Планирование дополнительных занятий по ИЗО


Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Кафедра технологического образования и искусства
Курсовой проект
«Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования »
Выполнила Метелькова Татьяна Васильевна
педагог дополнительного образования ЦВР
МБОУДОД «СОШ №59» г. Чебоксары
Чебоксары-2014
Содержание:
I. Введение. 3 стр.
II. Роль дополнительного образования в развитии
творческих способностей учащихся. 5 стр.
1. Организация работы детского объединения
изобразительного искусства. 9 стр.
2. Учебно – тематический план и содержание
курса «Изобразительное искусство»
1-го года обучения. 12 стр.
III. Заключение. 18 стр.
IV. Список литературы. 20 стр.
V. Приложение. 21 стр.

Введение
Французские педагоги любят рисовать вместе со своими воспитанниками крупными мазками сочной сине-голубой, сиренево-серой, бордовой гуашью и пастелью. Японские педагоги вместе с детьми рисуют серо-черной краской ажурные иероглифы. Бельгийские педагоги утверждают, что у мальчиков живопись более динамичная, раскованная, в ней преобладают открытые цвета, а у девочек – в пределах теплой части спектра, с полутонами – декоративная и романтическая. Но независимо от национальности, пола и возраста дети – талантливые импрессионисты, реалисты и авангардисты одновременно! Почти все дети любят рисовать, но некоторые боятся красок или того, что может не получиться задуманное. Иногда нужно просто дать возможность попробовать, почувствовать цвет, придать уверенность в себе, раскрепоститься…
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей, обладая широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Это особенно важно в настоящее время, когда современный ребенок большого города (мегаполиса) живет в мире постоянного стресса, обвала информации, экологических катаклизмов. В результате этого он часто испытывает душевное одиночество, неуверенность, духовный кризис. Многие полагают, что эффективным средством укрепления психического здоровья человека является творческая деятельность и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание. Между тем многие педагогические и методические подходы, которые сформировались в 20-х-80-х годах, не соответствуют психологии современного детства. Изменился социальный заказ общества, условия жизни, возможно самоопределение, особенно это относится к детям. В ценности современного человека все более прочно входят понятия творчество и тесно связанные с ним свобода выбора и вариативность.
По мнению американского психолога и педагога А.Кожибского человеческая психика должна быть активна, человек должен постоянно работать над открытием нового, т.е. заниматься творчеством, т.к. это хорошо влияет на здоровье психики, от которой зависит и общее здоровье организма.
Актуальность проблемы воспитания гармонично-творческой личности предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно творческой деятельности.
66992520701000
Роль дополнительного образования в развитии
творческих способностей учащихся
596907302500 В отличие от общего образования, система дополнительного образования является открытой и обладает рядом особенностей: более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Таким образом, занятия в учреждениях дополнительного образования детей направлены на развитие творческого потенциала обучающихся. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал и т.д.
Главную роль в формировании индивидуальности ребенка безусловно играют родители. В настоящее время большой интерес у современных родителей вызывают индивидуальные занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка. Особую роль играет художественно-эстетическое воспитание: изобразительное искусство, бумаго-пластическое моделирование; декоративно-прикладное искусство; архитектура и дизайн. Стали очень популярным профессии: дизайнер, дизайн интерьера, дизайн ландшафта, дизайн среды.
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и их общее развитие.
Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.
Изображая, ребенок использует самостоятельно полученную информацию, на основе которой создает объемные модели-изображения. Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Обучение изобразительному творчеству потенциально содержит в себе все те компоненты деятельности, которые и определяют пути поиска нужных решений в самых различных ситуациях.
А как превратить обучение детей младшего возраста основам изобразительной грамоты в осознанное, интересное для ребенка дело? Как ввести детей в таинственный мир искусства?
Для этого необходимо сделать выполнение учебных заданий осмысленными и интересными. Детям любого возраста нужно и важно знать, что они трудятся не напрасно и то, что они делают, кому-то необходимо.
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Образное мышление в изобразительной деятельности при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
Изображают дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Задача преподавателя изобразительного искусства - формировать и развивать творческое мышление ребенка, чтобы ввести его в реальный мир.
Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на развитие творческих способностей учащихся, предоставляют возможность каждому проявить свою индивидуальность, предусматривают дифференцированный подход учеников к выбору сложности выполнения задания, поддерживают интерес учащихся за счет эмоциональности и конкретности поставленных задач, обогащают знания детей, формируют художественное видение окружающего мира, способствуют формированию изобразительной грамотности учеников.Условия, влияющие на развитие художественно-творческих способностей в системе дополнительного образования на занятиях изобразительным искусством:
- развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
- смена видов заданий и упражнений, согласно разработанной методике;
- последовательное усложнение творческих задач при выполнении заданий и упражнений на развитие творческих способностей;
- применение разнообразных художественных материалов и техник;
- введение в структуру занятий игровых элементов и проведение их в игровой форме;
- использование проблемных ситуаций;
- проведение коллективных, интегрированных занятий;
- использование на занятиях изобразительным искусством технических средств и наглядных специальных пособий;
- проведение работы с родителями и др.
В систему дополнительного образования дети приходят добровольно по своему собственному желанию. Студии изобразительного искусства – это творческая атмосфера для коллективной и индивидуальной деятельности. Творческие задания в группе становятся импульсом к самостоятельному, индивидуальному творческому решению. Результатом занятия является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами.
123063034226500

Организация работы детского объединения
изобразительного искусства
На примере своего объединения я решила рассказать об организации работы с детьми первого года обучения по направлению «Изобразительное искусство». Объединение существует 5 лет на базе Центра внешкольной работы МБОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. В основе программы идеи, заложенные в программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Б. М. Неменским , «Природа и художник» Т. Копцевой, программа для дополнительного образования «Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция» Мурлаги Р. И.
99885524701500

Программа дополнительного образования по изобразительному искусству создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Педагог дополнительного образования, вооруженный соответствующим теоретико-практическим знанием, способен сегодня сыграть решающую роль в обеспечении качества внеурочной деятельности. 
Программа художественного воспитания не ориентирована исключительно на одаренных детей. Цель программы – развить в каждом ребенке уверенность в своих возможностях и способностях овладения искусством как средством самовыражения, сообразно индивидуальным наклонностям. Именно поэтому набор детей в студию производится независимо от их способностей и умений. Единственным критерием является желание ребенка учиться в студии изобразительного искусства. Исходя из этого занятия могут варьироваться, учитывая индивидуальные особенности детей, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому.
Вся программа носит вариативный характер и может изменяться и дополняться в зависимости от социального заказа, материально – технической базы и уровня подготовки детей.
Основой для художественного самовыражения воспитанников должны являться не зарубежные журналы и картинки, а родная природа и народное искусство, которому в программе отводится большая роль.
Обучение детей начинается с наблюдений за окружающим миром, что происходит вокруг, что из увиденного можно изобразить. Это помогает развивать эмоциональную отзывчивость школьников в художественной деятельности. Параллельно с этим внимание учащихся направляется на рассмотрение художественных средств выразительности, с помощью которых можно передавать свои впечатления в рисунках или в работах декоративного искусства и пластики. Программа предполагает широкое использование нетрадиционных художественных техник, которые позволяют раскрыть возможности самых необычных материалов и тем самым расширить кругозор детей, раскрепостить их мышление, разбудить интерес к творческому труду. Таким образом, ребята учатся воплощать свои наблюдения, творческие идеи или замыслы.
Для активизации творческого потенциала учащихся используются следующие методы и формы работы:
беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал (рисунки, репродукции работ известных художников, фотографии, работы народных мастеров, лучшие детские работы, альбомы по изобразительному искусству);
работа с раздаточным материалом;
нетрадиционные техники рисования (рисование на мятой бумаге, рисование поролоновой губкой, зубной щёткой, ватными палочками, печать листьями, монотипия, сочетание восковых карандашей и акварельных красок, рисование по «манке»);
метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения различными художественными материалами, и позволяет понять возможности работы;
организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
организация выставок детских работ.
Учебно – тематический план 1-го года обучения
Раздел № урока
Тема Дата Кол-во часов
теория практика всего
I.Художественный язык изобразительного искусства. 1. «Мы знакомимся с волшебными красками!» Инструктаж по технике безопасности. Сентябрь 0,5 0,5 1
2. «Радуга-дуга». Сентябрь 0.5 0.5 1
3. «Какого цвета осенняя листва?». Сентябрь 0.5 0.5 1
4. «Осенний букет». Сентябрь 0.5 0.5 1
5. «Царство деревьев». Октябрь 0.5 0.5 1
6. «Капризы природы». Октябрь 0.5 1.5 2
7. «Сказочный цветок». Октябрь 0,5 0,5 1
8. Урок-игра «Радуга-дуга все краски вместе собрала». октябрь 1 1
II. Красота вокруг нас. 1. «Мир полон украшений. Цветы». Ноябрь 0.5 0.5 1
2. «Узоры на крыльях». Ноябрь 0.5 0.5 1
3. «Подводный мир». Ноябрь 0.5 0.5 1
4. «Узоры, которые создали люди». Ноябрь 0.5 0.5 1
5. «Новогодняя ёлочка» (коллективная работа). Декабрь 0.5 0.5 1
6. «Узоры деда Мороза». Декабрь 0.5 0.5 1
7. Урок-фантазия «Новогоднее настроение». Декабрь 0.5 1.5 2
III. Мир фантазий и увлечений. 1. «Холодное царство. Замок Снежной королевы». Январь 0.5 0.5 1
2. «Белая берёза под моим окном…» (восковые карандаши, акварель). Январь 0.5 0.5 1
3. «Следы». Январь 0.5 0.5 1
4. «Русская красавица» (портрет). февраль 0.5 1.5 2
5. «Зимние забавы». Изображение фигуры человека. февраль 0.5 1.5 2
6. «Кто сказал «мяу»? март 0.5 0.5 1
7. «Чудеса». март 0.5 0.5 1
8. ««Кто живет в Дымково?» март
апрель 0.5 1.5 2
9. «Жар – птица в холодном царстве». апрель 0.5 0.5 1
10. «Весна» (пейзаж). апрель 0.5 0.5 1
11. «К нам спешит Весна - красна» (создание сказочного образа). апрель 0.5 0.5 1
12. «Утро. День. Вечер. Ночь». май 0.5 0.5 1
13. «Искусство Гжели». май 0.5 1,5 2
14. «Я рисую море - голубые дали». май 0.5 0.5 1
15. Посвящение в юные художники. Урок-игра. май 1 1
Итого: 14 22 36
Содержание занятий 1 года обучения:
I. Художественный язык изобразительного искусства
«Мы знакомимся с волшебными красками». Вводная беседа. Правила техники безопасности на занятиях. Знакомство с художественными материалами. Работа кистью. Проба красок. Задание: «Путешествие цветной капли» (акварель, гуашь, кисти, бумага).
«Радуга – дуга». Основные и составные цвета. Работа тремя основными цветами (синий, желтый, красный) и получение путём смешивания оранжевого, зелёного и фиолетового цвета. Задание: Радуга-дуга (акварель, гуашь,палитра, кисти, бумага).
«Какого цвета осенняя листва?». Закрепление понятий об основных и составных цветах, совершенствование навыков смешивания красок на палитре. Задание: Коллаж из осенних листьев с использованием трафарета (гуашь, акварель, палитра, кисти, бумага, трафарет листьев).
«Осенний букет». Составление композиции при помощи осенних листьев: подкладывая их под бумагу прорисовывать при помощи воскового карандаша контуры о прожилки листочков (бумага, восковые карандаши, осенние листья).
«Царство деревьев». Рисование деревьев различных пород, характер и строение ( гуашь, восковые карандаши, бумага).
«Капризы природы». Природа – это живой организм. Она радуется и печалится, спит и просыпается, капризничает и смеётся и т.п. Художники в своих картинах – пейзажах передают сложное настроение природы. Изображение различных стихий природы – ветра, дождя, грозы, града и т.д., как меняется настроение природы, её краски в непогожие ветреные осенние дни. Задание: выполнить композицию на тему «Осеннее настроение природы» (бумага А3, гуашь, акварель или графические материалы).
«Сказочный цветок». Работа на развитие творческого воображения детей (любые художественные материалы по желанию ребёнка).
Урок-игра «Радуга-дуга все краски вместе собрала». Завершающий урок четверти проводится в виде игры, викторины.
II. Красота вокруг нас.
1. «Мир полон украшений. Цветы». Украшения в нашей жизни. Кого и что мы украшаем? Какими бывают украшения? Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Задание: придумать и нарисовать сказочный цветок (цветной картон, гуашь, кисти).
2. «Узоры на крыльях». Красота порхающих бабочек. Понятие – «симметрия». Расположение узоров на крыльях бабочек. Задание: рисование бабочки, украшение её крыльев (восковые карандаши, акварель, бумага).
3. «Подводный мир». Рассматривание изображение различных рыб (аквариумных, речных, морских, океанических). Разнообразие форм и окрасок. Задание: изображение сцен из жизни рыб (восковые мелки, фон – акварель).
4. «Узоры, которые создали люди». Узор. Орнамент. Для чего служит орнамент? Где используется? Задание: создание украшения для новогодней ёлочки «Новогодний шар» (бумага, фломастеры, карандаш, линейка, ластик, ручки с блеском или гель для украшения).
5. «Новогодняя ёлочка». Рисование еловой веточки. Создание коллективной работы (гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей).
6. «Узоры Деда Мороза». Красота морозных узоров. Приёмы выполнения узоров. Задание: Создание снежных узоров на тёмно-синем фоне ( гуашь, кисти, бумага или картон тёмно-синего цвета).
7. Урок-фантазия «Новогоднее настроение». Итоговое занятие первого полугодия.
III. Мир фантазий и увлечений
1. «Холодное царство. Замок Снежной Королевы». Богатство холодной цветовой гаммы, какие вызывают ощущения. Задание: использование сказочных замков с использованием холодной гаммы цветов (замок Снежной королевы) (гуашь, бумага, кисти).
2. «Белая берёза под моим окном…» Красота зимней природы. Изображение заснеженной берёзы с использованием смешанной техники рисования (бумага, восковые карандаши (белый обязательно или восковая свечка), акварель).
3. «Следы». Как изобразить зимний лес (рассматривание репродукций и фотографий). Особенности изображения снега. Контраст черного и белого. Задание: изображение зимнего леса со следами животных на снегу (цветной картон, гуашь или уголь).
4. «Русская красавица» (портрет). Пропорции лица человека. Как передать настроение, эмоции человека. Задание: нарисовать погрудный портрет русской красавицы (или портрет мамы), постараться передать настроение (пастель, бумага).
5. «Зимние забавы». Изображение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Изображение человека в движении. Композиционное решение на листе. Задание: изображение играющих детей на прогулке (пастель, бумага или акварель).
6. «Кто сказал Мяу». Рассматривание фотографий с изображениями домашних питомцев (собак, кошек). Обратить внимание на пластику, повадки животных, конструктивные особенности той или иной породы. Техника рисования шерсти животных при помощи щетины и поролона. Задание: изображение кошки или собаки (бумага, гуашь, поролоновый тампончик, щетинная кисть).
7. «Чудеса». Изображение стилизованных деревьев в народном искусстве. Творческое самовыражение учащихся. Задание: изображение чудо – дерева или чудо-цветка (восковой мелок или пастель, фломастеры, краски по желанию).
8. «Кто живёт в Дымково?» Знакомство с народным промыслом. Особенности росписи дымковских игрушек. Задание: рисование дымковской игрушки на выбор (бумага, гуашь, кисти, карандаш, ластик). 9. «Жар-птица в холодном царстве». Тёплые и холодные цвета. Контраст. Образ сказочной птицы в русских сказках. Задание: создание творческой композиции (гуашь, бумага, палитра, кисти).
10. «Весна». Как меняется природа весной? Чем отличается весенний пейзаж от осеннего? Рассматривание репродукций известных художников. Задание: изображение весенней природы (восковые карандаши и акварель или монотипия гуашью).
11. «К нам спешит Весна - красна». С чем ассоциируется весна у детей? Признаки, отличающие это время года. На кого или на что может быть похожа Весна? Задание: создание художественного (сказочного) образа Весны в виде человека, птицы или животного (любые художественные материалы на выбор).
12. «Утро. День. Вечер. Ночь». Природа в разное время суток. Утренняя дымка. Яркий солнечный день. Закат солнца. Звезды и ночные силуэты. Задание: изобразить ночной пейзаж (свеча, тушь или акварель, гуашь).
13. «Искусство Гжели». Характеристика промысла, его особенности. Техника росписи гжельской посуды. Задание: роспись тарелки элементами гжельской росписи (круглая основа для росписи, гуашь, круглые кисти).
14. «Я рисую море - голубые дали». Рассматривание репродукций известных художников-маринистов. Море бывает разным: спокойным, волнующим, бушующим, как передать настроение моря? А как красиво море на закате солнца! Задание: изображение морского пейзажа (гуашь, бумага, кисти).
15. Посвящение в «юные художники». Урок-игра.
15021488940800

Заключение
Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. В соответствии с этим в основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии. Подходя к подготовке любого занятия по изобразительному искусству необходимо учитывать не только возраст детей, но и их способности.
Одной из главных задач преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Для этого художественная деятельность школьников должна находить разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание, музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Перед государством, школой, родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы вырос не только здоровый и крепкий человек, но обязательно - инициативный, думающий, способный на творческий подход к любому делу, за которое он бы взялся. Конкурентоспособность на рынке труда требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, достичь высокой производительности труда.
Свою педагогическую деятельность я направляю на формирование у обучающихся познания окружающего мира средствами искусства, на развитие творческого потенциала личности, способной к самоопределению в социуме, в будущей профессиональной сфере.
821690249555
Список использованной литературы

Рутковская А. А. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.6 «ОЛМА-ПРЕСС», 2001г. (Серия «Золотая коллекция начальной школы»).
Михейшина М. В. Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. – Мн.: Юнипресс, 2000.
Корнилова С. Н., Галанова А. С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. – М.: Рольф, 2000.
«Нетрадиционные художественные техники» (Журнал «Цветной мир» №6, 2008г.).
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 1994г.
Копцева Т. А. Программа «Природа и художник», 1994г.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл.: В 4ч. Обнинск: Титул, 1996г. – Ч.1. Основы рисунка; Ч.2. Основы живописи; Ч.3. Основы композиции; Ч.4. Краткий словарь художественных терминов.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для нач. школы./Под ред.Б.М.Неменского-М.:Просвещение, 1997г.
122491545897800015938585852000Приложение
17973337620000

2632710361569000-40322523983950015544807620000
3162300-362775500

3810-854392500
1635760-108902500-65405372999000551180-61849000
42354510858500
30289515875000