Методическое пособие для студента к практическим занятиям по МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский педагогический колледж»











МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ





Специальность
44.02.02 Преподавание в начальных классах

ПМ.01
Преподавание по программам начального общего образования

МДК 01.01
Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Е.А.Звягина
преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ УПК



























Ульяновск Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
В методическом пособии представлены 4 практических работы по теме 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах, входящим в профессиональный модуль ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования.
В методическом пособии для каждой работы:
сформулированы цели;
перечислены требования, предъявляемые к обучающимся;
указаны необходимые информационные материалы и оборудование;
подобраны практические задания разных видов, направленные на формирование профессиональных умений;
подготовлены инструкции (алгоритмы, правила, указания) по выполнению работы;
разработаны критерии и нормы оценки работы, оценочные листы.
Методическое пособие предназначено для обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений педагогического профиля.
2 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа выполняется на практическом занятии по междисциплинарному курсу (МДК).
Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии обучающегося на практическом занятии по уважительной причине практическая работа выполняется в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем (тьютером).
Обучающийся допускается к выполнению последующей практической работы при наличии оценки за предыдущую.
Обучающийся может быть аттестован по МДК при условии выполнения всех практических работ.
В процессе выполнения практической работы обучающийся должен:
ознакомиться с рекомендованными информационными материалами;
изучить инструкцию (алгоритм, порядок, указания) по выполнению работы;
выполнить предложенные задания, чётко следуя инструкции;
оформить работу надлежащим образом.
Практические работы выполняются в тетрадях для практических работ по МДК. Все записи в процессе выполнения работы ведутся аккуратно. Тетради для практических работ хранятся в учебном кабинете.
После выполнения и оформления практической работы обучающийся предъявляет её преподавателю для проверки и оценивания. Оценки за выполнение практической работы заносятся в Оценочный лист обучающегося и учитываются в процессе промежуточной аттестации по МДК.
3 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическая работа № 1
Тема: Планирование коррекционно-развивающей работы
Цели работы:
- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней (ОК 1)
- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2)
- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4)
- формировать умение использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5)
- формировать умение строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм (ОК 11)
- формировать умение вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования (ПК 1.5)
- формировать умение выбирать учебно-методический комплект на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся (ПК 4.1)
Рекомендуемые информационные материалы:
1 О введении ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.
2 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010.
3 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 2357 от 12.09.2011.
4 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1060 от 18.12.2012.
5 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа – М.: Просвещение, 2013.
Интернет – ресурсы: http://edu.ru, http://menobr.ru.
Оборудование:
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания;
ФГОС НОО с изменениями;
УМК по программам начального общего образования.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы в тетради.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. Подобрать методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности первоклассника.
Критерии оценки: 3 балла – подобраны разнообразные методы и приемы, в соответствии с проблемой, 2 балла– предложенный вариант требует усовершенствования, 1 балл– приведен возможный, но не самый конструктивный вариант, 0 баллов – ответ отсутствует.
Максимальное количество баллов - 3.
Задание №2. Проанализировав ситуации, выявить проблемы и разработать план коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении. Предложить задания и формы работы на уроке и во внеурочное время.
1 Ребенок не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально, неустойчив, чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость, неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо.
2 Ребенок учил, но не может хорошо ответить, сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо, контрольные пишет значительно хуже, чем обычные работы, после неудачного ответа долго не может включиться в работу и др.
3 Ребенок проявляет нестабильность успехов в учебе, о чем-то мечтает на уроках, невнимательность, лень (может учиться, но не хочет), что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в работе класса, лживость
4 Ребенок проявляет неуправляемость: требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиняться школьным требованиям. Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя, безразличен к отметкам, неуспеваемость по многим предметам и др.
5 Ребенок проявляет неуправляемость, не понимает ни по-хорошему, ни по-плохому. Сознательно нарушает школьные нормы поведения (делает все назло). Может хорошо учиться, но привык утверждаться в плохом.
Критерии оценки (по каждой ситуации): 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование, 2 балла– предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования, 1 балл– приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования, 0 баллов – ответ отсутствует.
Максимальное количество баллов - 15.
Задание №3. Проанализировав ситуацию, выявить причину, разработать план коррекционно-развивающей работы с ребенком. Предложить задания и формы работы на уроке и во внеурочное время.
Идет урок в 1 классе. Дети выполняют самостоятельное задание в тетради. Андрей начинает запись вместе со всеми. Но вдруг взор его отрывается от тетради, перемещается на доску, затем на окно. Лицо мальчика неожиданно озаряется улыбкой и, повозившись в кармане, он достает оттуда новый разноцветный шарик. Его движения быстрые и шумные. Развернувшись на стуле, Андрей начинает демонстрировать игрушку соседу сзади. Не получив достойной оценки своего приобретения, встает, лезет в портфель, достает карандаш. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает. После замечания учителя Андрей усаживается за парту, но через мгновение начинает медленно «сползать» со стула. И снова – замечание, за которым следует лишь короткий период сосредоточения... Наконец звонок, Андрей первым выбегает из класса.
Критерии оценки: 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование, 2 балла– предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования, 1 балл– приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования, 0 баллов – ответ отсутствует.
Максимальное количество баллов - 3.
Практическая работа № 2
Тема: Составление педагогической характеристики ребенка на основе анализа результатов диагностики
Цели работы:
- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней (ОК 1)
- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2)
- формировать умение строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм (ОК 11)
- формировать умение осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения (ПК 1.3)
Рекомендуемые информационные материалы:
1 О введении ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.
2 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010.
3 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 2357 от 12.09.2011.
4 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1060 от 18.12.2012.
5 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа – М.: Просвещение, 2013.
6 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет – ресурсы: http://edu.ru, http://menobr.ru.
Оборудование:
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания;
ФГОС НОО с изменениями;
УМК по программам начального общего образования.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы в тетради.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. Дайте определение.
Универсальное учебное действие - умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Критерии оценки: ответ полный - 2 балла, есть неточности – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 2.
Задание №2. Перечислите и дайте характеристику личностных УУД в начальной школе.
Критерии оценки: перечислены виды, дана характеристика - 3 балла, перечислены виды без характеристики – 2 балла, есть недочёты при перечислении – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 3.
Задание №3. Выпишите номера общеучебных УУД младшего школьника:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Критерии оценки: по 1 баллу за правильную позицию.
Максимальное количество баллов - 3.
Задание №4. Зная методику составления педагогической характеристики ребенка, особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников, требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников, составить педагогическую характеристику обучающегося. Предложить пути коррекции выявленных проблем.
Критерии оценки: ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов, особенностей развития школьника - 4 балла за раздел, есть неточности в формулировках, ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов, особенностей развития школьника – 3 балла за раздел, ответ слабо аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов, особенностей развития школьника – 2 балла за раздел, отсутствуют аргументы, ответ на уровне воспроизведения – 1 балл за раздел, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 12.
Практическая работа № 3
Тема: Планирование работы с одаренными детьми
Цели работы:
- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней (ОК 1)
- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2)
- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4)
- формировать умение использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5)
- формировать умение строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм (ОК 11)
- формировать умение вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования (ПК 1.5)
- формировать умение выбирать учебно-методический комплект на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся (ПК 4.1)
Рекомендуемые информационные материалы:
1 О введении ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.
2 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010.
3 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 2357 от 12.09.2011.
4 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1060 от 18.12.2012.
5 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа – М.: Просвещение, 2013.
Интернет – ресурсы: http://edu.ru, http://menobr.ru.
Оборудование:
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания;
ФГОС НОО с изменениями;
УМК по программам начального общего образования.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы в тетради.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. Проанализировав Рабочую концепцию одаренности заполните таблицу, указав признаки поведения одаренного ребенка.
Аспект
Признаки
Характеристика признаков

Инструментальный



Мотивационный



Критерии оценки: ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 4 балла, есть неточности в формулировках, ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 3 балла, ответ слабо аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 2 балла, отсутствуют аргументы, ответ на уровне воспроизведения – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание №2. Проанализировав Рабочую концепцию одаренности заполните таблицу, указав подходы к разработке содержания, формы, методы и средства обучения одаренного ребенка.
Показатели
Характеристика

Подходы к разработке содержания


Методы обучения


Средства обучения


Формы обучения


Критерии оценки: ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 4 балла, есть неточности в формулировках, ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 3 балла, ответ слабо аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 2 балла, отсутствуют аргументы, ответ на уровне воспроизведения – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание №3. Проанализировав характеристики личности спланировать систему работы с одаренным ребенком.
1 Девочка, 7 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы».
2 Мальчик, 7 лет. С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение педагога отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. Он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».
3 Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.
Критерии оценки: 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование, 2 балла– предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования, 1 балл– приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования, 0 баллов – ответ отсутствует.
Максимальное количество баллов – 9.
Задание №4. Предложить систему выявления и работы с одаренными детьми в начальной школе. Определить класс. Поставить цель, задачи, предложить формы работы в классе на уроках и во внеурочное время.
Критерии оценки: 7-10 баллов – поставлены цель и задачи, подобраны диагностические методы, дан конструктивный вариант плана и приведено его качественное обоснование, 4-6 баллов– поставлены цель и задачи, подобраны диагностические методы, предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования, 1-3 балла– поставлены цель и задачи, подобраны диагностические методы, приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования, 0 баллов – ответ отсутствует.
Максимальное количество баллов – 10.
Практическая работа № 4
Тема: Анализ урока в начальной школе
Цели работы:
- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней (ОК 1)
- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2)
- формировать умение анализировать уроки (ПК 1.4)
Рекомендуемые информационные материалы:
1 О введении ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.
2 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010.
3 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 2357 от 12.09.2011.
4 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1060 от 18.12.2012.
Интернет – ресурсы: http://edu.ru, http://menobr.ru.
Оборудование:
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания;
ФГОС НОО с изменениями.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы в тетради.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. Сделать анализ воспитательной направленности урока по схеме:
1 Использование воспитательных возможностей содержания материала.
2 Дополнение учебного материала историческими фактами.
3 Формирование мировоззрения на уроке.
4 Формирование нравственных качеств личности.
5 Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.
6 Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.
7 Использование воспитательных возможностей оценки труда учителя.
8 Влияние личности учителя
9 Характер деятельности и общения учащихся на уроке.
10 Резервы повышения воспитательных возможностей урока.
Критерии оценки: ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 4 балла, есть неточности в формулировках, ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 3 балла, ответ слабо аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 2 балла, отсутствуют аргументы, ответ на уровне воспроизведения – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 4.
Задание №2. Сделать анализ урока с точки зрения гигиенических требований по схеме:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете).
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4–7 видов за урок.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7–10 мин.
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма: не менее трех.
5. Чередование видов преподавания. Норма: 10–15 мин.
6. Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их для инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Поза учащихся, чередование позы: наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы.
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке. Норма: на каждые 15–20 мин урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3–4 повторениями каждого.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
12. Психологический климат на уроке.
13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
14. Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75–80%.
Критерии оценки: ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 4 балла, есть неточности в формулировках, ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 3 балла, ответ слабо аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 2 балла, отсутствуют аргументы, ответ на уровне воспроизведения – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 4.
Задание №3. Сделать полный анализ урока по схеме:
1 Цель и задачи урока.
2 Готовность учителя и учащихся к уроку.
3 Организационная структура урока (тип, этапы урока).
4 Содержание урока (научность, отбор материала, связь с жизнью)
5 Методическое обеспечение урока.
6 Методика проведения урока
7 Поведение и деятельность учащихся на уроке.
8 Характеристика деловых качеств урока.
9 Общие результаты урока.
Критерии оценки: ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов - 4 балла, есть неточности в формулировках, ответ аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 3 балла, ответ слабо аргументированный, отражает знание современного образования и нормативных документов – 2 балла, отсутствуют аргументы, ответ на уровне воспроизведения – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 4.

Заголовок 1 Заголовок 215