Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имя прилагательное как часть речи» (5 класс)
МБОУ «Красноярская СОШ №1»
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Имя прилагательное как часть речи» (5 класс)
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: изучение нового материала.
Метод: комбинированный.
Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основании программы ФГОС «Русский язык 5-9» (2012г.) под редакцией А.Д. Шмелева «Алгоритм успеха»
УМК: 1). Русский язык. 5кл.: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях.Ч.1/ А.Д. Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Е.Я.Шмелева/:под редакцией А.Д.Шмелева .- Москва . :Издательский дом «Вентана-Граф» ,2012.
Цель урока: сформировать понятие об имени прилагательном как части речиЗадачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение находить имена прилагательные в тексте;
научить отличать качественные имена прилагательные от относительных;
формировать умение использовать имена прилагательные в речи;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ.минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия.
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 минута). Приветственное слово учителя :
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. У кого хорошее настроение? поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное? – поднимите левую руку. Кто не хочет ничего знать?-поднимите обе руки. Таких нет. Значит вы готовы к уроку. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Посмотрим на экран. Приветствие учащихся. Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2. Актуализация
знаний.
(4 минуты)
3. Постановка учебной задачи.
(2минуты) Слово учителя: Перед вами миниатюра С.Сахарова “….. озеро” без прилагательного “……”. Восстановите это слово (прилагательное).
. . . . . . озеро.
Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.
– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.
– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну.
И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом,
закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко.
А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит … замечательное озеро.
Если ребята знают, какого цвета фламинго, они легко определят цвет озера – розовое.
– Каким синонимом можно заменить слово розовый? – бледно-красная.
Сегодня на уроке мы говорим об одной из частей речи русского языка
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?
Назовите из текста прилагательные
В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения и главным. ( Озеро потеряло цвет и стало серым, скучным.)
Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (В ближнюю рощу)
Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Морозный день – м.р. ед. ч.); (морозная погода – ж. р. ед. ч.); (морозное утро – ср. р. ед. ч.); (морозные дни – мн. ч.).
Чтение миниатюры.
Запись учащимися числа, темы урока.
- Цель урока – отработать навык правописания имён существительных. Практика опережающего обучения.
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Работа с учебником, чтение правила. Стр.195
Работа в паре
Физ.минутка (пауза релаксации)
1 минута
Закрепление знаний.
Работа в группе.
6 минут
Развитие речевых умений, творческого подхода
Рефлексия
деятельности.
Домашнее задание
.
Формирование понятия «Три разряда имён прилагательных», отличие качественных имён прилагательных от относительных
Словарный диктант (учащиеся определяют разряд прилагательных)
Великолепным певцом, к очаровательному цветку, на пришкольном участке, каменная стена, прекрасным ландышем, красивого цыплёнка, , синицын хвостик, прибрежный камыш., воздух свеж.
Выполнение упражнения 10.
Широкую (пасть)
(я) рад
Добрее и милее
Вопрос учителя:
- Какими членами предложения являются прилагательные в тексте?( определением и сказуемым)
-Как правильно определить , какой член предложения выражен прилагательным? (Обратить внимание на место прилагательного по отношению к существительному) Прилагательное – определение стоит обычно перед существительным, а прилагательное – сказуемое –после существительного.
Закрепление.
Особенностью ужа является чёрная окраска туловища.
Уж не ядовит.
Шерсть у зайца густая.
Озеро потеряло цвет и стало серым и скучным. (Из текста)
Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).
4. Закрепление. Работа в группах.
Используя прилагательные, составьте текст.
1 группа – дикторы телевидения (дать объявление о пропаже собаки)
2 группа – учёные-селекционеры, вырастившие чудо-цветок
3 группа – рекламное бюро (составить рекламу на мебель)
4 группа. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные употреблены:
А) в переносном значении Б) в прямом значении
Каменное здание – каменное лицо
Глубокий ров – глубокие знания
Мягкое кресло –мягкий климат
Сильный зверь – сильный характер
5 группа Допиши ряд и определи «Кто это»?
Серый, хищный, жадный …………………..
Рыжая, хитрая, ловкая ………………
Косой, слабый, трусливый ………………….
Большой, косолапый, неуклюжий ………………………
Яркое, ласковое, тёплое
Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идёт речь? ____________
- На какие вопросы они отвечают? _______________________________________________
Какой частью речи они являются?
В чём выражается грамматическая связь прилагательного с существительным?
Определить род, число падеж имени прилагательного
Просклонять устно любое словосочетание
Выступление групп
7. Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.
1. На какие вопросы отвечает прилагательное?
А) Что делать? Что сделать?Б) Какой? Чей?В) Когда? Где?
2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.
А) С наречиемБ) С местоимениемВ) С имением существительным
3. Что обозначает прилагательное
A) ПредметБ) Признак предметаB) Действие предмета
4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.
А) ПодлежащимБ) ОпределениемВ) Сказуемым
5. Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос. А) Какой? Б) Чей? В) Какая?
Параграф 2, упражнение 11, словарные слова.
Составить и записать 4 предложения на тему “Весна”, в которых прилагательные будут выражены определениями и сказуемыми.
Учащиеся записывают словосочетания, определяют разряд прилагательных. Делают вывод. Читают правило на странице 196.
Учащиеся работают в паре (находят одну полную форму прилагательного, одну краткую и две формы сравнительной степени. Формируют правило.
Ученики выполняют задание, работают в группе, выступают с правильными ответами.
Выступление учащихся, защита проектной деятельности
-
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с упражнением, взаимопроверка выполненного задания)
.
.
.
.