Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему Общее значение местоимений и употребление их в речи, или Интересно об известном!


Технологическая карта урока (занятия)
Ф.И.О. педагога Крылова Эльвира Владимировна
Квалификация ВКК
Образовательная организация МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»
397160 Воронежская область г.Борисоглебск пер.Суровикина, 1/48
Публикации сборник "Родной язык: проблемы теории и практики преподавания. Материалы III научно-практической конференции (Борисоглебск, 17-18 октября 2011г.) / Под ред.Н.В.Фоминых, В.Ф.Филатовой. - Борисоглебск, 2011. Статья "К образовательным достижениям ученика - через развитие его творческих способностей на уроках русского языка и литературы"
сайт "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Первое сентября"   ( http://festival.1september.ru/) . Статья "В творческой лаборатории писателя, или Новые формы работы на уроке литературы" , 2012.
сборник "Известия Научно-координационного центра по профилю "филология" (ВГПУ ВОИПКиПРО). Выпуск 10.- Воронеж, НАУКА-ЮНПРЕСС, 2012. Статья "Инновации в формах, методах и приёмах на уроках русского языка и литературы"
сборник "Актуальные проблемы преподавания литературы в школе/Под ред.И.Г.Клименко.-Борисоглебск:ФГБОУ ВПО "Борисоглебский государственный педагогический институт", 2012. Статья "Сценарий урока литературы в 7 классе по теме "В творческой лаборатории "кудесника и волшебника русской прозы" Н.С.Лескова, или Может ли тульский мастер олицетворять талантливость русского народа, "надежду русской нации"
сборник "Известия Научно-координационного центра по профилю "филология" (ВГПУ ВОИПКиПРО). Выпуск 11. - Воронеж, НАУКА-ЮНПРЕСС, 2013. Статья "Организация проектной деятельности обучающихся как основа реализации системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО"
сборник "Актуальные проблемы преподавания литературы в школе и вузе" (выпск 3) - ФГБОУ ВПО "Борисоглебский педагогический институт", 2014. Статья "Внеурочная деятельность обучающихся на второй образовательной ступени в рамках реализации ФГОС ООО"
Адрес 397160 Воронежская область г.Борисоглебск ул.Свободы, 200А
E-mail krylova_08@vail.ru
Телефон 8 (47354) 6-57-01, 8-910-746-14-80
Предмет, курс, модуль Внутрипредметный модуль (предмет «Русский язык») «Текстоведение и культура речи»
Класс 7
Тип урока (занятия) Урок общеметодологической направленности
Вид (форма) урока (занятия) Творческая мастерская
Тема урока (занятия) «Аффтар жжот, или Все на борьбу с безграмотностью!»
Цель урока (занятия) Создание образовательной среды урока, способствующей развитию исследовательской и творческой самостоятельности ученика
Задачи урока (занятия):
1) обучающие
2) развивающие
3) воспитательные обучающие:
продолжить повышать уровень грамотности обучающихся;
продолжить формирование навыков анализа текстов различных стилей, типов, жанров, коммуникативной компетенции;
реализовывать идею непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания исследуемого лингвистического материала;
2) развивающие:
развивать навыки аналитического чтения текстов различных стилей и жанров, умение выделять главное в тексте;
развивать творческие способности ученика, его творческую инициативу через участие в разрешении проблемы занятия;
формировать навыки индивидуальной и групповой работы;
развивать креативное мышление;
развивать социальную компетенцию
3) воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к родному языку;
воспитывать уверенность в себе, потребность осознавать, что путь к успешной образовательной деятельности лежит через творческое начало
воспитывать информационную культуру
Формы организации образовательного пространства на уроке (занятии) коллективная работа, работа в малых группах; индивидуальная работа в процессе коллективной
Риски
проблема и ситуация на уроке могут заинтересовать не всех обучающихся, могут возникнуть сложности с распределением ролей в группах и самостоятельной формулировкой вывода обучающимися, «сбой» в работе Интернет-обеспечения
Средства обучения, в том числе ЭОР наглядный раздаточный материал, мультимедийная презентация, персональный компьютер, мультимедийное рабочее место учителя, планшеты
Этап урока Время (мин.) Микроцель
урока Содержание учебного материала Методы и приёмы работы.
Образовательные технологии
(элементы технологий) Форма деятель-
ности Деятельность учителя.
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Деятель-
ность ученика Планируемые результаты
Предметные
УУД МетаПрУУД ПУУД
КУУД
РУУД
ЛУУД
Организационный момент 1 Создание положительного эмоционального настроя Слово учителя Игра Индивидуальная, коллективная работа ДО УРОКА: класс делится на 3 группы , вынимая разноцветные магниты из «Волшебного сундучка» и занимая своё рабочее место по принципу «Мой цвет»
Учитель организует беседу.
Приветствие участников занятия Самоорганизация РУУД: организация индивидуального рабочего места
Индукция («яркое пятно») 1 Мотивация к творчеству Видеоролик (видеообращение старшеклассников с просьбой оказать помощь) Технология коллективно-познавательной деятельности, ИКТ Коллективная работа.
Работа в системе «погружения» Эмоциональное слово учителя.
Задействовав сферу чувств ученика, и даже его подсознание, учитель (Мастер) настраивает ребёнка на конструктивную и вдохновлённую работу на уроке
Активное слушание.
Подключить ассоциативное мышление,
внимательность - уместно употреблять языковые единицы в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения,
- знать нормы РЛЯ и речевого этикета и использовать их в речевой практике при создании устных высказ-ний МУУД:-адекватно воспринимать на слух текста
Деконструкция 1 Создание ситуации на занятии, ведущей к осознанию обучающимися
неспособности с помощью имеющихся средств выполнить задание
«Технический брак» видеоролика Технология проблемного обучения.
Метод «погружения»,
метод диалогичности.
Деятельностный подход
Коллективная работа.
Работа в системе «погружения» Учитель помогает обучающимся формировать информационное поле с помощью предлагаемого дополнительного материала (презентации старшеклассников) Формулировка проблемы.
Обсуждение и выдвижение гипотез для решения проблемы МУУД: способность определять цели предстоящей учебной деятельности
ПУУД:
- уметь использовать ИКИ как инструмент для достижения своей цели
Реконструкция 3 Создание ситуации на занятии, которая приведёт к созданию проекта решения проблемы Знакомство с содержанием презентаций старшеклассников Метод «погружения»,
метод диалогичности.
Личностно ориентированное развивающее обучение, технология проблемного обучения, технология коллективно-познавательной деятельности, ИКТ.
Деятельностный подход
Коллективная работа.
Работа в системе «погружения» Мастер помогает обучающимся после деконструкции хаос превратить в проект решения проблемы Обсуждение и выдвижение гипотез для решения проблемы - знать основные особенности фонетич., лексич. системы и грамматич. строя РЯ,
- знанть нормы РЛЯ и речевого этикета и использовать их в речевой практике при создании уст. Высказываний,
- читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей и жанров
МУУД: -владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из различных источников;
РУУД: уметь формулировать и ставить цель перед собой, прогнозировать результат, планировать этапы достижения цели, корректировать план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и продукта
Социализация 2 Развивать социально-значимые качества обучающихся; их творческую инициативу; умение применить в социальной практике полученные знания
Формулирование темы и задач урока. Мотивирование на работу на уроке
Метод диалогичности.
Деятельностный подход
Индивидуальная, групповая, коллективная.
Учебная исследовательская деятельность На этом этапе даётся одно задание для всего класса, ответы сообщаются всем
Мастер организует обсуждение вопроса о возможном использовании полученных результатов в социальной практике
(Важно договориться!!!) Участвуют в беседе,
сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы, обнаруживают закономерности и связи - уместно употреблять языковые единицы в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения,
- знать основные особенности лексич. системы и грамматич. строя РЯ,
- знать нормы РЛЯ и речевого этикета и использовать их в речевой практике при создании устных и письменных высказ-ний ЛУУД:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
МПУУД: способность использования сформированных УУД в учебной, познавательной и социальной практике
РУУД: корректировать план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и продукта;
Волевая саморегуляция
Работа в группах 15 Вспомнить технологию проведения урока-исследования.
Настроить обучающихся на самостоятельную работу, работу в группе.
Проверка осознания обучающимися нового знания.
Помочь, при необходимости, обучающимся в формулировке выводов по результатам работы в группе при решении задач исследования. Презентации старшеклассниц по теме «Все на борьбу с ошибками». Знакомство с практическим материалом презентаций
.
Проектно-исследовательская технология, технология коллективно-познавательной деятельности, ИКТ.
Метод диалогичности.
Личностно ориентированное развивающее обучение.
Деятельностный подход
Работа в малых группах.
Работа в системе «погружения»
Создание творческого продукта Учитель вместе с семиклассниками вспоминает правила работы в группах.
Учитель организует работу в группах:
1 группа (создание Проекта №1);
2 группа (создание проекта №2);
3 группа (создание Проекта №3).
Каждая группа оформляет собственный творческий продукт в выбранной ими самостоятельно форме (например, буклет, коллаж, рекламный слоган, шаблон образцового объявления и т.п.) и готовится к афишированию
Участие в беседе. Ученики вспоминают правила работы в группе. Распределяют обязанности, выполняют определённую задачу, поставленную группой перед каждым учеником.
Ученики выдвигают гипотезы по решению творческой задачи, работают с исследовательским материалом, систематизируют полученный материал, готовят афиширование полученного продукта - уместно употреблять языковые единицы в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения,
- знать основные особенности фонетич., лексич.системы и грамматич. строя РЯ,
- знать нормы РЛЯ и речевого этикета и использовать их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний,
- читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей и жанров МУУД: способность определять цели предстоящей учебной деятельности.
КУУД: нау-читься критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Афиширование 4 Создать ситуацию успеха на уроке. Дать возможность обучающимся защитить свой проект Защита творческого продукта (проекта) ИКТ-технология, метод проекта.
Деятельностный подход
Публичное представление творческого продукта Мастер обеспечивает ситуацию успеха на уроке. Даёт возможность обучающимся самостоятельно защитить свой проект. Роль Мастера на данном этапе – «поддержать» Ученики работают в малых группах.
Распределяют обязанности, выполняют определённую задачу, поставленную группой перед каждым учеником.
Ученики высказывают свои точки зрения по поставленной проблеме, работают с фрагментом художественного текста, проводят эксперимент в соответствии с планом, систематизируют полученный практический материал и представляют результат эксперимента - уместно употреблять
языковые единицы в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения,
- знать нормы РЛЯ и речевого этикета и использовать их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
МУУД: применять приобретённые
ЗУН в повседневной жизни
ЛУУД: иметь достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание РЯ как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; потребность сохранить чистоту РЯ как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию
КУУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами
ПУУД: представлять полученную информацию в виде творч.продукта
Разрыв,
инсайт (озарение) 2 Пробудить у ученика интерес к дальнейшему, более глубокому познанию
Кульминация процесса творчества - инсайт (озарение). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию Проблемное обучение Беседа Эмоциональное слово учителя (тема «Всё большое начинается с малого») Активный участник диалога - уместно употреблять языковые единицы в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения ПУУД: -применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.
Рефлексия 1 Воспитывать уверенность в себе; развивать умение самооценки Диалог Приём «Рюкзак»
(«я научился…», «я разобрался..», «я наконец-то запомнил…», «пропускаю ход») Регулятивный самоанализ Учитель помогает обучающимся оценить деятельность группы и собственную деятельность в рамках урока Ученики анализируют свою деятельность и деятельность группы, участником которой он являлся, на занятии, своё удовлетворение творческим процессом, своё эмоциональное состояние
- уместно употреблять языковые единицы в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения,
- знать нормы РЛЯ и реч. этикета и использовать их в реч. практике при создании уст. высказ-ний КУУД: уметь строить монологическое высказывание ; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.
РУУД: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
ИТОГО 30 ***ПрУУД – предметные УУД
МПУУД – метапредметные УУД
ПУУД - познавательные УУД
КУУД – коммуникативные УУД
РУУД – регулятивные УУД
ЛУУД – личностные УУД