Урок по русскому языку для 6 класса Имя прилагательное как часть речи 
Урок по русскому языку для 6 класса «Имя прилагательное как часть речи». 
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся:                                                                  
 учащиеся должны:                                                                                                                     
      знать  общее грамматическое значение, морфологические признаки, 
                синтаксическую роль прилагательного; 
     уметь аргументировано доказывать принадлежность слова к имени прилагательному;  
                отличать прилагательное от однокоренных слов других частей речи по   
                совокупности признаков;   
                правильно использовать имена  прилагательные в речи.      	
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория 5-9 кл.» В.В. Бабайцева,    
                            Л.Д.Чеснокова; «Русский язык. Практика. 6 класс»/ Под ред. Г.К.Лидман- 
                            Орловой, репродукции картин художников- импрессионистов,   
                            мультимедийный проектор, экран,  опорные карточки, толковый и    
                            иностранный словари, поэтические сборники О.Мандельштама,    
                            Н.Заболоцкого.
Приёмы работы: устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ   
                              ,,трудных” слов,  составление грамматического алгоритма, кластера,   
                                творческая работа, выборочный диктант. 
                                                               Ход урока
I. Организационный момент.
II. Установка на активную познавательную деятельность.
Учитель: Я предлагаю вам прослушать текст и ответить на вопрос: какова основная мысль  данного текста?
   В сотый раз я пожалел, что не родился художником. Надо было передать  в красках эту геологическую поэму. В тысячный раз я почувствовал вялость человеческой речи. Не было ни слов, ни сравнений, чтобы описать могущество кратеров, дыхание моря, влитого в их пропасти, крики орлов и тысячи малейших ласковых вещей – всплесков воды, прозрачных струй, солнечных зайчиков и нежнейших водорослей и медуз, сообщавших величавому пейзажу оттенок простоты и безопасности. Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затененные углы, выстланные черным блеском и светлой подводной травой, темную прозрачность волн, качавших далеко внизу спины серебряных пеламид, и, наконец, луну, видную снизу даже днем и похожую на клубок розового пара, замерзшего в холоде недосягаемых высот. 
	К.Паустовский
Ученик: Основная мысль текста: неспособность человека передать свои впечатления от увиденного из-за недостатка определенных знаний..
 III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока. Изучение  
        нового материала.
Учитель: Какие слова помогают ярко и образно описывать окружающий нас мир?
Ученик: Имена прилагательные.
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Ученик: Об именах прилагательных.
Учитель:  Вы уже имеете представление о прилагательном как части речи из курса начальной школы, 5 класса. Таким образом, какова цель нашего урока?
Ученики:  На уроке мы должны обобщить  и расширить знания об имени прилагательном как части речи.
Учитель: Каким образом мы можем решить эту задачу?
Ученик: Составить грамматический алгоритм, кластер или прочитать параграф в учебнике.
Учитель: Я предлагаю разделиться на несколько групп. Первая группа самостоятельно составляет кластер, вторая группа работает с учителем по составлению грамматического алгоритма, а третья – читает параграф при помощи приема «Инсерт» (самостоятельно читая учебный текст, делайте в нем пометки: «V» - эту информацию знаю, «+» - это новая для меня информация, «?» - эта информация мне непонятна, у меня есть вопросы). Проанализируйте формулировки заданий, оцените степень их сложности и выберите то задание, которое вас заинтересовало.
Задание для 1 группы
 Составьте кластер по ответам, которые вы дадите после выполнения задания «Веришь ли ты».
- Верите ли вы, что прилагательное образуется от существительного?
- Верите ли вы, что прилагательное не связано с существительным?
- Верите ли вы, что прилагательное изменяется по числам и падежам?
- Верите ли вы, что прилагательное – это самостоятельная часть речи?
- Верите ли вы, что в предложении прилагательное  выполняет функцию определения, сказуемого?
- Верите ли вы, что прилагательное имеет склонение?
Задание для 2 группы
 Работа по составлению грамматического алгоритма
Учитель: Что включает в себя понятие грамматический алгоритм?
Ученик: Общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки  части речи, в частности имени прилагательного.
Учитель: Я приглашаю вас в мастерскую художников XIX  века.
Слайд №1 (На фоне презентации картин художников – импрессионистов ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Импрессионизм»)
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Он понял масла густоту -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет,-
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается  там качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
Учитель: Что  предстало вашему взору, какие впечатления произвели на вас эти картины?
Ученик: Пейзажи. Все картины понравились, они какие - то необычные.
Учитель: Совершенно верно, в отличие от романтиков и реалистов, тяготеющих к изображению исторического прошлого, художников этого нового направления притягивала современность: жизнь маленьких кафе, шумных улиц, парков, живописные берега Сены, мосты, вокзалы, неприметная красота сельских деревушек и пейзажей. Они стремились отобразить мимолетное видение, передать возникшее чувство от увиденного. 
Почему стихотворение получило такое название? Что такое импрессионизм?
                                                                                                     (ответы учащихся)
Словарная работа с опорой на этимологический анализ слова
Учитель: Найдите в словаре иностранных слов лексическое значение слова импрессионизм. 
(Импрессионизм – (фр. впечатление), направление в искусстве последней трети 19-нач.20 в.; наиболее полное выражение получило во французской живописи. Стремясь запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, добиться живой достоверности изображения, воссоздать единство человека и окружающей его среды, импрессионисты-живописцы разработали систему пленэра; они писали раздельными мазками «чистого цвета», т.е. не применяли смешанных красок.)
«Узнавание прилагательного в лицо»
Учитель: Выпишите имена прилагательные из  стихотворения «Импрессионизм». 
Глубокий, звучные, запекшееся, лиловым, расширенное, лиловей, жирных, солнечном.
Учитель: По какому принципу вы выбирали из текста слова?
Ученик: По вопросу.
Учитель: На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Ученик: Какой? Чей?
Учитель: Только ли по вопросу определяется принадлежность слова к той или иной части речи?
Сравните слова звучные и запекшееся, от каких слов они образовались?
Ученик: Звучные – от слова звук, запекшееся – от запеклись.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Ученики: Слова: запекшееся, расширенное - не относятся к имени прилагательному, так как обозначают признак предмета по действию.                                                  
·                                   
Учитель: Совершенно верно, это причастия, о них вы узнаете в 7 классе. Таким образом, при нахождении прилагательных в речи необходимо учитывать их словообразовательную модель и значение.
«Вспомним морфологические признаки прилагательного»
Учитель: Составьте автобиографию одного прилагательного из стихотворения О.Мандельштама «Импрессионизм» с опорой на его морфологические признаки.
Словарная работа с опорой на этимологический анализ слова
Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова автобиография. 
(Автобиография – греч. описание  своей жизни.)
Ученик: Я, прилагательное «солнечном», происхожу из семьи существительного. Мой отец – солнце. В предложении я обозначаю признак предмета.  Моя мать подарила мне вопрос «каком?», научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме мужского рода, единственного числа, предложного падежа.
Учитель: Какой можно сделать вывод по определению морфологических признаков прилагательного?
Ученик: Морфологические признаки прилагательного зависят от существительного, к которому оно относится.
                                                                          (проверка выполнения заданий 1,3 групп)
1 группа
                             Какой? Чей? ( Зеленый – какой? Синицын – чей?)                                                                          
 Общее грамматическое        Имя прилагательное   Морфологические признаки:                      значение: обозначение  признака                                             род, число, падеж                                   предмета                                                                                   (фиолетовой дымкой –ж.р.,    
                                                                                                      ед. ч., Т.п.)                                         
                             Синтаксические признаки: определение                                                                                               
             (Вдруг подул холодный ветер. По небу поползли серые грозовые тучи.) 
Учитель: Проверка выполненных заданий показала, что все группы столкнулись с одной проблемой: определение синтаксической функции прилагательного в предложении. Поэтому я предлагаю вам объединиться для решения этой проблемы. 
Практическая исследовательская работа
Учитель: Предлагаю вам посмотреть на отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Вечер на Оке» и подумать, какова синтаксическая роль прилагательных?
Слайд № 2
                                      В очарованье всякого пейзажа 
                                            Есть подлинная радость, но она
                                            Открыта не для каждого и даже
                                Не каждому художнику видна.
Ученик: Подлинная – определение, видна – не знаем.
Учитель: Видна -  краткое прилагательное, поэтому является сказуемым.
	Таким образом, в результате анализа исследуемого материала мы с вами            
                 подошли к ответу на вопрос о синтаксической функции прилагательного. 
Ученик: В предложении прилагательное является определением или сказуемым.                                           
Учитель: Закончите свою работу по группам.
1 группа                            
                        Какой? Чей? ( Зеленый – какой? Синицын – чей?)                                                                          
 Общее грамматическое        Имя прилагательное      Морфологические признаки:                      значение: обозначение  признака                                             род, число, падеж                                   предмета                                                                                   (фиолетовой дымкой –ж.р.,    
                                                                                                      ед. ч., Т.п.)                                           
                             Синтаксические признаки: определение, сказуемое                                                                                               
             (Вдруг подул холодный ветер. По небу поползли серые грозовые тучи) 
             Она удивительна и нежна.)
2 группа                                          
                                            Грамматический алгоритм
Вопросы: какой? чей?
Общее грамматическое значение: обозначение признака предмета.
Морфологические признаки: род, число, падеж.
Синтаксические признаки: определение, сказуемое.
V. Закрепление полученных знаний
Учитель: Сейчас мы совершим экскурсию в Музей искусств. Побываем в выставочном зале голландского художника Ван Гога.
( Сообщение ученика о творчестве Ван Гога и кратко о картине «Звездная ночь»)
Слайд №3
Творческое задание (дифференцированное)
1 группа (сильные учащиеся)
Опишите картину Ван Гога «Звездная ночь», используя в речи имена прилагательные.
2 группа (основной состав класса)
Опишите картину Ван Гога «Звездная ночь», используя опорные карточки (по выбору учащихся).                         
Карточка №1                                                                                                                                   
Что человек видит на картине
(предметы, цвет, формы, тени, технику изображения...)
Что человек чувствует
(эмоции, идеи, мысли, впечатления )                       
  Карточка №2
1 
 Что делает картину особенной? 
2 
 Информация о происхождении 
 картина 
3 
 Что мы можем видеть на картине? 
4 
 Манера/ техника рисования
5 
 На чем сфокусировал внимание автор 
6 
 Ассоциации (звуки, запахи ...) 
7 
 Есть ли контраст?
8 
 Сравнение с другими видами  
 искусства 
9 
 Общее впечатление
10 
 Интерпретация 
3 группа (слабые учащиеся)
С прилагательными «удивительная», «волшебная», «таинственная» составьте и запишите предложения для описания картины Ван Гога «Звездная ночь».
Учитель: С какой целью вы использовали  прилагательные в речи? 
Ученики: Они украсили речь, сделали её выразительной, так как акцент делался на признаки предметов.
Выборочный диктант
Учитель: Выпишите из текста или предложений  словосочетания: существительное и прилагательное, определите морфологические признаки прилагательных. В тексте или предложениях определите синтаксическую функцию  прилагательных.  
VI. Подведение итогов урока. Этап рефлексии
Учитель: Вспомните и самостоятельно запишите уже известную вам информацию о прилагательных.
Я знал(а)
Новая информация
Свойства прилагательных
Вопросы
VII. Домашнее задание (по выбору)
Составить для одноклассников тест по теме: «Имя прилагательное как часть речи»: «Верно ли утверждение?»
Упражнение 266 («Практика»)
      3.   Вообразите, что вы попали утром в зимний лес. Опишите, какие пейзажные     
            зарисовки открылись вашему взору, используя имена прилагательные.
15