Реализация потребностей участниками образовательных отношений в ООП ООО
Реализация потребностей участниками образовательных отношений в ООП ООО
Ряполова Оксана Васильевна, заместитель директора
МБОУ лицей №5 город Елец Липецкая область
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ п.1 ст.89 гласит: «Управление системой образования носит государственно-общественный характер»
Это отражено в требованиях ФГОС ООО, а именно- обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.
В каждом разделе ООП ООО (а их 3- целевой, содержательный, организационный), есть часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Мое выступление касается целевого раздела, в пояснительной записке которого есть пункт «Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы основного общего образования».
На какие же принципы опирается реализация ООП ООО в МБОУ лицее №5?
Принцип адресности ООП и учета возрастных особенностей обучающихся
Программа адресована обучающимся 11-16 лет (подростковый возраст), имеющим соответствующие возрастные показатели, которые необходимо учитывать.
Основные ценности образования в подростковом возрасте:
организация образовательного процесса таким образом, чтобы подросток имел возможность самопознания и самореализации,
развитие творческих способностей как предпосылок для проявления различных видов одаренности обучающихся для развития индивидуальности обучающихся.
включение каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активного участника или организатора учебного процесса, (повышение тем самым уровня обученности и самоопределения обучающегося, мотивированности учебно-познавательной деятельности поиски новых путей социализации личности школьника, форм его адаптации к изменяющимся экономическим условиям),
гуманистическое и уважительное отношение к личности, диалог и сотрудничество.
Принцип преемственности образовательных программ
Преемственность обеспечивается за счет организации целенаправленной педагогической работы, единства педагогических требований и технологий (ИКТ, проектной, исследовательской, проблемной) на уровне начального и основного общего образования.
Общеобразовательные программы на уровне НОО Общеобразовательные программы на уровне ООО
Междисциплинарные программы
Программа формирования УУД Программа развития УУД
Программы внеурочной деятельности
Пионербол
«Игрусичи»
«Познай себя»
ЮИД
«Патриот»
«Книжная страна»
Вокальная студия «Трель»
Хореографический ансамбль «Солнышко» Мини-футбол
«Познай себя»
Я гражданин России
Основы журналистики
«Зеленая планета»
«Исследователь»
Вокальная студия «Вдохновение»
Хореографический ансамбль «Солнышко»
Принцип доступности качественного образования
Предполагает равные права детей при приеме в лицей, возможности изменения образовательного маршрута, его индивидуализацию как удовлетворение познавательных запросов детей и учет социального запроса.
Социальный запрос обучающихся и их родителей (законных представителей) является основой части, формируемой участниками образовательных отношений в учебном плане, а именно изучение учебного предмета «химия» с 7 класса, увеличение количества часов на учебные предметы «русский язык», «алгебра», «история», «обществознание».
Принцип системно-деятельностного подхода к организации образования
Реализуется за счет организации активной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности на основе педагогических и образовательных технологий с учетом современной образовательной инфраструктуры, созданной в МБОУ лицее №5. Так, в кабинете физики есть возможность работы индивидуально и в парах, т.к. к каждой парте подключен ток. Практическую направленность уроков химии реализовывать лабораторные столы с подводкой воды. В кабинетах информатики для каждого ученика есть рабочее место с моноблоком для обучения программирования (в урочной и внеурочной деятельности).
Принцип обеспечения метапредметного подхода к содержанию и организации образовательной деятельности (который реализуется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности).
Предполагает направленность процесса преподавания предметных областей на формирование универсальных учебных действий, организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Принцип интеграции урочной и
внеурочной деятельности обучающихся Реализуется при организации проектной и исследовательской деятельности, согласования содержания учебных программ и программ внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями и формами работы:-духовно-нравственноеЦелью является обеспечение системного подхода с учетом психологического возраста к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
-спортивно-оздоровительное направление Целью является закрепление у обучающихся основ здорового образа жизни.
-общекультурное направлениеЦель - раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества.-общеинтеллектуальное направлениеЦель- расширение системы знаний, развитие мыслительных признаков.-социальноеЦель- развитие творческих способностей школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Принцип индивидуализации содержания и организации образовательной деятельности
Реализуется в процессе создания условий для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся на основе индивидуальных учебных планов каждого обучающегося, включающего внеурочную деятельность и социальные практики.
Пример индивидуального плана обучающегося лицея №5.
Принцип формирования информационно-образовательной среды
Предполагает ведение электронных дневников и организацию общения участников образовательного процесса с использованием ИКТ, применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности, организацию проектной деятельности обучающихся и педагогов на основе ИКТ, использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), организацию электронного документооборота, оснащение учебных кабинетов цифровой техникой и электронными ресурсами, работу библиотеки и медиатеки. В лицее из 36 учебных кабинетов 75% оборудованы техникой для интерактивного обучения, остальные – мультимедийным оборудованием. Функционирование лицейской локальной сети позволяет всем участникам образовательного процесса использовать Интернет в урочной и внеурочной деятельности.
В локальной сети лицея имеется банк одаренных детей, в который входят обучающиеся, способные к интеллектуальному труду, с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук, высокомотивированными к умственному труду, а также детей с творческими, физическими, лидерскими способностями.ИОС в лицее №5 обеспечивает возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ОИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно. Родители видят в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Принцип социализации обучающихся Является ориентиром при организации лицейского самоуправления, проведении социальных практик, организации общественно-полезного труда, решении социальных и практических задач на уроках и во внеурочной деятельности.
Работа над проектом позволяет обучающемуся включаться в реальную практическую деятельность, выявлять значимость своей деятельности, повышать социальный статус среди сверстников.
В Программе воспитания и социализации, которая входит в ООП ООО и полностью является частью, формируемой участниками образовательных отношений, прописано: лицейское самоуправление и социальные практики.
Принцип общественного участия в формировании содержания и организации образовательной деятельности
Реализуется в работе с родителями и учителями как участниками образовательного процесса при составлении учебного плана, при разработке образовательных программ ООО и программ внеурочной деятельности, определении режима занятий обучающихся, расходовании внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития лицея, осуществлении контроля за соблюдением безопасных и здоровьесберегающих условий обучения и воспитания обучающихся, рассмотрении плана финансово-хозяйственной деятельности лицея, при рассмотрении к утверждению локальные акты Учреждения.
Принцип системности оценки образовательных достижений обучающихся и совершенствования качества образования
Реализуется в процессе учета образовательных достижений обучающихся, оценки продуктов образовательной деятельности на уроках и внеучебных достижений через создание Портфолио.
В Локальном акте МБОУ лицея №5 о структуре и форме оценки портфолио для обучающихся на уровне основного общего образования в рамках ФГОС прописано, что «Цель составления портфолио – представить развернутый отчет по процессу образования учащегося, дать возможность увидеть значимые образовательные результаты в целом и продемонстрировать его способности на практике применять приобретенные знания и умения».
Принцип совершенствования качества условий, их соответствия требованиям Стандарта
Предполагает развитие материально-технических, финансово-экономических и административно-организационных ресурсов, позволяющих обеспечить соответствие условий требованиям ФГОС ООО. Эти аспекты полностью отражены в 3 Организационном разделе ООП ООО.
В основе реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ лицея №5 лежит системно-деятельностный подход, который изложен в Стандарте.
Таким образом, совокупность принципов к формированию основной образовательной программы основного общего образования, позволяют реализовывать запросы и интересы участников образовательных отношений.
Мы доступны и открыты, сайт лицея http://licey-5.ucoz.ru/