Конспект урока русского языка на тему Имя прилагательное как часть речи
Урок русского языка в 5 классе
Тема. «Имя прилагательное как часть речи».
Учебник-Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова.
Цели:1) Обучающая – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа); введение новых грамматических признаков имени прилагательного (разряды: качественное, относительное, притяжательное; степень сравнения, краткая и полная формы). Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.
2) Развивающая - наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах;
обогащение словарного запаса учащихся.
3) Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к родной природе, работа по сплочения детского коллектива.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование:
1) персональный компьютер;
2) мультимедийный проектор.
3) программные средства: MicrosoftPowerPoint; слайд-презентация;
Структура урока:
разъяснение целей урока и правил игры; 2) актуализация опорных знаний; 3) выполнение специально подобранных заданий; 4) подведение общих итогов.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие, тема, цели урока.
Вступление .Учитель: Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
2. Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала.
Сравните тексты. Чем они отличаются?
1.Пришла зима. Пошел снег. Дети играют в снежки, лепят снеговиков.
2.Пришла долгожданная зима. Белый пушистый снег укрыл дома и деревья.
Краснощекие дети играют в снежки, лепят чудных снеговиков.
-Назовите часть речи слов, добавленные во второй текст? (имена прилагательные)
-Как вы это определили? Докажите.
3. Эвристическая беседа.
Учитель читает четверостишие:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Докажите, что и в этом четверостишии речь идёт о прилагательном. Какова роль прилагательного в речи?
Ответить на этот вопрос помогут картинки.
Дети отвечают:
- Имя прилагательное обозначает признак предмета, употребляется с именами существительными, в предложении является определением. Без прилагательных мир бы стал тусклым, бледным, неинтересным.
Учитель предлагает пофантазировать и словесно нарисовать имя прилагательное.
Дети фантазируют, придумывают.
Прилагательное:
Со мною ваша речь красива и точна,Когда же нет меня – она, увы, бедна.Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любуюСоцветьем дивных слов легко определю я!
-А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?
(Ответ учащихся.)
-Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного, вы не могли бы общаться.
-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные?
(название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках и т.д.)
4.Изучение нового материала.
1.Работа с учебником стр. 30.Чтение правила.
2.Составление опорной таблицы.
3. Исследование. Синтаксическая роль прилагательных.
1. Сосны росли на песчаных холмах.
2.Наша река холодна и глубока.
3. Широка степь показалась вдали.
Вывод: в предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями, а в краткой форме - сказуемыми.
5. Первичное закрепление.
Работа с учебником стр.32. Упр. 327. + рубрика «Это интересно».
Беседа.
- Какие художественные способы выразительности использует автор?
-Что такое эпитет?
6. Распределительный диктант (слова в прямом и переносном значении)
Переносное Прямое
Острый ум Чистая рубашка
Тяжелый характер Новая книга
Легкий характер Острый нож
Игривый взгляд
Если работа выполнена правильно, из первых букв сложится оценка за работу.
7. Игра-физкультминутка.
1.Массаж рук.
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни.Хочешь эдак, хочешь так –Не обидятся никак.
2.Игра «Найди лишнего».
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным. Веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.8. Проверочная работа.
-Вдали виден мыс Ошибок. Странный листок выпал из судового журнала.
На нем записаны задания, но соленая океанская вода размыла чернила. SOS! Помогите мне – найдите слова с верными ответами и объясните свой выбор
1) Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор.
А)первое Б) третье В)четвертое
2) Какая часть речи называет различные признаки предметов?
А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол
3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:
А) смышленый (ребенок). Б) о книжном (шкафе.) В) отцовского (участка.)
4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?
А) сказуемое Б) дополнение В) определение
5) Имя прилагательное не изменяется
А) по родам Б) по числам В) по спряжению
6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?
А) весенний лес Б) дружелюбный от природы.
7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?
А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол
9.Творческая работа
Укрась текст, добавив имена прилагательные в предложения.
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.
10. Подведение итогов.
1. Рефлексия.
2. Оценить свою работу на уроке, используя прилагательные.
3. Вопрос в подарок.( Ученик формулирует вопрос по теме урока и задает его товарищу со словами: « Я дарю свой вопрос Саше».
11.Домашнее задание.
1. Выучите правило на стр.30
2 Напишите мини-сочинение «Зима- прекрасное время года»
3. Упр. № 324.
12. Выставление оценок.