Сложности воспитания и обучения детей иностранному языку в классах компенсирующего обучения
Сложности воспитания и обучения детей иностранному языку в классах компенсирующего обучения.
Здравствуйте! Позвольте представиться: меня зовут Сакович М. С., я работаю в ЦО № 173 в классах компенсирующего обучения.
Актуальность темы: в настоящее время среди проблем социально-экономического оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику действенной системы профилактики социально-психологической, и, прежде всего, школьной дезадаптации несовершеннолетних.
В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, целью которого является установление различных аспектов проблем и выстраивание индивидуального образовательного маршрута, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – классы компенсирующего обучения.
Общие положения:
Класс (классы) компенсирующего обучения (далее «Компенсирующие классы») создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1« Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, в целях создания для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.1.2.В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).1.3.Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в образовательных учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированности психологических (включая общую личностную незрелость) и психофизических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т.п.)1.4. Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно- психического здоровья указанной категории обучающихся.
Цель организации компенсирующих классов – создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.
Обучение по предметам инвариантной части базисного учебного плана в компенсирующих классах осуществляется по рабочим программам разработанных на основе общеобразовательных программ или программам для компенсирующих классов. Составной частью программы в классах компенсирующего обучения является программа коррекционно-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися. Обучение организуется по учебникам для массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель. (Приложение к приказу Министерства образования российской Федерации от 08.09.1992 № 333 “Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях”).
Если мы обратиться к преподаванию иностранного языка, то здесь возникает ряд сложностей: дело все в том, что у большинства наших детей возникают большие проблемы с русским языком, не говоря уже об английском.
Проблемы изучения иностранного языка связаны как с психологическими особенностями учеников, так и с методикой преподавания. В отличие от письма, в устной речи мы почти не делаем пауз между словами. Все фразы и выражения в быстром коренном русском и английском, на самом деле, произносятся слитно, одним словом и с одним основным ударением. Например: «for example» – «фырыгзЭампл», «I like you» – «алАйкья», «Я тебе сейчас скажу» – «йатибищаскажУ». Наш мозг так устроен, что он воспринимает не отдельные слова, а фразы. Поэтому пробелы часто не нужны.
Нашим детям с трудом дается новый материал. Его следует повторять, а также возвращаться к нему неоднократно. Поэтому от ученика и от учителя требуется большое терпение в изучении английского языка.
Рекомендации для проведения уроков иностранного языка.
Создание благоприятного психологического климата (комфорта) на уроке.
Предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни, считалки).
Частая повторяемость учебного материала:
Учитель класс ученик 1, ученик 2 …(начиная с сильного ученика).
Обязательное использование наглядности на уроке (яркая, четкая, разные варианты одного и того же слова).
Необходимо отметить, что дети в классах ЗПР не соответствуют своему психологическому возрасту, то есть не желают взрослеть (имеют уровень пятилетнего ребенка), хотя все учебные программы ориентированы на классы «норма», то есть детей, желающих побыстрее стать взрослыми.
Обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не одна).
Введение материала небольшими порциями в контексте.
Поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.
Домашние задания лучше не задавать, так как это вызывает негативную реакцию и дети выполняют его очень редко в этих классах.
работаю в этой школе второй год и