Рабочая программа по внеурочной деятельности Родной язік(украинский)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская школа №1»
Красногвардейского района Республики Крым

СОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВРДиректор __________ /А.А. Мехоношина/
__________ /Т.А. Рогозянская/Приказ № 280 от 31.08.2015 г.
от 25.08. 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Родной язык (украинский)»
по внеурочной деятельности для 3-В класса
Составитель:
учитель начальных классов
Молнар Е.В.
.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей ________________
Протокол № 01 от 19.08.2015 г.
Руководитель МО ___________ /Л.Б.Беляева/
2015 гСодержание
Пояснительная записка ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3
Общая характеристика учебного предмета ------------------------------------------------------------------------------------------------------4
Описание места учебного предмета в учебном плане -----------------------------------------------------------------------------------------6
Планируемые результаты освоения учебного предмета --------------------------------------------------------------------------------------6
Содержание учебного предмета -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------8
Тематический план ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------14
Календарно-тематическое планирование - -----------------------------------------------------------------------------------------------------15
Критерии оценивания -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------18
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса -----------------------18
Пояснительная записка
В 2015/2016 учебном году в начальной школе общеобразовательных организаций Республики Крым реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Преподавание в начальной школе определяется следующими нормативными документами с учетом данных методических рекомендаций:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г.  № 17785).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).
О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., № 35916).
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (зарегистрирован Минюстом России 01.10.2013 г. № 30067).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 19993).
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 (разъяснение о внеурочной деятельности).
Учебный план МБОУ «Красногвардейская школа № 1» на 2015-2016 учебный год.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Ведущей целью начального курса  является формирование и развитие у младших школьников коммуникативной компетентности, способности успешно пользоваться языком для решения жизненно важных задач, то есть средствами речевой деятельности решать познавательные, учебные, личностные, профессионально ориентированные вопросы. Элементарное овладение украинским языком, продолженное на последующих этапах образования, позволит учащимся пользоваться им как средством (инструментом) общения, познания, приобщения к богатствам украинской культуры, формировать навыки толерантного межэтнического общения с представителями других национальных культур, носителями иных языков.
Для достижения поставленной цели в течение периода обучения в 1-4 классах планируется решение таких задач:
- обеспечение положительной мотивации к изучению украинского языка;
- формирование умений и навыков по всем видам речевой деятельности в устной и письменной форме;
- усвоение элементарных знаний о важнейших языковых единицах, необходимых и достаточных для формирования речевых умений и навыков;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- усвоение украинской графики и орфографии, формирование фонетико-графических правописных умений и навыков;
- продолжение интеллектуального, морального, социокультурного и эстетического развития личности школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение украинскому языку должно быть ориентированным на интересы и возможности учащихся начальной школы и тесно связано с формированием УУД.
Целесообразно способствовать развитию умения работать над учебным материалом как самостоятельно, так и в парах или группах: определять цель деятельности и задачи для её достижения; планировать и согласовывать последовательность выполнения задания, составлять алгоритм выполнения действий; прогнозировать результат деятельности, прилагать усилия для его достижения; планировать распределение ролей, проявлять готовность и умение выполнять различные роли при работе в паре или группе (координатор, подчиненный) и др. Важно учить школьников различать в учебном материале новое и то, что было уже им известно, но требовало уточнения, детализации, анализировать причины успехов и неудач реализованной деятельности.
Обучение украинскому языку осуществляется в соответствии ФГОС НОО.
Речевая линия предполагает целенаправленное становление и развитие всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо; формирование умений пользоваться языком как средством общения, познания, влияния на окружающий мир. Для решения этой приоритетной задачи следует развивать умения, необходимые для полноценного восприятия речи (не только фактическое содержание, но и смысл устных и письменных сообщений); построения диалогического и монологического высказывания с учетом возможностей вероятного собеседника; для чтения и самостоятельной работы с детской книгой (техника чтения, читательские умения); для использования письма в коммуникативных целях (в том числе и свободное письмо).
Языковая линия содержания обучения предусматривает формирование у младших школьников элементарных сведений о языке и языковых умений, необходимых для практического пользования языком. Прежде всего это касается обогащения и активизации словарного запаса учащихся; становления навыков практической грамматики (образования форм слов; построения словосочетаний, предложений; использования средств связи предложений в высказывании); формирования умений нормативной речи (орфоэпических, графических, правописных).
Формирование элементарных лингвистических понятий у детей 7-10 лет необходимо сочетать с языковым разбором. Вместе с учителем младшие школьники учатся дифференцировать языковые явления; осознавать особенности звуковой, грамматической формы слова, его значения и морфемного состава; построения сочетаний слов и предложений.
Языковую подготовку рационально осуществлять с опорой на уроки русского языка, так как следует учитывать степень совпадения изучаемого материала в обоих языках: тренировать школьников в перенесении знаний из украинского языка на тождественные понятия с применением терминологии русского языка, предупреждать ошибочный перенос знаний и умений при похожем, но не одинаковом учебном материале.
Социокультурная линия является интегрирующей составной содержания речевой и языковой подготовки младших школьников. Предполагает ознакомление учащихся с нормами социальных отношений (члены семьи, друзья, класс или группа в учебном заведении, посетители общественных культурно-просветительских мест), закрепление умений соблюдать эти нормы, демонстрировать культурно обусловленное поведение. Прежде всего это те социальные роли, которые дети выполняют в школе, в классе, так как коллектив класса является типичной социальной группой, имеющей многие черты, свойственные обществу в целом.
Актуальным компонентом социокультурной работы является формирование у школьников представлений о культуре, обычаях украинского народа, а также заинтересованного отношения к языкам, достижениям культуры, обычаям других народов, умения соблюдать соответствующие правила речевого и неречевого поведения, налаживать и поддерживать контакты с представителями других этнических групп, взаимно учитывать социальные и национальные особенности участников общения.
Начальный курс украинского языка строится с учетом принципа интеграции учебного содержания. Урок украинского языка предполагает систематическую работу над всеми видами речевой деятельности школьников, согласованное обучение нормативному языку и чтению, систематическое использование культурологических текстов для слушания, чтения, построения устных и письменных высказываний, для наблюдений над языковыми, правописными особенностями. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Реализация программного содержания обучения украинскому языку должна происходить с учетом принципов научности и доступности, коммуникативной направленности, учета знаний, умений и навыков по украинскому языку, воспитания социально сознательной, толерантной личности гражданина России, который владеет предметной и коммуникативной компетентности.
1 класс- 33часаов, 2-4 класс-34 часа, 1 час в неделю.
Учебный материал в программах распределен по классам таким образом:
1.  Развитие умений устной речи. Устный практический)
2.  Обучение грамоте. Развитие умений устной и письменной речи)
3.  Интегрированное обучение чтению и письму. Развитие умений устной и письменной речи. Язык. Правописание )
4.  Интегрированное обучение чтению и письму (продолжение). Развитие умений устной и письменной речи. Язык.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1.Осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересовсторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Украинский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общегообразования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Украинский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах украинского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка
Программа для каждого класса содержит такие разделы: „Речевая линия”, „Языковая линия”, „Социокультурная линия”, „Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ”.
Содержание учебного предмета
І. Речевая линия
В ходе начального обучения украинскому языку должны быть паритетно представлены все виды речевой деятельности: аудирование, говорение (диалогическая и монологическая речь), чтение (вслух и молча), письмо (изложение, сочинение).
Программа предусматривает становление и расширение у школьников с каждым годом обучения элементарных представлений о речи (её функциях, видах, механизмах, трудностях формирования, критериях оценивания), однако приоритетным должно быть развитие умений осуществлять все виды речевой деятельности: слушать и понимать воспринятое на слух, воспроизводить и строить высказывание, переводить графические знаки в смысловое значение и наоборот.
Развитие речевых умений, расширение и активизация лексического запаса младших школьников осуществляется в соответствии с темами, реализующими личностную, образовательную, публичную и профессиональную сферы общения и сферу природы. Это такие темы и ситуации общения: „Школа”, „Мой мир”, „Семья”, „Родной край. Родина”, „Игры и увлечения”, „Труд людей, профессии”, „Природа. Времена года”, „Детская книга”, „Народные обычаи и традиции”, которые должны быть обеспечены соответствующим словарем и грамматическими конструкциями.
1.  Аудирование устного высказывания
Работа по аудированию предполагает развитие у детей умения сосредоточенно слушать все более продолжительные и сложные высказывания, понимать их с первого предъявления, усовершенствование слуховой памяти. Для этого следует развивать речевой слух учащихся, умения внимательно вслушиваться в информацию и дифференцировать в звуковом потоке специфические элементы – похожие, но не одинаковые слова; слова определенного слогового состава; предложения, состоящие из заданного количества слов; паузы в предложении и пр. При этом результатом аудирования должно быть понимание прослушанного: осознание значения отдельных элементов высказывания (слов, сочетаний слов, предложений); его фактического содержания.
2.  Говорение
Обучение говорению предполагает целенаправленную комплексную работу по расширению словарного запаса школьников, воспитанию звуковой культуры речи, овладению грамматическим строем речи, развитию выразительности и связности высказывания, умению различать особенности и участвовать в диалоге или монологе. При этом используют сведения о тексте, об особенностях речевого высказывания, которые учащиеся получили на уроках украинского языка (о теме и основной мысли, структуре высказывания, необходимости соблюдать речевой этикет, учитывать особенности ситуации общения и пр.).
В обучении говорению значительная роль отводится игровым формам организации речевой деятельности: дидактические игры и игры с логической нагрузкой способствуют расширению и уточнению лексического запаса младших школьников; подвижные игры с сопровождающими текстами и сюжетно-ролевые, творческие игры позволяют учащимся определить характер речевой ситуации, место действия, подготовку собеседника, цель высказывания.
Для развития диалогической и монологической речи необходимо создавать такие учебно-речевые и коммуникативные ситуации, которые побуждают учащихся выражать свои мысли, чувства, потребности, обсуждать интересующие их проблемы. Важно учить детей высказывать собственное мнение о том или ином событии, явлении; аргументировать свою мысль, позицию; корректно выслушивать другие мнения, сопоставлять их со своей точкой зрения.
При этом следует широко использовать работу в парах или небольших группах, что создает условия для активизации речевой деятельности большинства учащихся класса, усвоения школьниками культуры общения, навыков употребления формул речевого этикета, умение внимательно и доброжелательно выслушать собеседника; согласиться с ним или выразить несогласие в тактичной форме, сказать приятное и т. п.
3.  Письмо
Обучение письму как виду речевой деятельности направлено на формирование у школьников умения строить письменные высказывания, использовать письменную речь в коммуникативных целях.
Усвоение графической системы украинского языка, развитие техники письма, культуры оформления письменной работы предполагают положительный перенос соответствующих умений, сформированных на уроках украинского языка. Формирование же правописных навыков может сопровождаться отрицательным переносом знаний и умений, автоматизированных на уроках родного языка, что требует целенаправленной работы на предупреждение орфографических ошибок. Репродуктивные виды графических заданий (списывание, письмо по памяти, зрительные и зрительно-слуховые диктанты), использованные в необходимом объеме и с постепенным нарастанием правописных трудностей, будут способствовать стабилизации техники письма школьников. Однако важно не злоупотреблять репродуктивными заданиями, так как они не несут коммуникативной задачи. Для развития у детей интереса к продуцированию письменного высказывания целесообразно применять творческие письменные работы, например, свободный диктант, изложение, сочинение, свободное письмо. При этом следует организовать работу так, чтобы у пишущих непременно были читатели или соавторы.
ІІ. Языковая линия
Раздел состоит из таких частей: „Текст, предложение”, „Звуки и буквы. Слог. Ударение” , „Значение слова”, „Состав слова”, „Правописание”.
1.  Текст, предложение
Изучение младшими школьниками элементов синтаксиса необходимо для осознанной дифференциации единиц речи, понимания логики создания связного высказывания (диалогического и монологического текстов), адекватного ситуации общения интонирования предложений.
Усвоение синтаксических понятий происходит с учетом знаний, умений и навыков, сформированных при изучении синтаксиса русского языка. Аналогичные в обоих изучаемых языках существенные признаки текста (соответствие одной теме, логичность событий, развитие действия) и предложения (группа слов, связанных между собой с помощью вопросов, законченность информации) позволяют рационально организовать освоение этих понятий на уроках украинского языка .В работе над предложением предусматривается работа над пониманием содержания, составлением и использованием в речи предложений, различных по цели высказывания, а также восклицательных предложений. В ходе изучения младшими школьниками элементов синтаксиса целесообразно сформировать умение различать и употреблять однородные члены и обращение в предложении.
Программа нацеливает также на наблюдения над простыми и сложными предложениями, на формирование практических умений различать эти предложения в устной и письменной форме.
Целесообразным является выяснение связи слов в предложении, распространение его при помощи вопросов, а также составление сочетаний слов с предлогами и без предлогов (в сопоставлении с украинским языком), использование их в предложении.
2.  Звуки и буквы. Слог. Ударение
Изучение фонетико-графического материала в начальном курсе украинского языка объясняется необходимостью формирования у школьников нормированных чтения и письма, соблюдения в ходе говорения норм литературного произношения, распознавания лексического значения слов при изменении звука или ударения.
Значительное внимание должно уделяться развитию слухо-произносительных навыков: членить слова на слоги, находить ударный гласный, различать на слух и воспроизводить звуки русского языка, а также похожие, но не тождественные звуки русского и украинского языков, соотносить звук и обозначающую его букву. Программа начального обучения не требует полного звуко-буквенного разбора, особенно в письменном виде. Приоритет следует отдавать устному частичному разбору, направленному прежде всего на совершенствование произносительных и правописных навыков (с опорой на регулярно используемый образец учителя).
Данный раздел предполагает ознакомление учащихся с понятием сильной и слабой позиции звука в слове, что является основой формирования значительной части орфоэпических и орфографических навыков.
3.  Значение слова
Основная задача работы над словом – обогащение и активизация словарного запаса школьников, развитие умения вдумываться в значение слова, замечать его выразительно-изобразительные возможности; развивать внимание к незнакомым словам, потребность выяснять их значение, правильно употреблять в речи.
Лексикологические понятия (однозначное и многозначное слово, прямое и переносное значение, синоним, антоним) изучаются младшими школьниками с опорой на родной язык. Сначала учащимся предлагаются задания на наблюдение за значением слов (подготовительные словарно-логические упражнения), затем анализируются существенные признаки изучаемого понятия; соответствие выделенных слов данному контексту. Целью творческих заданий является отработка умений использовать лексикологические понятия в собственной речи, исходя из ситуации общения.
Предполагается работа над тематическими группами слов, которые называют предметы, явления, характерные для культуры украинского народа: традиционные народные игры, игрушки, забавы, элементы русского народного костюма, домашней утвари и пр.
Программа предусматривает работу над наиболее употребительными фразеологическими единицами (без термина).
Важным аспектом обучения является формирование и развитие умения пользоваться различными словарями (школьным толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, переводными русско-украинским и украинско-русским словарями).
Кроме работы над лексическим значением, в начальном курсе украинского языка осуществляется подготовительная работа над грамматическим значением слова (без употребления терминов). Школьников учат различать слова, отвечающие на вопросы различных частей речи, подбирать соответствующие группы слов; сопоставлять формы слов, которые не совпадают в русском и украинском языках (практически), составлять с ними сочетания слов, предложения. Заслуживает внимания и правильное, уместное употребление служебных частей речи – предлогов, союзов, частиц.
4.  Состав слова
Работа над составом слова осуществляется на пропедевтическом уровне и предполагает проведение подготовительных словообразовательных наблюдений и ознакомление школьников со спецификой и ролью в языке корня, приставок, суффиксов, окончаний. Разбор слова по составу необходимо сочетать с элементами словообразовательного анализа, наблюдениями над ролью приставок и суффиксов в образовании слов.
Такая подготовка должна служить лучшему пониманию значения слова. Необходимо научить учащихся видеть разницу в значениях родственных слов с различными приставками (написал - переписал), суффиксами; видеть определенную общность значения неродственных слов с одной и той же приставкой с одним и тем же суффиксом .
В ходе работы над составом слова продолжается развитие орфоэпических и правописных навыков, сопоставление произношения и написания слов русского и украинского языков.
Таким образом, работа над составом слова должна быть направлена не столько на самостоятельный разбор слова по составу, сколько на обогащение и уточнения словарного запаса учащихся, правильное употребление слова в речи, произношение, написание его в соответствии с нормами украинского языка.
5. Правописание
Формирование правописных умений у младших школьников предполагает умение найти в слове место несовпадения произношения и написания, определить способ решения орфографической задачи в зависимости от типа орфограммы (проверяемая или непроверяемая орфограмма), сверить написанное с образцом. Условиями для правописной работы являются развитый фонематический слух учащихся, умение четко проговаривать слово по правилам произношения и написания, орфографическая зоркость, достаточно сформированные каллиграфические навыки, умение правильно выделять в слове морфемы для осуществления проверки написания.
Обучению правописанию способствует словарная работа, направленная на запоминание буквенного или морфемного состава слова, частотно используемого в коммуникативных целях, на основе орфографического проговаривания или различных видов аналитического списывания. Игровой формой орфографической работы может быть игра „Живые звуки”.
Кроме того, школьники могут усвоить и сознательно применять простые правила-инструкции, не требующие многошагового решения орфографической задачи, а также орфографические правила, полностью совпадающие в украинском и русском языках (обозначение на письме безударных гласных, проверяемых ударением; обозначение на письме звонких и глухих согласных; правила переноса слов; употребление заглавных букв; раздельное написание предлогов). Усвоение этих правил носит пропедевтический характер и не требует самостоятельного применения школьниками правила по ходу письма.
ІІІ. Социокультурная линия
Социокультурная подготовка предполагает ознакомление школьников с нормами, регулирующими социальные отношения в обществе, закреплением у учащихся умения соблюдать эти нормы, адекватно выполнять социальные роли. Еще одним аспектом реализации социокультурной линии является формирование элементарных понятий этнологии (высокие человеческие качества и чувства, моральные ценности, преобладающие жизненные настроения, формы  носителей украинского языка и украинской культуры), развитие на этой основе интереса к другой культуре, умения оценить ее достоинства; воспитание благожелательного, заинтересованного отношения к людям, принадлежащим к другой культуре. Сведения о национальных особенностях речевого (культура речи, общения, речевой этикет) и неречевого поведения способствуют пониманию учащимися того, что поведение человека обусловлено различными социальными факторами, прежде всего возрастом, половой принадлежностью, местом жительства, национальностью, социальным положением, а значит, является культурно обусловленным.
Овладение украинским языком создает базу для изучения школьниками основ материальной и духовной украинской культуры: народные ремесла и промыслы, народная архитектура, народный костюм, народные знания (приметы), народные празднования, календарные обряды, народная игрушка, художественная литература, изобразительное и музыкальное искусство и пр.
Эти представления формируют у учащихся понимание общего и различного в культурах, обычаях украинцев и русских; вырабатывают умения налаживать и поддерживать контакты с представителями разных социальных групп, разных культур, носителями разных языков; осуществлять межкультурное взаимодействие, понимать пользу взаимообогащения.
Формами социокультурной подготовки младших школьников могут быть: слушание и обсуждение текстов на межкультурное сопоставление, понимание многообразия языков и культур; беседы морально-этического и эстетического содержания; участие детей в разных видах национальных празднований и социальной практики; проведение литературно-музыкальных праздников, посвященных деятелям национальных культур или общественным событиям; инсценирование художественных произведений; проведение „Конкурса знатоков” с целью активизации интереса к фольклорному национальному наследию; уроки риторики и речевого этикета.
ІV. Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ.
Обучение письму на украинском языке проводится одновременно с обучением чтению. Школьники усваивают написание и звуковое значение букв, которыми украинская графическая система отличается от русской, учатся не смешивать буквы русского и украинского алфавитов. При изучении отдельных украинских букв, которые не имеют полных графических соответствий с русскими предполагается формирование графических навыков изображения строчных и заглавных букв, соединений букв и их элементов. Усвоение остальных букв украинского алфавита требует автоматизации, совершенствования графического навыка, техники письма.
Систематическое внимание в обучении следует уделять культуре оформления письменных работ, умению писать аккуратно, надлежащим образом располагая материал, соблюдая поля, абзацные отступы, умению делать различные подчёркивания, использовать условные обозначения и др.
Тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем Учебные часы Практическая работа
1. Звуки і букви 11 1
2. Слово 3 1
3. Будова слова 11 1
4. Речення і текст 7 2
Всього 32 5
Календарно-тематичне планування

№ п/п Термін виконання Назва розділу, тема уроку Практич. частина Форми і теми контролю План. Факт. 1 07.09 Звуки і букви (11г)
Звуки мовлення і позначення їх на письмі буквами. Дитячі ігри,забави. Ιгри 2 14.09 Правила української літературної вимови. Алфавіт. Звуконаслідування. 3 21.09 Велика та мала літера. Скоромовки. 4 28.09 Голосні звуки, позначення їх буквами. Склад. Наголос. 5 05.10 Приголосні звуки, позначення їх буквами. Тверді та м’які приголосні звуки. Загадки. 6 12.10 Уживання знака м’якшення після ц. Павло Тичина «Осінь така мила» 7 19.10 Позначення м’якості приголосних перед о. Буквосполучення йо. 8 03.11 Подовження м’яких приголосних звуків і позначення їх на письмі. Казка «Як берізка листя роздарувала» (За І. Прокопенко) 9 09.11 Пом’якшення приголосних перед і. «Ходить гарбуз по городу»(Українська народна пісня) 10 16.11 Відсутність знака м’якшення після букв, що позначають тверді приголосні звуки та після р у кінці слова. 11 23.11 Апостроф. Повторення вивченого. Розповідаємо за малюнком. 12 30.11 Слово (3г)
Лексичне значення слова. Українська народна казка «Колосок» Ιнсценування 13 07.12 Слова, близькі та протилежні за значенням(синоніми, антоніми) «Грицю,Грицю»(Народна жартівлива пісня) 14 14.12 Багатозначність слів. Пряме та переносне значення слів. 15 21.12 Будова слова (11г)
Основа слова. Закінчення. Загадки Діда Мороза. 16 11.01 Корінь слова. Споріднені слова. Олена Пчілка « Дивна хатка»(Небилиця) 17 18.01 Чергування голосних та приголосних звуків у корені слова. Колядки та щедрівки. Розучування колядок, щедрi-вок. 18 25.01 Ненаголошені голосні в корені слова. Ліна Костенко «Праля» 19 01.02 Дзвінкі і глухі приголосні в корені слова. 20 08.02 Суфікс. Вимова і правопис суфіксів. «Батьківські поради» З народного) 21 15.02 Префікс. Правопис префіксів. 22 22.02 Апостроф після префіксів. О.Моторний «Мудрі порадники» 23 29.02 Префікси і прийменники. 24 07.03 Написання слів типу серце, сонце, чесний. 25 14.03 Відсутність подвоєння в словах типу клас, група, колектив. 26 21.03 Речення і текст (9г)Види речень за метою висловлювання. Розділові знаки в кінці речень. «Весна красна» (Українська народна пісня) Розучування пiснi 27 04.04 Звертання. Розділові знаки при звертанні. 28 11.04 Головні та другорядні члени речення. Зв’язок слів уреченні. 29 18.04 Головні та другорядні члени речення. Зв’язок слів уреченні. 30 25.04 Складне речення. Повторення вивченого. 31 16.05 Текст. Структура тексту. Дмитро Ткач «Моя мама». Зв’язок між реченнями. Абзац. Ліна Костенко «Польові дзвіночки» 32 23.05 Типи текстів. План тексту. Повторення вивченого. Вiкторина
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Родной язик (украинский) » для 3 –х классов на 2015 – 2016 учебный год составлено на 32 часа.
Учебный план МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 – 2016 учебный год рассчитан на 34 учебных недель, всего 34 часа в год на изучение.
В рабочую программу по внеурочной деятельности «Родной язык (украинский)» в соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 – 2016 учебный год, утвержденным приказом от 31.08.2015 года № 276 «Об утверждении годового календарного учебного графика МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 – 2016 учебный год», Трудовым кодексом РФ (глава 18, статья 112), Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2014 г. № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году», а также Законом Республики Крым от 24 декабря 2014 года №55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» (с внесенными изменениями Законом Республики Крым от 03 марта 2015 года № 80-ЗРК/2015) внесены следующие изменения: вместо рассчитанных 34 часов календарно-тематическое планирование составлено на 32 час (убрано 1 час из раздела «Слово», 1час – из раздела «Речення і текст»).
Критерии оценивания
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Літературне читання: підручник для 3 кл./ Хорошковська О.Н., Охота Г.І. – К.:Освіта,2003.-160с.
2.Українська мова: підруч. для 3 кл./Н.В.Гавриш, Т.С.Маркотенко.- К.: Генеза, 2013.-144с.
3.Цiкава дидактика. Украïнська мова. 1-4 класи /автор-упорядник Ι.Є.Серпухова.-Харкiв: Веста: «Ранок».-2004.-304с.