Опыт работы Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности
Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей в настоящее время является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
Одной из основных задач ФГОС дошкольного образования стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
На сегодняшний момент в нашем МАДОУ детский сад №46 большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.
Общеизвестно, что музыка оказывает огромное влияние на здоровье человека. Влияние музыки подтверждено как наблюдениями древних мудрецов, так и научными экспериментами современных учённых.
В свою работу, музыкального руководителя я активно внедряю и здоровьесберегающие технологии. Мною разработан перспективный план применения технологий здоровьясбережения, используемых в музыкальной деятельности для всех возрастных групп. Моя задача создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Не раз доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений.
Каждое музыкальное занятие я начинаю с валеологических песенок-распевок. Такие как «Доброе утро», «Здравствуйте». Они состоят из несложных текстов, поднимающих настроение и дающих позитивный настрой на занятие, улучшает эмоциональный климат, а также подготавливают голос к пению.
Непосредственно перед пением провожу дыхательную и артикуляционную гимнастику. От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. Артикуляционная гимнастика помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. На музыкальных занятиях дети учатся правильно дышать, следить за осанкой. Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз). В упражнениях дыхательной гимнастики Стрельниковой «Ладошки», «Насос», «Кошка» и др. дети короткие шумные вдохи носом делают одновременно с движениями: хватают - нюхают, кланяются – нюхают, поворачиваются - нюхают. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников, а так же тренируются дыхательные мышцы, регулируется работа дыхательного центра.
Артикуляционную гимнастику провожу с использованием иллюстраций, презентаций.
Также важны для горла и голосовых связок фонопедические оздоровительные упражнения. Дети с большим удовольствием «завывают» в упражнении «Голоса вьюги», имитируют плач в упражнении « Таня плачет», переходят от звука [а] внизу к звуку [у] вверху в упражнении «Кричу в лесу», таким образом происходит налаживание связи голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого, тренировке мышц речевого аппарата, профилактике лор-заболеваний. Данные упражнения способствуют развитию носового, брюшного дыхания, стимулируют деятельность головного мозга.
Использование игрового массажа А.Уманской и М.Картушиной активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. В играх «Что в горбу?», «Две сороконожки», и др. происходит обучение простейшим приемам массажа.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. В работе с детьми я использую пальчиковые игры Е Железновой. Игры «В лесу», «Паучок», «Обезьянки» и др. развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
Дети очень любят речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками), звуками детских музыкальных инструментов. В таких играх как «Сел комарик на кусточек», «Степка-растрепка», «Теремок» дети импровизируют, раскрывая свой творческий потенциал благодаря жестам, пластике, мимике. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текста движениями или музицированием, способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.
В результате применения комплекса здоровьесберегающих технологий у детей наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития, освоение музыкального материала проходит на эмоциональном подъеме. Дети стали раскрепощенными, чаще проявляются положительные эмоции. Воспитанники поют теперь не только на занятиях, но и в неформальной обстановке. Систематически дети принимают участие в городских конкурсах, фестивалях детского творчества «Талантов много не бывает!», «Музыка вокруг нас» «Сказки о лесе и его обитателях», «Новая песня», «Этот праздник мой и твой, этот праздник наш с тобой», «Парад талантов», «Моя Пушкиниана», где занимают призовые места.