Конспект урока русского языка по теме: Части речи. Закрепление
Открытый урок русского языка в 3 классе
Учитель: Шевченко Н.Н.
20. 11.13 г
Тема: Части речи. Закрепление.
Цели: закрепление знаний о частях речи и умений распознавать их;
развитие орфографической зоркости, внимания, речи;
воспитание интереса к предмету, умения работать в микрогруппах.
Используемые технологии: информационно – коммуникативные, работа в группах, парах, дифференцированное обучение
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Актуализация знаний.
Работа над темой урока.
Физминутка.. Закрепление
Подведение итогов, выбор домашнего задания.
Учитель читает стих.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Сегодня у нас урок закрепления и свою работу вы будете оценивать в баллах.
1. Разминка
На магнитной доске даны слова: существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, прилагательное, глагол, предлог.
- Найдите закономерность, распределить эти слова в три столбика.
На доске появились три столбика слов.
части речи члены предложения части слова.
существительное подлежащее корень прилагательное сказуемое приставка
глагол суффикс
предлог окончание
- Для чего служат части слова? (Части слова служат для образования новых слов и связи слов в предложении).
- Какую роль в предложении выполняют подлежащее и сказуемое? (Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они сообщают о ком или о чём говорится в предложении).
- Сегодня мы закрепим знания о морфологии и будем упражняться в распознавании частей речи.
(Перед детьми остаются слова первого столбика и добавляется слово морфология).
Морфология - это наука о частях речи, об их категориях и о формах слов.
2. Чистописание
- Обратите внимание на написание слова морфология.
- Какая гласная в этом слове повторяется?
- Пропишите безотрывное написание слова морфология.
1 На какие две группы делятся все части речи?
(Части речи бывают самостоятельные и служебные).
Части речи
самостоятельные служебные
1.имя существительное 1.предлог
2.имя прилагательное 2.союз
3.глагол
4.наречие
5.местоимение
- Чем отличаются части речи?
(Они отличаются вопросом и тем, что обозначают).
- Какую роль выполняют служебные части речи?
(Служат для связи слов в предложении).
Составьте алгоритм, как определить часть речи? ( На доске даны «шаги»)
- определи части речи 4
- определи, что оно обозначает 3
- прочитай слово 2
- задай к слову вопрос 1
3. Игра «Добавь слово».
Учитель читает отрывки из произведений.
1) Ветер на море гуляет и кораблик
2) Ель растет перед , а под ней хрустальный дом.
3) Белка песенки , да орешки все грызет.
4) А орешки не простые, все скорлупки
- Определите части речи пропущенных слов.
-К какой группе относятся эти части речи? (Это самостоятельные части речи.)
- Кто автор этих строк? Из какого произведения строки? 4.Дифференцированная работа. Задание: вставить пропущенную часть речи.
повис ( ) деревьях
падает ( ) неба
отрывок ( ) рассказа
полезно ( ) здоровья
-Как называется пропущенная часть речи? (Предлоги)
-Что вы знаете о предлогах?
- Как понимаете последнее словосочетание? Что может быть полезным для здоровья?
- Молодцы! Назвали слова вы все по порядку
Теперь приглашаю я вас на зарядку.
1.Работа на компьютере.
1)повторение правил техники безопасности
2)на рабочем столе найти тему урока
3) составить алгоритм определения части речи
· задать вопрос
прочитать слово
определить часть речи
определить, что обозначает слово
- Найдите лишнее слово и замените его.
(Программой заложено заранее 3 столбика слов с ошибкой)
Существительное Прилагательное Глагол
иней серебристый серебрит
снег зимний лежит
мороз снеговик блестит
молчит сказочный падает
лес пушистый снежный Физминутка для глаз.
2.Работа с картиной на тему зимний лес. (слайд)
-Что изображено на картине? (Изображён зимний пейзаж).
- Нравится ли вам картина? Чем? (Яркие цвета, снег на деревьях, как настоящий).
- К этой картине я составила предложение: Лежит снег.
- Можно сказать, что моё предложение также красиво, как
эта картина? (Нет)
- Почему? (Нет второстепенных членов)
- Распространите моё предложение.
- Какую роль играют второстепенные члены предложения? (Помогают точнее передать мысль, настроение).
- Послушайте, как об этом пишет С. Есенин. Учитель читает.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
- С чем автор этих строк сравнивает снег? (С белой косынкой)
- Каким называет лес? (Заколдованным).
- Чтобы красиво и правильно выразить свои мысли надо иметь богатый словарный запас, а для этого нужно много читать.
3.Работа с деформированными предложениями. (Задание напечатано на листке).
Идёшь, лесу, по, тихому, зимой, на, лыжах, и, любуешься.
Шуба, снежная, покрыла, белая, деревья, ветки.
Серебрится, на, алмазами, солнце, снег.
Лес, зимний, красив, удивительно
(Если не позволяет время, можно только пронумеровать слова, а предложения записать выборочно).
Подсчёт баллов на листках памятках.
- Встаньте те, кто набрал 11 баллов,8баллов, меньше 8 баллов.
- Выберите себе домашнее задание по количеству баллов:
11 баллов - стр.88 упр.315 9 (написать мини - сочинение по опорным словам)
8-10 баллов - стр.87 упр. 314 меньше 8 баллов - стр.86 упр.310
Итог урока.
- Чему учились на уроке?
И вот прощальная игра, урок заканчивать пора.
Урок наш проведён не зря, коль ты запомнил все слова.
1) Являюсь я важнейшей частью речи.
Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.
2) Определяю я предметы, они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь.
3) Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто, что делает расскажет: чертит , пишет и поёт.
Перед учащимися лист с заданиями.
Самостоятельно на дополнительном листке, 3 ученика распределяют слова на магнитной доске.
Фронтальная работа – ответы на вопросы.
Пользуясь толковым словарем, дети дают объяснение значения слова морфология.
Прописывают на кальке по образцу букву о с верхним и нижним соединением.
Работа по схеме на дополнительных листах.
Повторяют правила о частях речи.
Дети на листочках
нумеруют порядок действий с последующей самопроверкой.
Работа в тетради: учащиеся записывают недосказанные слова: подгоняет, дворцом,
поёт, золотые.
Проверка орфограмм в словах через обратную связь - сигналы гласных.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Для слабых слова даны в скобках (из, с, для, на)
Танцевальные движения под музыку.
Выполняют команды по памятке
Самопроверка
2 1 4 3
Печатают на компьютере. Оценивают свою работу - создавая цветовой фон монитора. Справился с 1столбиком-синий
2столбика-зелёный всё верно - красный
Устно.
Распространение предложения.
На деревьях лежит снег. На деревьях лежит пушистый белый снег.
Работа в парах. Дифференцированное задание.
Сильная группа выполняет синтаксический разбор 3 предложения..
3 ученика читают стишки, а класс определяет, о какой части речи говорится.