Урок по литературе для 6 классаА.ГринАлые паруса.Романтическая история первой любви капитана Грэя и Ассоль
Урок по литературе для 6 класса. « А.Грин «Алые паруса». Романтическая история первой любви капитана Грэя и Ассоль».
Цели:
создавать условия для
-совершенствования навыков выразительного и осознанного чтения учащимися литературного произведения;
-умения отвечать на поставленный вопрос, высказывать собственное мнение, оценивать поступки героев;
-отбора учащимися нужного материала из текста произведения;
-развития образного мышления и творческих способностей учащихся;
-развития умения работать в группах;
-формирования веры у учащихся в прекрасную мечту и стремления достичь её собственным трудом.
Оборудование урока: тексты феерии А.Грина «Алые паруса», портрет писателя, макет парусника с алыми парусами; иллюстрации учащихся к произведению, ноутбук.
Эпиграф к уроку: Будущее, к которому мы стремимся,
рождается из непобедимого человеческого
свойства-умения мечтать и любить.
К.Паустовский
Ход урока
I.Организационный момент.
(Звучит отрывок из песни «На крыльях алых парусов»)
II.Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя
-Дома вы прочитали произведение «Алые паруса», которое написал удивительный человек- Александр Грин. Вы помните, что жизнь у этого писателя была очень трудной, но он не утратил дара мечтателя, создавая свои романтические произведения.
-И сегодня, работая с содержанием феерии, мы коснёмся романтической истории первой любви главных героев- капитана Грэя и юной девушки из Каперны Ассоль.
Вы будете продолжать учиться мыслить, анализировать прочитанное, делать выводы, сопоставлять отдельные черты главных героев Ассоль и Грэя, развивать свои творческие способности и выразительное чтение.А главное- говорить откровенно.
-Моими помощниками сегодня будут
А) иллюстраторы;
Б) литературоведы- гриноведы;
В) группа «Мир Ассоль»;
Г) группа « Мир Грэя»;
Д) техническая и творческая группы.
III.Работа по теме.
Учитель
-Вы прочитали об Ассоль и Грэе, о взаимоотношениях молодого капитана и юной девушки.
-Что вас удивило и что особенно понравилось в феерии?
Ученик
-Мне особенно понравилось то, как красиво описывается первая любовь Грэя и Ассоль. Какие чистые были у них чувства, совсем без притворства.
Ученик
- А мне понравилось то, что мечта Ассоль сбылась. Она дождалась своего принца, как предсказывал ей собиратель песен и легенд Эгль. Принц ,капитан Грэй, приплыл за ней на белом корабле с алыми парусами и осчастливил её.
Учитель
-Давайте же мы вспомним, как это было. Представим Ассоль, идущей в город с корзинкой игрушек на продажу.Их сделал её любимый отец Лонгрен. Особенно ей нравилась яхта с алыми парусами. Девочка пустила её поплавать, но судёнышко так понеслось, что Ассоль едва нашла его.
Инсценировка «Ассоль и Эгль»
( Звучит музыка А. Данилко «Весна»)
-Сидит Эгль, в руках у него кораблик, он рассматривает его.
-Выходит Ассоль, в руках у неё корзинка с игрушками. Подходит к Эглю.
Ассоль:
- Теперь отдай мне, ты уже поиграл! Ты как поймал её?
Эгль: (рассматривая Ассоль, потом игрушку)
-Клянусь Андерсеном, это что-то особенное!
-Слушай-ка, ты, растение! Это твоя игрушка? 3
Ассоль:
-Да, я за ней бежала по всему ручью; я думала, что умру!
Эгль:
-Как зовут тебя, крошка?
Ассоль:
(берёт кораблик)
-Ассоль.
Эгль:
-Мне и не надо было спрашивать твоё имя. Оно так музыкально, как шум морской раковины. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала?
Ассоль:
-Ты угадал? Или тебе кто-то сказал?
Эгль:
-Я это знал. Потому что я- самый главный волшебник. Слушай меня внимательно.
Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказкаТы будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Тихо будет плыть этот чудесный корабль; на берегу соберётся народ; и ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки. Нарядная, вся в коврах и золоте поплывёт от него быстрая лодка. Ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки.
Грэй:
-Здравствуй, Ассоль! Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой долине. У тебя будет всё, что только ты пожелаешь , твоя душа не узнает слёз и печали.
Эгль:
-Он посадит тебя в лодку , привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.
Ассоль:
-Это всё мне? (Подходит ближе)
- Может быть, он уже пришёл тот корабль?
Эгль:
-Не так скоро, сначала ты вырастешь.
Это будет, и кончено. Что бы ты тогда сделала?
Ассоль:
-(смотрит в корзину, но ничего не находит, разводит руками)
-Я бы его любила Если он не дерётся.
Эгль:
-Нет, не будет драться. Иди, девочка, и не забудь того, что я тебе сказал. Да будет мир твоей пушистой голове!
(Звучит продолжение мелодии, Ассоль и Эгль уходят)
Учитель
-Понравилась ли вам, ребята,то, как участники творческой группы инсценировали эпизод из произведения?
-Какой же мы видим Ассоль в момент встречи с собирателем песен и легенд?
( Нам помогут ребята, изучавшие «Мир Ассоль»)
Ученица:
-Я вижу Ассоль ещё маленькой девочкой. Она такая чистая, немного наивная, недоверчивая и лёгкая, как бабочка. Ассоль разговаривала с деревьями, жучками. Она необыкновенная девочка.
Учитель
-В феерии мы видим и Грея. Какое впечатление произвёл он на вас? (группа «Мир Грэя»)
Ученик
-Он тоже необыкновенный, романтичный. Я думаю, что у Грэя живая душа.
Учитель
-Какой же вывод можно сделать уже в начале ваших наблюдений за героями? Что общего в них вы заметили?
Ученик
-Оба мечтатели, оба живут в своём мире каких-то фантазий и снов. Они разные по происхождению и мир фантазий у каждого свой.
Учитель
-А теперь представим наших героев более детально. Попробуем их увидеть глазами близких людей.
Лонгрен
-Ассоль- моя любимая малышка. Мне пришлось самому её воспитывать, так как моя дорогая жена Мери умерла . Я старался заменить девочке мать. Меня не любили в Каперне, потому что я отомстил тонувшему Меннерсу. Тень этой ненависти пала и на Ассоль. Она росла без подруг.Девочку обижали. Я объяснял моей дочурке, что надо уметь любить, а жители Каперны не умеют.Я сам учил её читать и писать. Делал игрушки.Мы их продавали и на эти скудные средства жили. Когда она рассказала однажды о предсказаниях волшебника, я не стал разубеждать мою малышку. «Раз тебе сказали , значит придёт за тобой волшебный корабль!» Когда Ассоль подросла я продолжал заботиться о ней и чувствовал, что моя девочка растёт ласковой, мечтательницей и способной на глубокие чувства.
Автор
- Я автор произведения.Я всё время как бы рядом со своей героиней. Переживаю за крошку, когда над ней смеются жители Каперны. Я вижу её в дешёвом платьице, подробно описываю её портрет. «Полудетское , в светлом загаре лицопрекрасные глаза, несколько серьёзные для её возрастаоригинально милое лицоОстальное не подвластно словам, кроме слова «очарование».Её мир полон тайн и открытий. Я так хочу , чтобы моя героиня дождалась корабля с Алыми Парусами.
Отец Грэя
- Я отец Грэя-Лионель Грэй. Я богатый человек. Мне хотелось, чтобы мой сын жил по заранее составленному мной плану, но ошибся. Я понял, что у сына «живая душа»,и он не будет жить по плану. Это можно было увидеть в тот момент, когда малыш на картине, изображавшей распятие, замазал голубой краской на окровавленных руках Христа гвозди. Он не мог допустить, чтобы из рук торчали гвозди и лилась кровь. Я тогда не наказал моего мальчика за испорченную картину . Я узнавал в сыне себя.
Служанка Бетси
-Я служанка Бетси. Малыш Грэй часто приходил на кухню. Однажды я обварила кипятком руку. И чтобы почувствовать чужую боль, Грей сделал так же со своей рукой, потом отвёл меня к врачу. Мы стали друзьями. А потом ,узнав , что нам с моим женихом нужны деньги, Грэй отдал нам все свои сбережения. Вот каким был Грэй уже в детстве.
Автор
-Я изобразил Грэя живущим в своём мире. У него не было друзей среди детей. Однажды, когда ему было 12 лет, мальчик увидел в библиотеке картину с изображением корабля в бушующем море и человека на палубе. Грэй был поражён увиденным и захвачен морской стихией. Он стал мечтать о море. В15 лет юноша тайно покинул дом и стал юнгой на корабле «Ансельм». Постепенно он изменился. Потерял слабость, стал широк костью и крепок мускулами, речь стала краткой, но он не утратил своей летящей души. А когда ему исполнилось 20 лет , он купил трёхмачтовый галиот в 260 тысяч тонн «Секрет». Стал капитаном, плавал 4 года, пока судьба не привела его в городок Лисс.
Летика
-Я матрос Летика. Мы все любили Грэя. Он был смелым капитаном, честным и уважал нас свою команду. Однажды мы поехали с капитаном Грэем отдохнуть и порыбачить. В чаще леса Грэй увидел спящую девушку, и я понял , что капитан влюбился в неё. Он надел ей на палец своё золотое кольцо. А потом узнал в трактире от угольщика её историю.
Скрипач Циммер
-Я скрипач Циммер , мы были знакомы с капитаном Грэем. Однажды он попросил меня собрать оркестр таких музыкантов, которые своей игрой заставили бы плакать сердца простых людей. Капитан пообещал хорошо отблагодарить нас за игру на его корабле. Я знал его как честного человека. Я понял , что капитан хочет жениться.
Учитель
-Вот какими видят Ассоль и Грэя их близкие , автор. Всем им нравятся наши герои.Все они видят, что и Ассоль ,и Грэй живут в мире своих грёз и постепенно приближаются к осуществлению своей мечты.
-А теперь предоставим слово группе иллюстраторов. Вы видите иллюстрации к произведению. Я хочу, чтобы вы, ребята, прокомментировали свои рисунки.
(Комментарии учеников у доски)
Ученица
-Я представляю Ассоль, стоящей на берегу моря. Ветер развивает её пушистые волосы, она всматривается вдаль, не появится ли там белый корабль с алыми парусами.
Ученик
-А я представляю Грэя смелым, глаза целеустремлённые, весёлый взгляд, волосы выгорели на солнце и сам он загорелый, крепкий, сильный молодой человек, настоящий рыцарь, именно такой и нужен романтичной девушке Ассоль. Он подарит ей счастье, о котором она так мечтала.
Ученица
-А я нарисовала корабль с Алыми Парусами. Я считаю его символом романтической любви юной Ассоль и благородного Грэя, который осуществил мечту девушки и увёз её в сказочное царство.
Учитель
-А вам ,ребята, понравились рисунки? А теперь посмотрите фрагмент из художественного фильма «Алые паруса» (режиссёр Александр Птушко).
-Такими представили зрителям Грэя и Ассоль актёры В.Лановой и А.Вертинская.
-Что им удалось показать?
Ученик
- Мы увидели прекрасную историю любви. Осуществилась романтическая мечта наших героев. А ведь она не могла не осуществиться, так как именно Грэй говорил о «нехитрой истине».Напомните нам её.
Ученик, исполнявший роль Грэя:
-Я понял одну нехитрую истину. Она в том , чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения –чуда, сделай это чудо, если ты в состоянии.
Учитель
-Да, за годы плавания по морям Грэй изменился , он стал человеком поступков, он активно действует, добивается руки возлюбленной. Именно встреча с Ассоль помогла Грэю ещё глубже познать жизнь.
- А что приготовили нам гриноведы, наши юные исследователи?
Ученик-гриновед
-Необычные герои , необычные обстоятельства, необычная история любви – всё это привело автора к выбору необыкновенного жанра феерии.
В Словаре литературоведческих терминов сказано: «Феерия-от французского-фея- волшебное,сказочное зрелище».
Ученик
-Случилось, как в сказке , чудо, но чудо рукотворное. Это встреча двух духовно близких людей. Они могли никогда не найти друг друга, но помог случай, и встреча состоялась . Конечно , Грин приукрасил жизнь. Но его сказка поддерживает нашу веру в чудеса, в настоящих добрых и благородных людей, способных помогать другим и по-настоящему любить.
IV.Рефлексия.
Учитель.
-В конце феерии музыкант играет на виолончели и думает о счастьеНаверное, он мечтает.
Учитель
-А как вы ,ребята, понимаете слово «Мечта»?
-Я просила вас составить синквейн «Мечта». Прочитайте нам примеры.
Ученик: (читает синквейн «Мечта»)
-Мечта
Далёкая, манящая.
Надеяться, верить, ждать.
Заветные мечты сбываются.
Счастье.
Учитель
-Чем же для вас, ребята, стала феерия «Алые паруса»?
Ученик:
(Открытием романтики моря, свободы , мечты ,любви, счастья. Она учит молодых людей быть рыцарями, а девушек верить в мечту, быть нежными, скромными, любящими).
Ученица читает стихотворение (тихо звучит музыка):
Ребята, надо верить в чудеса:
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт призывно
V.Д/З
-Напишите небольшое рассуждение на тему: «Почему не стареет феерия «Алые паруса»?
VI.Выставление поурочных баллов учащимся.
15