Конспект урока русского языка на тему Имя прилагательное как часть речи
Открытый урок русского языка. 6 класс.
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.
Ход урока.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1.Упражнение-энергизатор для начала урока
При входе в класс учащимся выдаются салфетки. Дети становятся в круг или сидят за партами. Учитель спрашивает у детей:
- Страшно, боитесь, сомневаетесь, что не получится? И я боюсь…
- Давайте оставим все свои страхи в бумажной салфетке, скомкаем эту салфетку с вашими страхами и выбросим в корзину.
Дети выбрасывают салфетки в корзину, последним бросает салфетку учитель. Затем просит учащихся взяться за руки и громко сказать: «У нас все получиться!»
2.Актуализация и пробное учебное действие
.Дома вы подготовили вопросы для Куиз-куиз-трейд.
Вопросы у всех хорошие, ответы правильные. Сейчас в течение 3 минут постарайтесь обойти как можно больше друзей, чтобы повторить сведения
об однородных членах предложения.. Не забывайте обмениваться карточками и благодарить друг друга за работу.
Затем вы ответите на вопросы теста. Встаньте, задвиньте стулья. Ваши 3 минуты начались.
КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД.
4.Целеполагание и построение выхода из затруднения.
Прием «Инсерт». Расставьте значки: + материал знаю, - не знаю, ? – сомневаюсь.
Утверждение. Начало урока Конец урока.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи. Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам и числам. Прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные бывают определениями и сказуемыми. Эпитеты- это образные определения, выраженные именами прилагательными. - Есть ли утверждения, которые вам неизвестны?
- В знании которых вы сомневаетесь?
- Давайте сформулируем тему урока. Имя прилагательное как часть речи.
По опорным фразам сформулируйте цель урока.
Опорные фразы:
1.Повторить изученное об… ( имени прилагательном)
2. Учиться .…… ..….. речи ( использовать прилагательные в устной и письменной речи)
– Итак, что же такое имя прил-е? Давайте послушаем, как определял прилагательное Митрофанушка Простаков, незадачливый герой комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка очень не любил учиться и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды ему устроили экзамен.
2. Сценка.
Правдин (взяв книгу): …Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.
Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков?
– Дайте, пожалуйста, определение имени прилагательному.
3. А теперь, для того чтобы понять, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи, обратимся к текстам.
Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения. (Записано на доске.)
Под……………….. н..бесами……………………. к..врами,
Бл..стя на солнце, снег лежит;
.……………. лес один черне..т,
И ель сквозь иней зелене..т,
И реч(?)ка подо льдом бл..стит.
( ? )
-Прочитайте его выразительно.
-Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»).
-Запишите этот отрывок в тетрадь : голубыми, Великолепными, Прозрачный). Не забудьте про автора. Самопроверка по слайду.
Сколько в нём предложений? (Одно). Найдите и подчеркните в нём грамматическую основу (или основы). Работа выполняется на доске (несколько человек) и в тетрадях: снег лежит, лес чернеет, ельзеленеет, речка блестит.
-Сделайте вывод: какое это предложение по количеству грамматических основ? (Сложное)
-Нарисуйте схему этого предложения. ( [1) - = ] ; [2) - = ], и [3) - = ], и [4) - = ] ) Объясните постановку запятых перед союзом И.
-Подчеркните прилагательные из стихотворного текста как члены предложения. (Все они являются определениями: голубыми, великолепными, прозрачный)
-Для чего употребляются прилагательные в речи? ( Делают нашу речь выразительной, яркой, красивой, образной, эмоциональной)
Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.
- Когда же чаще всего мы используем прилагательные? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, как переводится слово “прилагательное”. (Слайд 8)
Прилагательное (латин.) – “нечто прибавленное, приложенное”.
Дословный перевод с греческого языка – “эпитет”.
- С понятием эпитет мы с вами встречались уже не раз, а кто мне скажет, что такое эпитет? (Яркое образное определение.)
- Так где же чаще всего используются прилагательные? В текстах какого стиля?
(В художественных текстах.)
Правильно, велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.- Являются ли эпитетами прилагательные в записанном отрывке? (Да)
- Выпишем словосочетания прилагательное + существительное. Укажем главное и зависимое слово.
Под голубыми небесами. Главное – небесами, зависимое –голубыми
Зависимое слово выражено прилагательным, согласуется с существительным в роде, числе и падеже.
Работа с текстами. Прочитайте 1 текст.
1. Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртучке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах.
Прочитайте 2 текст.
2. Летний вечер. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртучке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.
– Какой текст вам больше понравился? Почему?
– За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко представить?
– Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? () Правильно, имена прилагательные украшают нашу речь, делают её богаче, выразительнее.
– Выпишите из 2 текста 3-4 словосочетания «прилаг-е + сущ-е»
Вывод. Какой была бы наша речь без имён прилагательных?
Наша речь стала бы бедной, менее выразительной.
5. Итак, мы с вами выяснили, для чего нужны прилагательные.
6. Игра: «Кто больше». Подобрать имена прилагательные к слову СНЕГ
7. А вот какие прилагательные подобрала я:
Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, божественный, сказочный, бесподобный, белый, мягкий, обильный, мокрый, пушистый, серебристый, голубой, колючий.8. Следующее задание. Теперь попробуйте составить и записать несколько предложений с именами прилагательными на тему «Зима». Используйте репродукции и иллюстрации. Постарайтесь, чтобы у вас получились интересные, красочные миниатюры.
9. Послушаем, что у вас получилось. Молодцы! Вы использовали много интересных прилагательных для описания зимнего пейзажа.
Итак, что же такое Имя прилагательное?
Составим кластер. Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?
8. Тест по теме “Имя прилагательное”.
1.Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ...
а) предмет б) действие в) признак
2.Общее грамматическое значение прилагательного ...
а) действие б) признак предмета в) признак признака
3.Морфологические признаки прилагательного ...
а) род, число б) род, число, падеж в) род, число, лицо
4.Начальная форма прилагательного:
а) им.пад., мн. ч. б) им. пад., ед. ч., м. р. в) им. пад., ср. или ж.р.
5.Синтаксические признаки прилагательного:
а) определение, сказуемое б) определение, обстоятельство в) определение, дополнение
Взаимопроверка.
Ответы: 1в,2б,3б,4б,5а
9. Рефлексия. (Продолжите фразу.)
Достигнуты ли поставленные цели?
– У меня получилось…– Было интересно…– Теперь я знаю…
10. Выставление оценок.
11. Домашнее задание: (Слайд 13)
1-й уровень. Составить словосочетания с прилагательными на тему «Мой класс», выполнить разбор словосочетания
2-й уровень. Написать мини-сочинение на данную тему, используя прилагательные, назвать их морфологические признаки.
3-й уровень. Упр.499 стр. 141 (по заданию )12. Подведение итогов. (Слайд 14)
И завершить наш урок я хотела бы небольшим стихотворением, которое посвящено такой замечательной и прекрасной части речи в русском языке – имени прилагательному. ()Я – часть речи интересная,Широко в миру известная.Опишу любой предмет –В этом равных со мной нет.Речь со мною выразительна.Чтоб красиво говорить,Мною нужно дорожить!
Так давайте дорожить именами прилагательными, чтобы речь наша была правильной и красивой.