Урок русского языка на тему Связь имени прилагательного с именем существительным (2 класс)
Тема урока: Связь имени прилагательного с именем существительным.
Цели урока: Формирование предметных умений,актуализация знаний учащихся об имени прилагательном, о его роли в речи, о его связи с именем существительным.
Задачи урока:
Образовательные : учить правильно ставить вопросы к имени прилагательному, показать зависимость прилагательного от имени существительного.
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, наблюдательность, внимание орфографическую зоркость;
Развивать умение анализировать и делать выводы, способствовать развитию мышления, устной речи, памяти.
Познавательные: использовать алгоритмы, проводить сравнение, классификацию, обобщение,
Коммуникативные: учиться принимать различные точки зрения, формировать собственное мнение, уважать точку зрения товарищей. Умение ясно выражать свои мысли.
Воспитательные: способствовать развитию интереса к русскому языку(родному);чувства уважения друг к другу.
Оборудование: компьютер, проигрыватель, презентация физкультминутки ,дидактический материал, иллюстрации картин о весне А.К. Саврасова., учебник «Русского языка» В.П. Канакина 2класс. Карточки со словами, карточки с иллюстрациями, рабочие листы для работы в парах, группах, самостоятельной работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- приветствие гостей,
- проверка организации рабочего места.
УЧИТЕЛЬ:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Все за парту дружно сели
И на доску посмотрели
Мы сегодня, опять
Будем знания добывать.
2. Актуализация знаний.
- чистописание строчной буквы в , слияния ве.
весна, весенний, весенняя, весеннее, веселье. (слова на доске)
- Прочитайте слова, обратите внимание на «опасные места»
- Что можно сказать об этих?
- выделите корень, найдите лишнее слово.(докажите)
- какая орфограмма в корне слова. (безударная гласная)
- поставьте вопрос, назовите части речи.
УЧИТЕЛЬ:
Молодцы. А сейчас я прочитаю вам загадку. Найдите отгадку среди слов, которые мы записали.
Тает снежок, ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает? Найдите отгадку (ВЕСНА)
УЧИТЕЛЬ: Весна прекрасное время года: просыпается, расцветает природа , пригревает солнце, бегут звонкие ручьи. Поэты, писатели, композиторы, художники любовались весною. Ей посвятили стихи, музыку, писали картины. ( звучит музыка Ф. Шопена «Весенний вальс» на фоне звучания музыки ученики рассматривают слайды репродукций картин художника-пейзажиста А. К. Саврасова «Повеяло весною»,»Оттепель», «Весенний день» «Грачи прилетели».
Дети рассматривают картины, делают вывод.
Какое время года?
Что мы видим на этой картине?
- Работа над словарными словами комментирование «цепочкой»
(дорога, берёза, деревня, ветер)
- физкультминутка ( проводит ученик)
Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
3.Работа в паре. Пары «ёлочки»
Цель: развитие навыков совместной работы, исследовательских коммуникативных умений, подготовка к групповому общению и выступлению перед классом.
- Как нужно работать в паре? (ДРУЖНО)
УЧИТЕЛЬ: Возьмите Карточку №1,прочитайте задание. Посоветуйтесь. Работаем в тетради.
Задание. Прочитайте слова . Спишите существительные. От существительного поставьте вопрос к прилагательному . Запишите словосочетания в тетрадь.
*март_________________ тёплая* почва ______________ голубое*облако_______________ чёрные
*грачи ________________ влажная*погода _______________ весеннийПроверка: учащиеся «цепочкой» читают словосочетания, называют вопросы.
Вывод: имя прилагательное связано с именем существительным и от него зависит.
УЧИТЕЛЬ :В парах вы работали дружно. Молодцы.
Физкультминутка. (проводит группа детей)
4. Творческая работа в группах.
Цель: дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать умение разбора прилагательного, зависящего от существительного
1-я группа.
Задание. Восстановите текст. Подберите подходящие по смыслу прилагательные.
Ставьте вопрос.
Пришла (_____________________) весна.
Светит (______________________) солнце.
Во дворе (__________________) ручьи.
На поляне (_________________) подснежники.
Все рады (___________________) весне.
(Слова для справок: долгожданная, ранняя, яркое, звонкие, говорливые, голубые, тёплой)
Проверка: отчёт учащихся группы.
- Какой же вывод мы можем сделать?
-Мы составили текст, подобрав имена прилагательные, которые связаны с именем существительным. Прилагательное зависит от существительного и делает нашу речь яркой, точной, выразительной.
2-я группа ( получает корзину) В корзине огурец, лук, помидор, баклажан, кабачок, петрушка)
Задание: Опишите предметы по плану.
Алгоритм: Помидор (какой?) –красный, круглый, большой - маленький, кислый - сладкий
1.Цвет.
2.Форма.
3.Размер.
4.Вкус.
Проверка.
( ученик берёт предмет и описывает его по плану.)
Вывод: Какая часть речи помогает нам описать предмет?
3-я группа. (получает конверт со словами-прилагательными и картинками)
Задание: Прочитай прилагательные, по описанию предмета определите, кто радуется весне.
- пушистая, ловкая, рыжая – это ________
- косолапый, неуклюжий, бурый – это_________
- колючий, серенький, подвижный- это__________
Проверка. Отчёт группы. Один ученик читает прилагательные, другой показывает картинку
Вывод. От какой части речи зависят прилагательные? Прилагательные нужны в нашей речи. Они помогают описать предмет и всегда зависят от существительного.
5.Рефлексия.
(текст на слайде и на карточках) Самостоятельная работа.
Задание. Прочитайте текст. Выпишите из текста имена прилагательные с именами существительными.
Вот и пришла ранняя весна. Бегут быстрые ручейки. Солнце согревает землю яркими лучиками. По небу плывут причудливые облака. Весенние цветы мать-и-мачеха пестрят на пригорке.
Проверка: взаимопроверка.
6. Что нового вы узнали на уроке?
Какой вывод мы можем сделать?
Нужны ли прилагательные в нашей речи?
*Домашнее задание. Списать текст, дополнив его несколькими предложениями. Озаглавить его. Сделать разбор 1,2,3 предложения по членам предложения и частям речи.