лебедев.I
                                    
                                       Сколько фамилий, столько и жетонов. Но не больше 5.
                                      Задание № 3
-Соберите, рассыпавшиеся пословицы.
(Карточки)
 Здоровое дерево              дятел не долбит.
Не учи орла летать,            а соловья петь.
Слово не воробей,             вылетит не поймаешь.
Лучше синица в руке,         чем журавль в небе.
Голосиста пташка,             да грязна рубашка.
Дай курице грядку-            изроет весь огород.
Кудахтала одна курица,        а узнала вся улица.
К воронам попал -              по-вороньи каркает.
                                    8 жетонов (за каждую   пословицу по жетону)
Задание № 4
Нарисовав эти рисунки, художник допустил ошибки. Какие? Найдите и объясните их.
       
                                      2 жетона (за каждую   ошибку по жетону)
3. Станция «Грибная полянка».
Задание № 1
- Отгадайте загадку:
С виду он похож на зонтик,Только меньше во сто крат.Коль гроза на горизонте,Он бывает очень рад.Если дождик и тепло,Он считает — повезло!             (гриб)                                                                             1 жетон
Задание № 2
Путаница.
-Путаница. Белка, лиса, заяц, еж пошли в лес за грибами. Помогите животным найти
грибы.
                                                                            1 жетон
Задание № 3
Выберите съедобные грибы и сложите их в корзинки.
- Назовите эти грибы
                                                  4 жетона
Станция «Литературная».
Задание № 1
Осень на носу.                    (Учитель читает стих.)
Сказала мама Славке:
-Холодно в лесу!
Надень под куртку шарфик,
Ведь осень на носу!
И Славка-дошколенок
Задумался всерьез:
«Оранжевая осень
На чей же села нос?»
Забрел мальчишка в ельник,
Увидел там козу,
Но признаков осенних
Не встретил на носу...
Ежа приметил Славка:
Пыхтит как паровоз,
Спешат четыре лапки,
А нос опять как нос...
Вверху заметил дятла-
Краснел среди берез.
Нет, осень сядет вряд ли
На этот чудо-нос...
Вдруг телка: «Му-у-у!»- За елкой.
И Славку ждал сюрприз-
Увидел; к носу телки
Прилип осенний лист!
Мальчишка крикнул: Осень
На телкином носу!!!
Сниму я листик с носа
И маме отнесу!                                   
-Объясните значение выражения: осень на носу.(1 жетон)
                                                       
Задание № 2
-Какие стихи про осень вы знаете? Расскажите. (1 стих-е)                              (2-3 жетона 
                                     взависимости от объёмастихотворения, выразительности чтения)
                                Задание № 3
                             Приметы.
-Назовите приметы осени                                                 ( 5 примет-1 жетон)
                                              Задание № 4 
-Найди в тексте природоведческие ошибки. Переделай текст правильно.
Осень.
Наступила осень. Солнце греет землю все сильнее и сильнее. На деревьях распускаются листочки. Плавно летят звезды с клена. Сыплются золотые монетки с березки. Грачи вьют гнезда на деревьях.
Люди убирают первые листья, готовят огороды к посеву семян. Появляются первые цветы. Над ними вьются пчелы.
В лесу звери готовятся к холодам: меняют шубку на более легкую. Белка, заяц, волк и лиса готовят норы к зимней спячке. Ёж, медведь и барсук делают запасы пищи, прячут их под корнями деревьев, в сушняке и запоминают, чтобы в лютый мороз прийти и полакомится.
На душе радостно - скоро придет красавица зима и покроет землю белым покрывалом.
                                                                              (6 жетонов)
5. Станция «Конкурс капитанов».
Задание № 1.
-Сложи картинку.                                                   (1 жетон)
Задание № 2.
-Реши логическую задачу 
« Осенью на огороде  Галя, Костя, Даша и Серёжа  
собирали овощи.  Трое собирали картофель, а кто-то 
один -  морковь. Галя и Серёжа собирали  разные овощи.  Серёжа и Даша – тоже. 
  Кто что собирал?»                                           (3 жетона)
                                         
6. Станция «Овощной базар».
Задание № 1
                                       Кроссворд.
- Отгадайте кроссворд «Овощи-фрукты». Впишите в пустые клетки по горизонтали-фрукты, а по вертикали-овощи.
Ответы: 1. Яблоко. 2. Капуста. З.Репа. 4. Кабачок. 5. Банан. 6. Слива. 7. Лук. 8. Свекла.
          9. Киви. 10. Ананас.
                                                     (2 жетона: 1 за овощи, 1 за фрукты)
        
Задание № 2
        Флажковая азбука.
Пользуясь флажковой азбукой. Прочитайте, что написано. 
(Хлеб - всему голова.)                                                  (1 жетон)
         Задание № 3
               Головоломка - пословица.
(А.
-Но ходу часовой стрелки,  пропуская одинаковое число букв, прочитайте пословицу.
(Лук - от семи недуг.)
                                                                           (1 жетон)
7. Станция «Краски осени».
-Падают с ветки золотые монетки. (Листья.)
-Какие краски использует осень для окрашивания листьев? 
- Какие ещё краски использует осень для раскрашивания природы?               1 жетон
Задание № 1
-Мы посмотрели стенгазеты, которые нарисовали команды. За них вы получаете жетоны.
                                                                        3 жетона за стенгазету
Задание № 2
- Вам всем вместе необходимо нарисовать картину осенней природы. Время – 5 минут.
3 жетона за рисунок
8. Станция «Домашнее задание».
Задание № 1
А знаете ли вы, что...
-Что интересного из жизни насекомых, птиц, животных вы нашли в энциклопедиях? Назовите.
(Оставляют на столе напечатанные факты, получают 5 жетонов. Учителю приклеить на плакат)
Задание № 2
Ваше домашнее задание было: сделать поделку из овощей и фруктов.
- Расскажите о поделке. 
-Из каких овощей она состоит? 
-Чем полезны для человека эти овощи? Фрукты?
3 жетона
III. Итог.
Прекрасное время года – осень. Оно красиво своими золотыми, багровыми красками, своими подарками - богатым урожаем полезных овощей и фруктов.  А ещё осень богата праздниками - это День знаний, День учителя, День народного единства, день самого родного и близкого человека – День матери. Через несколько дней осеннее время года сменится тоже красивым зимним временем. Зима нам тоже несет много веселых, ярких и радостных событий. До свидания, осень! Здравствуй, зимушка - зима!
Подсчёт баллов у каждой команды (Максимальное число жетонов- 75);
Определение команды - победительницы; 2 команды призёров.
Вручение грамот. 
Вручение осенних яблок всем.