Урок окружающего мира в 3 классе «Из чего состоит вещество»


Конспект урока окружающего мира по теме «Из чего состоит вещество»

Окружающий мир (3-й класс)

Тема: Из чего состоит вещество
Цели: Усвоение новых знаний о составе веществ и их отличий от смесей.

Предметные результаты
Предъявление знаний о составе веществ и отличий от смесей.


Оборудование: химические стаканы, колба с водой, соль, сахар, чернила, спиртовка, штатив, чашка (стекло) для выпаривания, кусочки льда, мокрая ткань; плакат «Из чего состоит вещество» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».


Ход урока

·. Актуализация знаний . Мотивация
1.1 Беседа.
-Расскажите все, что знаете о веществах. ( предполагаемые ответы сахар, соль,)
-Как ведут себя вещества, если их смешивают с водой? (растворяются)
- Что общего у снега, льда и воды? (затруднения в ответах)
- Куда исчезает вода из сохнущего мокрого белья? (затруднения в ответах)
- Чувствуете ли вы запах духов на столе? (затруднения в ответах)
-Хотите ли вы узнать ответы на эти вопросы? (да, хотим)

II. Постановка темы урока .Открытие нового знания
Как вы думаете, как звучит (называется) тема нашего урока? (Из чего состоят вещества)
Какую учебную задачу перед собой поставим? ( Нам надо доказать, что при смешивании разных веществ, они не исчезают , а образуют смесь. Что частицы разнообразны и от этого зависят свойство вещества. Что при нагревании вещество может менять своё состояние) )

3.1 Работа в группах

план работы
1 группа
План работы
1. В стакан с чистой водой добавьте сахар, размешайте.
2. Результат запишите в карту наблюдений.
3 Проведение выпаривания воды – результат запишите

Выводы : Частицы вещества разнообразны. От различий частиц зависят свойства вещества. Поэтому сахар – сладкий.

2группа
План работы
1. В стакан с чистой водой добавьте соль, размешайте.
2. Результат запишите в карту наблюдений.
3 Проведение выпаривания воды – результат запишите

Выводы : Частицы вещества разнообразны. От различий частиц зависят свойства вещества. Поэтому соль – солёная.


3 группа
План работы
1. В стакан с чистой водой добавьте марганцовку(пинцетом) или лучше пищевую соду, размешайте.
2. Результат запишите в карту наблюдений

Выводы : В природе абсолютно чистые вещества не встречаются. Наша жидкость – это смесь.



КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ(заполняют дети)
Что делали
Что наблюдали

1.В стакан с чистой водой добавили .
Одно вещество исчезло, стало невидимым.


2.Результат запишите в карту наблюдений.
.

3 Проведение выпаривания воды – результат запишите
..


3.2 Представление результатов


Общие выводы

– Обобщите все ответы: что можете сказать о «веществе»? (Вещество может выглядеть по-разному.)


·V. Первичное закрепление
4.1 Работа в парах
Перед вами влажная салфетка, кусочек льда и стакан с водой.
План работы:
1. Высуши салфетку.
2. Растопи кусочек льда.
3. Запиши свои действия в карту наблюдений.
4.Сделай вывод.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ(заполняют дети)

Что делали
Что наблюдали

Мы взяли мокрую салфетку , дули на неё , грели в руках.
Вода испарилась

Кусочек льда положили на блюдце.
В классе тепло и он стал таять.


4.2 Предъявление результатов


Выводы : При нагревании частицы двигаются быстрее , и твердое тело превращается в жидкость. При дальнейшем нагревании в пар.

Общие выводы по уроку: При смешивании разных веществ, они не исчезают , а образуют смесь. Частицы разнообразны и от этого зависят свойство вещества. При нагревании вещество может менять своё состояние.




V. Итог урока. Рефлексия
Какую учебную задачу перед собой ставили?
Закончите предложения:
-Теперь я знаю, что
- Теперь я смогу ..
- Мне было интересно
- Где пригодятся знания

Самооценка
Мне было легко (трудно)
Справлялся сам (нуждался в помощи)

V
·. Домашнее задание.
Чтение текста на с. 10–13,
По желанию прочитайте текст на с. 14–15
Таким образом, опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы.
Но педагогическая ценность опытов не ограничивается этим. Опыты являются не только способом сообщения знаний, они развивают наблюдательность и мышление учащихся. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы.
Таким образом, познавательный процесс проходит несколько стадий:
наблюдения явления;
предположение о причине явления;
проверка предположения при помощи опыта;
анализ результатов, выводы.
Опыт, как средство обучения, чаще всего осуществляется на лабораторных занятиях. Учащиеся не только смотрят и слушают, но и работают руками с конкретными объектами, то есть создают условия для совместной деятельности различных анализаторов.
В методике окружающего мира можно встретить различные подходы к классификации опытов как метода обучения.
4. Список литературы.
Виноградова Н.Ф. Современный урок - удивление, удовольствие, усилие, успех! - Начальная школа.-№3-2005
Винокурова Н.К.  Развиваем познавательные возможности учащихся. - М: Центральное издательство, 2005
Давыдов В.В.  О понятии развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.
Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006 .