Конспект проведения открытого НОД на тему:Животные жарких стран
МДОУ д/с комбинированного вида «Тополек»
р.п. Новая Майна
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по реализации образовательной области
«Познавательное развитие»
(ознакомление с окружающим миром)
в группе компенсирующей направленности
для детей с общим недоразвитием речи
Тема «Животные и птицы жарких стран»
Воспитатель:
Мингазова Е. Е.
2016 г.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Расширять представления детей о материках. Знакомить с климатическими условиями Африки, Автралии.
Уточнить с детьми название животных и птиц жарких стран и их детёнышей.
Развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете.
Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой (жара, богатая растительность)
Развивать мыслительные операции.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.
Образовательная область «Речевое развитие»
Активизировать и обогащать качественный, глагольный словарь по лексической теме.
Активизировать речь детей.
Продолжать учить образовывать сложные прилагательные.
Следить за правильным звукопроизношением.
Развивать объяснительную речь.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным, грамматическим правильным предложением.
Пополнять литературный багаж детей новой загадкой.
Словарь:
Предметный: материки: Африка, Австралия, тигр, лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, бегемот, обезьяна, страус, павлин, кенгуру, попугай, крокодильчик, слонёнок, бегемотик, львёнок, тигрёнок, жеребёнок, страусёнок и т.д Качественный: зелёный, полосатый, острозубый, лопоухий, толстоногий, толстокожий, быстроногий, длиннохвостая, длинношеий, прыгучий. Глагольный: питается, передвигается, двигается, прыгает, охотится, откладывает, выводит, заботится.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Развивать правила поведения и осторожного обращения к животным и птицам в зоопарке.
Воспитывать заботу и любовь к животным.
Образовательная область «Физическое развитие»
Учить координировать движения с речью.
Развивать умение регулировать силу и точность движения в игре с мячом.
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физминутки, учёта индивидуальных особенностей детей.
Методы и приёмы: организационный момент, показ детской презентации и рассматривание иллюстраций, д/и «Назови детёнышей», «Третий лишний», «Скажи какой», пальчиковая гимнастика, физминутка, артикуляционная гимнастика, загадки, беседа, вопросы, подведение итога. Материалы: компьютерная презентация «Животные и птицы жарких стран», мяч, разрезные картинки «Животные Африки», картинки с изображением: Зайца, Медведя, Обезьяны, Пингвина, Тюленя и Слона.
Ход НОД:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Посмотрите на карту мира. Мы живем на материке Евразия. Сегодня мы совершим путешествие на материк Африка и Австралия.
(Воспитатель показывает материки на карте)
Воспитатель: Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Закройте глаза и представьте себе Африку. (Звучат звуки Африки. Пустыня… Вокруг-то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда влажно. Слышится рёв хищников и визг обезьян. Это тоже Африка. А какие животные там обитают, вы узнаете собрав разрезные картинки.
(Дети выполняют задание)
Пальчиковая гимнастика: «В жарких странах»
Если в жаркую страну, я случайно попаду,
(сжимать и разжимать пальцы в кулаки)
То увижу там шакала,
(соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль», поднести к глазам)
Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва.
(поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)
Крокодила и слона.
(сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)
Хорошо живётся им -
(сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)
Не бывает снежных зим!
(хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на две картинки. Кто изображен на них?
Дети: На картинках изображены тигр и лев.
Воспитатель: Чем отличаются и чем похожи эти звери?
Дети: Шерсть льва жёлтого цвета, а у тигра полосатая. У льва есть грива, у тигра её нет. На конце хвоста у льва есть кисточка, у тигра нет (отличия). К обоих есть когти, клыки, усы (сходства.)
Воспитатель: Оба животных семейство кошачьих. Льва называют царём за то, что он может, не моргая, смотреть на солнце долгое время, словно бросая ему вызов. Как вы думаете лев и тигр – травоядные или хищные животные?
Дети: Они хищники, так как питаются другими животными.
Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами превратимся в тигров
Артикуляционная гимнастика «Тигры и тигрята»
Как рычит большой тигр,
Как рычит маленький тигр?!
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку. Кто это?
Дети: Это слон.
Воспитатель: Для чего служит слону хобот?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Хобот стал для слона пятой конечностью, которой весьма ловко управляет. Хоботом слоны отправляют в рот пищу и воду, осыпают себя пылью, обливаются. Ещё одним мощным оружием и одновременно рабочим инструментом для слона являются бивни, которые растут всю жизнь. Им слоны копают землю, подрезают кору деревьев. Если приучить слона, он станет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчёвывать, большие камни с места на места перетаскивать. Слон – очень умное животное. Слоны питаются растениями, значит это какое животное?
Дети: Слон - травоядное животное.
Артикуляционная гимнастика «Слоник»
Подражаю я слону,
Губы хо-бо-том тяну. (Дети вытягивают губы вперёд)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Этот зверь какой то странный,
Шея как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится…
Дети: Жираф.
Воспитатель: Верно. Как вы догадались?
Дети: У жирафа длинная шея, как стрела у подъёмного крана.
Воспитатель: Верно. А зачем жирафу длинная шея?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: С помощью длинной шеи жираф срывает верхушек
деревьев листья. Он питается листьями и ветками деревьев. Значит, жираф какое животное?
Дети: Травоядное.
Воспитатель: Кто изображен на следующей картинке?
Дети: Это зебра.
Воспитатель: На кого похожа зебра?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Зебра – это тоже лошадь, только живущая в Африке. Какое отличие между лошадью и зеброй?
Дети: Зебра полосатая и ниже обычной лошади.
Воспитатель: Оба животные травоядные, так как питаются травой.
ФизминуткаВсе движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Воспитатель: Дети, а кто имеет один рог?
Дети: Это носорог.
Воспитатель: Верно. Носорог пользуется рогом как оружием, так и для выкапывания ям, в которых он с удовольствием валяется в грязи, таким образом чешет свою шкуру. Ноги у носорога короткие с тремя пальцами. У носорогов очень слабое зрение. Питаются травой, ветками кустарников.
- Отгадайте загадку:
По реке плывёт бревно
Ох и злющее оно!
Дети: Это крокодил.
Воспитатель: Верно. Как вы догадались?
Дети: Крокодил живёт в воде. Он злой, у него очень острые зубы.
Воспитатель: На лапках крокодила есть перепонки. Для чего?
Дети: Перепонки помогают крокодилу плавать.
Воспитатель: А вы знаете, что крокодилы откладывают яйца на берегу, из которых потом вылупляются крокодильчики.. Питается крокодил рыбой и другими животными. Значит крокодил хищное или травоядное животное?
Дети: Крокодил хищник.
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию. Кто ещё проводит большую часть времени в воде?
Дети: Это бегемот.
Воспитатель: Верно. Маленькие конечности бегемота с четырьмя пальцами с трудом выдерживают вес тела животного, поэтому бегемот большую часть времени проводит в воде. Бегемоты очень неповоротливы, но если их напугать, то они могут резко сорваться с места и затоптать врага. Бегемот считается одним из самых опасных животных Африки. Питаются эти животные травой, водорослями. Значит он травоядный.
Артикуляционная гимнастика «Бегемот»
Рот по шире открываем, в бегемотов мы играем.
А теперь закроем рот отдыхает бегемот!
Д/и «Найдите третий лишний»
(воспитатель демонстрирует картинки животных с изображением: Зайца, Медведя, Обезьяны, Пингвина, Тюленя и Слона.) Дети: Это обезьяна.
Воспитатель: Верно. Как вы догадались?
Дети: Заяц и медведь живут в наших лесах, а обезьяна в жарких странах.
Игра с мячом «Назови детёнышей»
У крокодила - крокодильчик
У слона - слонёнок
У бегемота - бегемотикУ льва – львёнок
У тигра – тигрёнок
У зебры – жеребёнок
У обезьяны – обезьянка
У жирафа – детёныш жирафа
У страуса – страусенок
У кенгуру – кенгурёнок
Воспитатель: Сегодня мы с вами встретились с животными, которые живут в Африке. Но некоторых животных мы можем встретить на материке Австралия. В Австралии, как и в Африке очень жарко и сухо.
(Воспитатель показывает на картинке материк Австралия)
Воспитатель: Ребята, у какого животного есть сумка, в которой проводит первое время детёныш?
Дети: Сумка есть у кенгуру.
Воспитатель: Правильно. После рождения маленький детёныш самостоятельно забирается к маме в сумку и находится там некоторое время. У кенгуру очень короткие передние ноги и сильно развиты задние. Как вы думаете, для чего у кенгуру сильно развиты задние ноги?
Дети: Задние ноги сильно развиты для того, чтобы отталкиваться и прыгать.
Воспитатель: Ребята, кроме животных, в Австралии живут и птицы.
- Самая крупная птица Австралии – страус. Страусы – нелетающие птицы. У них хорошо развиты ноги. Для чего?
Дети: Для того чтобы быстро бегать.
Воспитатель: Страусы отличные бегуны они могут убежать от любого хищника очень далеко. Страусы травоядные животные и питаются травой на пастбищах, кустарниками, побегами деревьев. Часто используют в пищу насекомых. У страусов очень острое зрение и хороший слух.
- А для чего страусы прячут голову в песок?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Дело в том, что страусы на самом деле наклоняются к песку, но не для того чтобы зарыть туда голову, а чтобы съесть песок. Они глотают песок и гальку для того, чтобы эти элементы помогли измельчению жёсткой воды в желудке.
- Ребята, обратите внимание на эти перья. Как вы думаете, какой птице они принадлежат?
Дети: Перья принадлежат попугаю.
Воспитатель: Верно. Попугай тоже живёт в Австралии. Что интересого вы знаете о попугаях?
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: Существует много разновидностей попугаев. У всех попугаев яркое, разноцветное оперенье. Клюв у них необычного строения. Он заменяет птицам зубы и служит для дробления и измельчения пищи. Клюв также служит для постройки гнезда (у попугаев дуплянка), для переворачивания яиц во время высиживания, при кормлении птенцов, а также для чистки оперения. Также клюв служит в качестве обороны для атаки. Строение клюва попугая также позволяет ему использовать клюв при лазании по веткам или прутьям клетки.
- Есть ещё интересная, красивая птица, которая живёт в жарких странах. Посмотрите на картинку, какой птице принадлежит этот хвост?
Дети: Хвост принадлежит павлину.
Воспитатель: Верно. Может показаться невероятным, но павлин является ближайшим родственником петуха. Эта птица славиться своим опереньем. Красоту и хвост павлина придают верхние перья, которые несут на себе уникальный рисунок в виде «глаз». У самки павлина хвостовые перья короче и не имеют рисунка – в целом, она выглядит скромнее и мельче по размеру. В окраске оперения преобладают синие, зеленые и рыжие тона.
Д/и «Скажи какой»
У крокодила острые зубы – значит он какой.. (острозубый)
У слона большие уши – значит он какой.. (лопоухий)
У жирафа длинная шея – значит он какой.. (длинношеий)
У тигра есть полоски – значит он какой.. (полосатый)
У носорога толстая кожа – значит он какой.. (толстокожий)
У обезьяны длинный хвост – значит она какая..(длиннохвостая)
У страуса длинные ноги – значит он какой.. (длинноногий)
Воспитатель: Ребята, где вы ещё можете встретить животных жарких стран?
Дети: Мы можем встретить их в зоопарке.
Воспитатель: Верно. В зоопарке животные живут в клетках. Это дом для животных и животное свой дом будет всегда охранять. Какие правила вы должны соблюдать, посещая зоопарк.
(Дети отвечают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: ЗАПРЕЩАЕТСЯ!!
Пролезать через ограждения.
Прислоняться и наваливаться на ограждение, клетки и заборчики.
Кормить животных продуктами, принесенными с собой.
Дразнить и пугать животных.
Проводить фото и видео съёмки без разрешения.
Фотографировать животных с фотовспышкой.
Заходить за ограждения, ломать конструкции, засовывать пальцы к животным.
Подведение итога:
Воспитатель: Ребята, о каких животных мы с вами говорили?
- Что интересного вы узнали о животных, живущих в жарких странах.
(Ответы детей)