Программа кружка Юный эколог — исследователь
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области
Программа кружка
«Юный эколог - исследователь»
5 класс
Автор: учитель биологии и географии
1 квалификационной категории
Смирнова Татьяна Валерьевна
2015
Пояснительная записка
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.
Соответствовать высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.
Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, сформировать навыки исследовательской деятельности, способствуют профессиональной ориентации.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа).
Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.
Цель:
формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика
Задачи:
расширить знания учащихся по биологии и экологии;
сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
развить умение проектирования своей деятельности;
научить оформлять результаты своей работы.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения являются:
сознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения является (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Учащиеся должны знать:
теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
методику проведения исследований;
основные экологические понятия и термины;
источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;
роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
виды - биоидикаторы чистоты водоемов, воздуха;
отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;
Учащиеся должны уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
оценивать состояние местных экосистем;
проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
проводить анкетирования, социологические опросы.
работать с определителями растений и животных;
работать с различными источниками информации.
оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
применять коммуникативные навыки;
Формы подведения итогов реализации программы:
выставки поделок из природных материалов;
фотовыставки;
учебно-исследовательские конференции;
демонстрация презентаций, экологических представлений;
участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, акциях.
Содержание программы
Программа кружка «Юный эколог - исследователь» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинета биологии.
Введение. (3 часа)
Теоретические знания:
Цели и задачи кружка. Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.
Практикумы.
Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Экскурсия.
В парк "Экологические объекты окружающей среды".
Раздел 1. Основы исследовательской деятельности (11 ч).
Теоретические знания
Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.
Экскурсии:
На территории посёлка.
Практикумы:
Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение выступлений.
Раздел 2. Антропогенное воздействие на биосферу (18 часов)
Теоретические знания.
Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.
Антропогенное влияние на атмосферу (5 часов)
Теоретические знания.
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.
Практикум
Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом; определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.
Антропогенное влияние на гидросферу (5 часов)
Теоретические знания:
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Практикум.
Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности.
Экскурсии.
К водоему. "Описание водоема".
Антропогенное влияние на литосферу (5 часов)
Теоретические знания
Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв.
Структура и характеристика загрязненности почв городов. Явление нахождения элементов при загрязнении почвы тяжелыми металлами и его причины. Влияние соединений свинца на организм.
Практикум
Исследование почвы в районе школы.
Экскурсии.
"Выявление несанкционированных свалок в окрестностях посёлка".
Биоиндикация (4 часа)
Теоретические знания:
Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)
Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.
Экскурсии
В парк, в лес
Практикум
Обучение работы с определителями растений и животных, обучение методикам проведения оценки экологического состояния водных объектов, леса.
Заключение (2 ч).
Выступление на конференции с исследовательскими работами. Анализ и самоанализ результатов работы за год.
Тематический план
Тематический план
№
Раздел, тема
Количество часов
1.
Введение
3
2.
Раздел 1. Основы исследовательской деятельности
11
3.
Раздел 2. Антропогенное воздействие на биосферу
18
Антропогенное влияние на атмосферу
5
Антропогенное влияние на гидросферу
5
Антропогенное влияние на литосферу
5
Биоиндикация
4
4.
Заключение
2
ИТОГО
34 часа
Список литературы
Для учащихся
«Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.
«Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.
«Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975
«Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.
«Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
«Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004
«Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990
«Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
«Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.
«Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.
«Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
Для учителя
«Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
«Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984.
«Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2008.
«Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.
«Практикум по методике проведения химического эксперимента» В.С. Полосин, «Просвещение», Москва, 1996
«Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989
«Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005
«Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001.
«Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 1989
«Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988
«Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005
«Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеев, Москва, «Аркти», 2005.
Поурочно – тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Практикум
Введение (3 часа)
1.
Экология, задачи и структура экологии
1 ч.
Работа со справочной литературой, просмотр видеофрагментов
2.
Экскурсия в парк "Экологические объекты окружающей среды".
1 ч.
Сбор материала для поделок
3.
Проведение выставки поделок из природного материала
1 ч.
Раздел 1. Основы исследовательской деятельности (11)
4.
Методика исследовательской деятельности
1 ч.
Знакомство с исследовательскими работами
5.
Структура исследовательской работы
1 ч.
Анализ и обработка исследовательской деятельности
6.
Выбор темы, постановка проблемы, формулирование цели и задач
1 ч.
7.
Экскурсия по посёлку, сбор проб, проведение опросов, исследований.
1 ч.
8.
Обработка и анализ полученных результатов
1 ч.
9.
Правила работы с литературой по теме
1 ч.
Работа с различными информационными источниками
10.
Выводы, рекомендации, список литературы
1 ч.
Оформление исследовательской работы
11.
Оформление доклада для конференции
1 ч.
12.
Подготовка презентации
1 ч.
13.
Специфика выступления на конференциях
1 ч.
Составление текста своего выступления по шаблону
14.
Выступление учащихся с исследовательскими работами.
1 ч.
Раздел 2. Антропогенное воздействие на биосферу (18)
Антропогенное влияние на атмосферу (5 часов)
15.
Влияния на биосферу, виды влияний, их последствия.
1 ч.
Просмотр видеофрагментов, работа со справочной литературой и учебными дисками
16.
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха
1 ч
17.
Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу.
1 ч.
18.
Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.
1 ч
19.
Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.
1 ч
Определение запыленности зимой, рассматривание пыли под микроскопом.
Антропогенное влияние на гидросферу (4 часа)
20.
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов.
1 ч.
21.
Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
1 ч
22
Экскурсия к водоёму
1ч
Описание водоёма
23.
Оформление буклетов «Вода – это жизнь»
1 ч
Антропогенное влияние на литосферу (5 часа)
24.
Почва и ее экологическое значение.
1 ч
25.
Деградация почв, причины деградации почв. Загрязнители почв
1 ч
26.
Приемы и методы изучения загрязнения литосферы
1 ч
Исследование почвы в районе школы
27.
Экскурсия "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях посёлка".
1 ч
28.
Оформление фотовыставки «Свалки – это боль»
1 ч
Биоиндикация (4 часа)
29.
Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния.
1 ч
30.
Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды
1 ч
31.
Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски, моллюсков и др.
1 ч
32.
Экскурсия в лес
1 ч
Обучение работы с определителями растений и животных, обучение методикам проведения оценки экологического состояния, леса.
Заключение (2 часа)
33.
Конференция по результатам исследовательских и творческих работ учащихся
1 ч
34.
Анализ и самоанализ деятельности учащихся
1 ч
15