Урок по русскому языку для 4 класса Имя прилагательное как часть речи
Класс 4
Тема урока Имя прилагательное как часть речи
Тип урока Закрепление нового материала
Базовый учебник Т.Г. Рамзаева. Русский язык .4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение,2012 г.
Цели урока:
Закрепить изученный в 3 классе материал о прилагательном;
Показать роль прилагательных в речи;
Развивать навыки анализа текста;
Мотивировать учащихся к познавательной деятельности.
Ход урока.
Организационный момент.
Работа по теме урока
Обсуждение вопросов:
На какие вопросы отвечают имена прилагательные?(Имена прилагательные отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)
Что обозначает имя прилагательное? (Имя прилагательное обозначает признак предмета)
Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по родам и по числам).
Запись на доске и в тетрадях:
Юноша (какой?) высокий
Девушка (какая?) высокая
Дерево (какое?) высокое
Дома (какие?) высокие
- Чем отличаются эти имена прилагательные? (Данные прилагательные отличаются по вопросам и по окончаниям).
- На что указывают окончания прилагательных? (Окончания указывают на число и род имен прилагательных).
3. Письмо по памяти.
- На слух определите количество имен прилагательных в тексте.
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый,
Весь румяный, золотой.
(В. Берестов)
- Запомните текст и запишите его в тетрадях.
4. Работа с учебником. Выполняется упражнение 268 (учащиеся записывают текст, находят в тексте имена прилагательные, устно задают к ним вопросы и выделяют окончания).
- Что необходимо сделать, чтобы определить род прилагательного в тексте? (Необходимо найти существительное, к которому относится имя прилагательное, определить его род и по роду существительного определить род прилагательного).
- Устно исключите все имена прилагательные из текста. Прочитайте получившиеся предложения.
- Подумайте, какова роль имен прилагательных в речи? (Имена прилагательные делают нашу речь точной, выразительной и яркой).
III. Занимательная лингвистика.
- Подберите как можно больше определений-прилагательных, характеризующих следующие существительные:
Роза (красная, красивая, нежная…)
Платье (новое, детское, синее…)
Медведь (сильный, огромный, всеядный…)
Ученик (умный, старательный, любознательный…)
Дуб (могучий, зеленый, раскидистый…)
Озеро (глубокое, чистое, холодное…)
Дни (солнечные, теплые, счастливые…)
IV. Подведение итогов и закрепление изученного материала.
- Дайте определение имени прилагательному.
- Каково значение имен прилагательных в речи?
V. Домашнее задание.
Страница 137 – Упражнение 270.