Статья Инновационные психолого — педагогические подходы в обучении младших школьников чтению в классах коррекционно — развивающего обучения
«Инновационные пснхолого-педагогнческне подходыв обучении младших школьников чтению в классах коррекционно - развивающего обучения»Ковалева Г.И., учитель начальных классов МБОУ СОШ №15, г. СмоленскВ настоящее время организация работы коррекционного обучения детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем, решением которой занимаются специалисты, логопеды, дефектологи, психологи и др.
Коррекционно-развивающее обучение - это форма дифференцированного образования, которая позволяет организовать обучение, обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно- психическом здоровье.
При организации учебного процесса в коррекционных классах целесообразно прибегать к помощи принципов педагогики сотрудничества:
учения без принуждения
принцип опоры для ученика
принцип самоанализа
личностного подхода
отказ от шаблона в организации урока
максимальное вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.
Особое затруднение при работе в коррекционных классах вызывает обучение навыку чтения. Так как он включает в себя много параметров (скорость, способ чтения, безошибочность, осознанность и выразительность), для их формирования необходимо развивать такие виды психических функций как внимание, оперативное поле зрения, память, мышление.
Особые затруднения при формировании правильности чтения у данной категории обучающихся вызывает работа, направленная на развитие внимания.
Для получения длительного устойчивого внимания, необходимо, как минимум, учесть два условия.
Во-первых, на сосредоточенность и устойчивость внимания влияет общее самочувствие ребенка. Так, при значительном перенапряжении и утомлении отмечается ухудшение устойчивости внимания. Учащиеся чаще отвлекаются на побочные впечатления и им становится труднее длительно удерживать свое внимание при выполнении определенного задания.
Во-вторых, возможность раскрыть в том предмете, на котором сосредоточено внимание, новые стороны связи. Там, где содержание
предмета не дает осмысления возможности для дальнейшего углубления в него, создаются предпосылки для легкой отвлекаемости, и неизбежно наступает рассеянность, вызванная колебаниями внимания. Любое однообразие, монотонность, отсутствие новизны в получаемых сведениях способны притупить внимание воспринимающего информацию ребенка. Для того, чтобы этого не происходило и необходимо учитывать эти условия.
В своей работе с целью предупреждения ошибок, связанных с нарушением орфоэпической нормы, заменой, искажением и пропуском букв, я предлагаю детям различные упражнения, способствующие концентрации внимания. Например:
чтение слов с общим корнем: вода - водный, трава - травянистый, дома -домовой, луга - луговой;
чтение сочетаний существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса, зеленой травой;
чтение слов сходных по звучанию: чистота- частота, девушка - дедушка, булка-белка, балка- байка, шишки - шашки.
Также предлагаю слова и словосочетания для чтения на определенное время.
Если детям предстоит встретиться в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, предварительно выписываю его на доску и разбиваю на более легкие структуры; вместо него сначала предлагаю слова с тем же корнем: зеленый - зеленел - зазеленела, бодрый - ободрился - приободрился, сельское хозяйство - хозяйственный - сельскохозяйственный.
Также практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения использую прием взаимопроверки: ученик читает текст одного - двух абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются: другой читает следующие два абзаца. Результаты фиксирую в разработанной мною таблице степени правильности и безошибочности чтения результата каждого ученика и отслеживаю динамику его обученности.
Степень правильности и безошибочности чтения
№№ Фамилия, имя Текст № 1 Текст Hs2 Текст №3
/ О ипз + / О ИПЗ + / О ИПЗ +
1
1 2 3 / - количество ошибок на постановку ударения,
О - количество ошибок, допущенных в окончаниях,
НПЗ - количество ошибок на искажение, пропуск и замену букв.
На первом этапе проверяю безошибочность чтения детей по тексту №1 (объем - 80 слов). Классифицирую допущенные ошибки, вношу в сводную ведомость. Анализирую и корректирую работу по их устранению. На втором этапе проверяю правильность чтения детей по тексту №2 (объем-80 слов), на третьем этапе по тексту №3. Это позволяет мне обеспечить дифференцированный подход в коррекционной работе, отследить динамику обучения.
Для того, чтобы организовать внимание к слову предлагаю детям «чтение наоборот» и «чтение недописанных букв». На доске записываю фразу, состоящую из небольшого количества слов, в обратном направлении. Вначале дети читают ее по правилам скороговорки, затем, исходя из знакомого сочетания звуков, догадываются о смысле фразы и прочитывают ее наоборот. Читая фразу, состоящую из недописанных букв, учащиеся вначале восстанавливают структуру буквы, затем возвращаются к началу фразу, прочитывая ее заново, тем самым приучая себя к самопроверки написанного и углубленному осмыслению прочитанного.
Очень эффективными для тренировки внимания являются различные упражнения не связанные с чтением. Например, упражнение «Пальцы», «Стрелка», «Изучение предмета» и т.п.
Такая работа очень нравится детям. Она помогает снять напряжение и усталость, поднимает настроение у детей, дает более углубленное осмысление прочитанного и приносит положительные результаты в коррекционно - развивающей работе.