Исследовательская работа Старообрядчество в с.Чернуха
Управление образования администрации
Арзамасского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Чернухинская средняя общеобразовательная школа»
Старообрядчество в селе Чернуха
Работу выполнила:
Хальзова Алина, обучающаяся 10 класса
Руководитель:
Раштанова
Галина Александровна,
учитель истории высшей квалификационной категории
Содержание
Введениес. 3 – 4
Старообрядчество в с.Чернуха
Вероисповедание в с.Чернухас. 5 – 8
Описание таинств старообрядцев
Крещениес. 9
Венчаниес. 10 - 11
Погребениес. 11 – 12
Традиции и праздники старообрядцевс. 13
Заключениес. 14
Список литературыс. 15
Введение
Триста лет назад Россия исповедовала одну христианскую, православную веру и составляла одну церковь. Более шести веков, начиная с крещения Руси (988 г.), Русская церковь наслаждалась внутренним миром и покоем. Не нарушило и не поколебало православной веры русского народа и иго, под которым страна находилась более 200 лет (с 1240 до 1480 г).
В тяжелое смутное время московские патриархи Иов и Гермоген спасли Россию от гибели, а Русскую церковь – от ересей и расколов.
Но именно в то время, когда Русская церковь достигла наивысшего величия, в ней совершился раскол, разделивший всех русских людей на две церкви. Это печальное событие произошло в царствование Алексея Михайловича и патриаршество Никона (во второй половине 17 в). Царь и патриарх, их приемники и последователи стали вводить в Русской церкви новые обряды, новые богослужебные книги и чины; укреплять иные понятия о благочестии. Вот это и послужило причиной церковного раскола.
Этот процесс затронул всю Россию, в т.ч. и Нижегородчину. Многие деревни, сёла были подвержены старообрядческому влиянию, так как старообрядчество, как религиозная иконная форма была здесь наиболее распространена. В Нижегородской области существовало много сёл и деревень только со старообрядческой верой. Например, сёла Пустынь и Меньшиково, а также Чернуха.
До сих пор старообрядчество является главной формой вероисповедания чернухинцев. Меня заинтересовало, почему жители села Мотовилово, что находится рядом с нами все православные, а коренные жители нашего села (85%) являются приверженцами старой веры. И я поставила цель - узнать историю распространения старообрядчества в нашем селе.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
изучить архивные документы, литературные источники об истории села, о становлении церкви в селе;
собрать и записать воспоминания старожилов об истории местной церкви и обрядах старообрядцев;
изучить и описать таинства, традиции и праздники старообрядцев
При написании этой работы использовала следующие методы: анализ и синтез архивного материала, литературных источников, воспоминаний жителей, исследование и описание таинств. Практическая значимость исследования заключается в использования работы при проведении уроков истории и краеведения, а так же во внеклассной работе.
Старообрядчество в селе Чернуха
Вероисповедания в селе Чернуха
Газета « Старообрядецъ» (1997 №5) называет Чернуху « центральным звеном в арзамасском «ожерелье». Более 2500 староверов проживало в Чернухе в 1911 году. Да и сейчас большая часть чернухинцев причисляет себя к староверам. Особенностью села Чернуха является то, что старообрядческая вера представлена тремя согласиями или толками. Здесь они имеют следующие названия: австрийцы, понеты, поморцы.
В первую очередь сюда пришли и обосновались старообрядцы Белокриницкой епархии и нетовцы или «понеты». Все эти церковные течения, преследуемые еще со времен патриарха Никона, селились целыми общинами - «скитами», строили молебные дома и молились по старым книгам, по старым обрядам, там, где не доставала их рука карателей.
Основную массу верующих составляют австрийцы или как их ещё называют – зелёные (по цвету здания старой церкви) или кулугуры. Они же предпочитают именовать себя старообрядцами, а свою церковь - белокриницкой. Чтобы разобраться в этих названиях сделаем экскурс в историю.
Другое название австрийцев «приемлющие священство», то есть поповцы. С начала возникновения старообрядчества в его среде не угасало стремление найти архиерея. Однако единственный епископ Павел Коломенский, который выступил против реформ , умер сразу после них в 1756. В дальнейшем беглопоповцам попадались только авантюрные личности. Поиски архиерея увенчались успехом 28 (29) сентября 1846 года. К старообрядцам присоединился бывший митрополит Босно–Сараевский Амвросий. Он был принят через миропомазание и отречение от ересей .
Однако политика Николая I, с ее негативным отношением к старообрядчеству, мотивировала староверов утвердить епископскую кафедру не в России. Этим местом стала Белая Крыница (сов. Черновицкая обл. Украины), которая в то время входила в состав Австрии. Отсюда и название старообрядческой иерархии - белокриницкая или австрийская.
Две старообрядческие церкви украшали село Чернуха.
Успенская церковь была построена после 1905 года, в состав совета общины в 1911 году входили Иван Иванушкин, Егор Пахутин, Иван Ковалёв, Егор Чижов, Лавр Миронов, Михаил Галкин, Фёдор Шахаев, Иван Цыбряев.
Церковь во имя св. мученицы Парасковии - Пятницы существовала с давних пор. До сих пор главным праздником в Чернухе является - престольный праздник в честь этой святой, которую «за проповедь истинной веры подвергли жестоким мучениям» (Старообрядческий церковный календарь.1991. Издание Старообрядческой Московской Митрополии и всея Руси). Празднуют его 10 ноября и называют в народе «Ременная».
Откуда пошло это название мне установить не удалось: одни связывают его со словом « время» (осень, труды позади – время праздновать); другие говорят, что Парасковии - Пятнице мучители резали спину на «ремни», отсюда и название.
Более подробно об истории храмов рассказывает бывший (в настоящее время он служит в церкви г. Арзамаса) настоятель чернухинской церкви о. Алексей Думнов.
«Успенская церковь иначе называлась Садовская (от того что стояла она в лесу). В ней служил о. Домиан Корчажкин, который почти 20 лет (до самой своей смерти) скрывался от безбожников – большевиков по окрестным деревням, а они его искали всюду, грозили его семье. Но семья и сама не знала, где он скрывается. Между тем, о. Домиан не прекращал справлять требы. Тайно, ночью на домах у христиан он крестил, венчал, отпевал умерших. Когда о. Домиан скрылся от преследований, в садовскую церковь пришёл служить молодой священник из Пиявочного озера о. Михаил Лющин, который будет расстрелян в 1937 году в Нижнем Новгороде на улице Воробьёва (НКВД).
В церкви имени Парасковии Пятницы служил о. Феоктист Мельчанов – тоже страдалец за веру. Во время разорения церкви он сильно болел и не стал скрываться. Умер он после войны. Отца Феоктиста очень любили прихожане за его бескорыстие и простоту в общении. Он имел кузницу, и сам был кузнецом, хлеб свой зарабатывал своими руками».
Во время войны в церкви Парасковии Пятницы было зернохранилище, но в 1947 году удалось добиться её открытия, и в этом же году сгорела садовская успенская церковь. Осталась одна церковь Парасковии, которая действует и по сей день. Со дня открытия её и по 1954 год служил в ней протоиерей Иоанн, с 1955 по 1968 – иерей Федот Зайцев, с 1968 по 1974- иерей Иов Думнов, с 1976 по 1982 – иерей Иосиф Лисин, с 1984 по 1987- иерей Михаил Шашков, с 1987 по 1991 – протоиерей Фёдор Моржаков. Сейчас в этой церкви служит о. Роман Корякин.
Также в Чернухе в старые годы существовал женский старообрядческий монастырь.
Нижегородский епископ Иннокентий благословил устроить обитель под названием «Чернухинский женский монастырь во имя св. мученицы Парасковии». Постройки монастыря располагались на монастырской усадьбе (рядом с усадьбами Ивана Мельчанова и Гаврила Завьялова) по улице Яришки: дом двухэтажный, крытый железом с тринадцатью комнатами и моленной в глубине усадьбы и одноэтажный дом по улице. В 1890 году в Чернухе старообрядцам в доме Андрея Самойлова (священноинок Арсений) был разрешён моленный дом. При нём - небольшой дом, в котором жили монахини. В 1906 или 1907 годах моленный дом был сломан и монастырские постройки были расширены. В августе 1910 года всё сгорело, и в этом же году возведены новые постройки, которые простояли до разгрома монастыря советской властью. В монастыре жили инокини и послушницы. Всего инокинь было человек 40. Последняя инокиня в Чернухе – Филицата Иванушкина умерла в 1982 году.
После разорения монастыря в конце 20-х годов монахини бежали в Деворину пустынь, в лес, но и Деворинский монастырь просуществовал недолго.
У нетовцев («понет») есть только «моленная» (дом, где собираются все вместе). На стенах висели старинные иконы, медные распятья. Никаких обрядов, вроде крещения, венчания, у «понет» не существует. Имеется только обряд похорон. Если прохожий войдет в дом «понета» и попросит воды, ему или откажут, или подадут в какой-нибудь особой посуде, из которой они сам не пьют. Другие для них «табачники» и «бритоусые». Старые люди не будут есть за одним столом с людьми другой веры. Все они строго соблюдают постные дни и посты, и никогда не выдадут замуж своих дочерей за женихов другой веры, также не возьмут в снохи иноверную девушку.
Раньше они хоронили своих родственников где-нибудь в лесу, очень редко на кладбище. Гроб несут закрытым, чтобы никто не видел, идут быстро, все молчат, никаких молитв, рыданий и скорби. Хоронят покойного только одни «понеты». Об истоках своей веры никто не может дать никаких объяснений, не знают его сущность, откуда она взялась. Сейчас эта вера в своей религиозности сильно ослабла. Старики умирают, а молодежь уходит из-под влияния руководителей общины.
«Перекрещенники» пришли в Чернуху позднее старообрядцев. Они тоже раскольники, но обряды их отличаются. Если у них своя церковь, или «моленная», как говорят в Чернухе, то в ней нет алтаря, обособленного, закрытого от всех верующих. Престол вынесен в общий зал, где стоят все верующие. Нет никакого таинства, скрытого от глаз народа, как это есть у православных и старообрядцев. Они всё делают открыто, на глазах у всех. Своё прозвище они получили за то, что любого, кто придет в их веру, они крестят, независимо от того, крещен этот человек или нет. Эта община немногочисленна и вероятнее всего пришла в Чернуху из коваксинских лесов; их до сих пор много в Коваксе и в Пиявочном. Их влияние велико на чернухинских «перекрещенников».
2.2 Особенности таинств старообрядцев
2.2.1 Крещение
Старообрядческая церковь признает крещение только трехпогружательное. Совершенное обливание она отвергает, как ничтожное крещение. Это объясняется тем, что в нас должно быть подобие смерти и трехдневного погребения Христа.
Человека любого возраста погружают в купель с водой с головой три раза. Вода в купели должна быть свежая, т.е. того дня, в который происходит крещение, это воду называют еще «живой» водой. Зимой воду берут из проруби, и ее не подогревают.
Во время крещения должен присутствовать и крестный, и крестная. Но допускается присутствие только одного. Крестный является даже выше, чем родители. Это крестный будет отвечать за него перед Богом.
Далее крещение человека происходит следующим образом: его мажут маслом возрадования или маслом радости. По их мнению, человеку лучше радоваться, чем печалиться. Затем с ребенком ходят вокруг купели по солнцу, если человек взрослый, то он сам ходит вокруг купели. Ходя по Солнцу, мы как бы следуем за Богом.
Затем человеку надевают крест и пояс на рубашку. Крест и пояс, по их вере, это оружие и крепость. Они должны быть неразделимы, т.к. по отдельности они не дают полной защиты для человека.
После этого мальчиков несут в алтарь на поклонение престолу Божьему. А девочкам запрещено быть в алтаре, поэтому их подносят к иконам на амвоне.
После чего читается наставление крестному, чтобы он отвечал за ребенком перед Богом.
Крещение в старообрядчестве является очищением. В народе его еще называют «крещение - очищение». Если крестится взрослый, считается, что после крещения человек смывает все грехи.
2.2.2 Венчание
Перед венчанием происходит сватовство.
Родители с женихом и обязательно крестные или крестный идут в дом к родителям невесты. Они еще говорят «идут на совет». Сначала старшие пытаются отговорить молодых. Этим самым они пытаются проверить их чувства и их намерения. После этого жениха спрашивают: «любит ли он невесту» и берут с него обещание, что он будет жить с невестой до конца жизни, содержать семью, быть главой семьи, исполнять все мужские обязанности. Так же спрашивают и невесту: «любит ли она жениха» и она должна дать обещание, что будет послушной женой, не будет изменять своему мужу. Затем обсуждают, где будут жить молодожены, приданое невесты и иконы, которые подарят молодоженам. Обычно жениху дарят икону Спасителя или Николу, а невесте - Богородицу. И последнее, что делается на «совете» - это назначается день венчания и свадьбы.
Обычно венчание и свадьба проходят в один день, но венчание происходит раньше, чем свадьба. Венчание состоит из двух таинств: первая часть – обручение, а вторая – собственно само венчание. Во время обручения надеваются кольца, а на девушку – брус, или его еще называют «повойник».
Во время самого венчания молодым надевают на голову венцы. Читается молитва «Святые мученицы и добрые страдавшие…». Во время венчания молодых называют «мучениками», так как семейная жизнь действительно мучительна и трудна. После того как батюшка заканчивает читать эту молитву, он ведет молодых вокруг евангелия по Солнцу и после этого берет обещание у молодых перед евангелием нести тяжелую ношу до конца дней. Затем из алтаря выносят красное вино, и священник дает пить его молодым. Первым пьет жених, затем невеста. И так по очереди три раза. Если вино остается, допивает жених.
Молодые стоят на чистом плате. Это символизирует, что молодые «чистые голубки». И вообще молодые должны быть чистыми, т.е. девственниками.
После того, как молодые выпили вино, поют молитву «Чашу спасения при сему и имя Господне призову…».
Родители благословляют своих детей на чистую, непорочную жизнь. После этого считается, что муж и жена – одна плоть. Они еще говорят: « Бог сочетал, человек да не разлучает». Это действительно так, потому что получить духовный развод почти невозможно: « Повенчал вас поп, разлучит вас гроб». Затем молодые целуются три раза. Жених кланяется невесте до живота, а невеста делает поклон в ноги жениха. Поклон невесты означает полное послушание жениху. Далее молодые целуют иконы и родителей. Подходят родные и друзья, поздравляют, дарят цветы. У дома родители должны встретить молодых хлебом с солью.
В старообрядчестве невесте, так же как и в православии, разрешается надевать белое платье и дозволяется украшать машины.
По старообрядческой вере таинство брака может совершаться только над лицами одного вероисповедания, смешенные браки преступны и беззаконны.
2.2.3. Погребение
Старообрядцы хоронят умершего только на третий день, в редких случаях на четвертый. Душа умершего идет первый раз на поклонение Богу. Погребение начинается в церкви и продолжается 2, 5часа. Поется 17ая кафизма.
На умершем обязательно должен быть саван. Его шьют только руками. Поверх савана – «пеленание» - изображение трех крестов из ленты. Сверху надевается церковное одеяло с крестом.
Самое главное место в погребении занимает разрешительная молитва. Ее читает священник, который прощает человеку все его грехи, он как бы дает ему путь к Богу, еще раз благословляет. После этого родные и близкие люди прощаются с умершим и закрывают лицо саваном. Затем все тело поливается маслом. Масло считается жертвой Богу. Читается молитва. Сверху умершего покрывают плащеницей и посыпают землей, читая молитву «Вся от земли посылаешь». После этого лицо умершего открывать нельзя, если лицо будет открыто, то таинство погребения придется начинать снова.
Последним этапом погребения считается чтение молитвы «Господня есть земля». Старообрядцы отпевают только тех людей, которые были на исповеди и обязательно старообрядческой веры.
По их верованиям до 9 дня ангелы показывают душе райские места, а в 9 день душа идет во второй раз к Богу. После 9 дня душа идет к помытарству. В 40 день душа идет третий раз на поклонение к Богу и ей определяется место, которое она заслужила. Поэтому они стараются читать «псалтырь» все 40 дней, заказывают обедни в церкви. И чем больше, тем лучше. А в 3й, 9й, 40й день обедни обязательны.
И они считают, что перед смертью нужно обязательно очиститься, то есть собороваться.
2.3. Традиции и праздники старообрядцев
Женщине нельзя ходить без платка. Это означает непокорность мужу. Считается, что если женщина не надела платок, то ангелы не могут подойти к ней. Стричь волосы тоже запрещается. «Женщина, стригущая волосы проклята», - говорится в писании. А мужчинам запрещено брить бороды.
Женщина всегда должна ходить в юбке, но молодым девушкам разрешается носить брюки и стричь волосы, но запрещается носить короткие юбки.
В церковь можно зайти только с закрытыми руками, а женщине еще с покрытой головой и обязательно в длинной юбке. Нельзя приходить в церковь накрашенной, особенно с накрашенными губами. Батюшка не разрешит целовать крест, если у женщины накрашены губы.
Старообрядцы никогда не говорят «спасибо». И это объясняется вполне логично. Это слово можно разделить на два: «Спаси» и «Бо». «Бо» - имя дьявола или сатаны. Поэтому получается, что мы обращаемся не к Богу , а к сатане. Все старообрядцы говорят «Спаси Христос» или « Спаси Бог».
Самый главный и большой праздник – Пасха – Светлое Христово Воскресенье.
Вообще у старообрядцев каждое воскресенье – это праздник. Они называют каждое воскресенье «Малой Пасхой». Они говорят, что шесть дней даны для работы, а седьмой – отдай Богу. В воскресенье нельзя касаться воды. В этот день вода считается «святой». Старообрядцы считают, что если не стирать в воскресенье, то дети будут здоровы.
Заключение
Мы рассмотрели современный конфессиональный состав села Чернуха.
В данной работе мы сумели увидеть результаты церковной реформы на примере одного села, изучили и описали традиции и таинства старообрядцев, сделали следующие выводы:
село Чернуха оказалось расколотым на несколько частей, так как собрались здесь, в глухой глубинке, люди, бежавшие из разных мест и по-разному воспринявшие никоновские преобразования;
селились они обособленно друг от друга; с недоверием, а порой и враждебно, с презрением относились к иноверцам, лишь свою веру признавая истинной, а соседей считая еретиками.
это сказалось на менталитете, характере местных жителей. До сих пор жители одного села несут своих покойников в разные кладбищенские ворота, которых на чернухинском кладбище четверо: для православных, для «зелёных», для поморцев и для понетов. Раньше кладбище вообще было поделено на 4 части глубокими рвами;
у каждого старообрядческого толка в общепринятых традициях и обрядах наблюдаются различия, присущие конкретному толку.
Более трёх с половиной веков кровоточит эта страшная рана, и продолжит кровоточить до тех пор, пока раскол не будет полностью исцелён. Когда и как это произойдёт, трудно сказать. А сейчас – выход, по моему мнению, один: учиться слушать и слышать друг друга.
Список литературы
1. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века (Репринтное воспроизведение ).- М.: Издательство журнала « Церковь». 1995
2. Климахин К.С. История села Чернуха// На правах рукописи. Архив музея «Природа» с. Чернуха, Арзамасского района Нижегородской области.
3. Лебедев А.С. Престольный праздник св. Парасковии- Пятницы в селе Чернуха, близ Арзамаса// Общий дом.-2006. - № 9.
4. Неякий В.В.Кержаки. Старообрядцы в Нижегородском Поволжье. Публицистический сборник 1990.
5. Воспоминания бывшего настоятеля Чернухинской старообрядческой церкви о. Алексея Думнова и матушки Анны Думновой