Урок ИЗО Роспись парусов


Урок ИЗО "Роспись парусов"
Цели урока: познакомить детей с парусными кораблями, выяснить назначение парусов и их росписи, формировать приемы рисования кистью, развивать творческое воображение, умение фантазировать, самостоятельно выбирать цвет паруса, изображать символы и отличительные знаки на парусах.
Оборудование: Трафареты кораблей с парусами, простые карандаши, ластики, акварельные краски, баночки для воды, палитры, тряпочки для вытирания кистей.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы урока.
Кто догадался, что мы сегодня должны будем изобразить на своих картинах?
Да, сегодня на уроке будем говорить о парусных кораблях.
Беседа по теме урока.
– Ребята, кто из вас видел парусные корабли?
Где вы с такие корабли видели, и какое впечатление они на вас они произвели?
Люди с давних времен начали пускаться в рискованные путешествия по просторам морей. Поначалу это были увеселительные прогулки. Но потом с развитием науки, накопились знания о ветрах, течениях, штормах, и моряки стали предпринимать более заманчивые путешествия через океаны. При этом они ориентировались по звездам.
Строили корабли из дерева, вооружали пушками. Высокую корму и нос украшали резьбой с позолотой. В то далекое время корабли плавали под парусами.
Вопросы к классу.
– Что такое парус корабля? (Парус – это большой кусок толстой ткани на мачте, надуваемой ветром и приводящий в движение судно).
– Для чего он был нужен? (Чтобы быстрее плыть, в движение корабль приводили энергия ветра).
Правильно. Отсюда и, ставшее крылатым выражение, “идти на всех парусах” – значит, идти очень быстро.
А что значит команда “Поднять паруса”? (Поставить развернуть паруса на судне).
Различают парусные корабли по числу мачт (от 1 до 7), а паруса были прямые (в, виде равнобокой трапеции) и косые (трех– и четырехугольные).
Демонстрация рисунков, картин художников
Как вы думаете, из чего шили паруса?
Паруса шили из грубого холста, но ветер, дождь и солнце отбеливали их. В основном паруса оставались цвета парусины без всяких начертаний. Но в отдельных случаях паруса на судах расписывали.
– Давайте вместе подумаем и скажем, зачем надо было расписывать паруса?
Паруса расписывали символами для красоты, для того, чтобы эти символы оберегали судно и людей на нем от бед, чтобы в пути людям сопутствовала удача, расписывали и для того, чтобы можно было узнать, кому принадлежит данный корабль.
Порой цвет парусов играл огромную роль. У викингов был на кораблях один прямой широкий парус, обычно красно-бурого цвета, полосатый или черный, потому что они несли людям смерть, разрушение.
Кто может привести примеры из художественной литературы, где цвет парус играл большую роль?
(Ответы детей).
Есть замечательное произведение Александра Грина “Алые паруса”. Писатель рассказывает о девушке по имени Ассоль, которой в детстве, когда она была еще совсем маленькой, предсказали, что когда она вырастет, “и однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, пересекая волны, прямо к ней”. И однажды утром она на самом деле увидела из окна алые паруса.
Кто из вас смотрел мультфильм “Волшебная нить Ариадны”? О храбром Тесее?
Что там говорилось о парусах?
Тесею Ариадна помогла победить Минотавра и живым вернуться домой. Тесей перед отплытием дал обещание отцу, что если он останется жив, то домой вернется под белыми парусами, а если будет убит, то корабль вернется домой под черными парусами.
“Отец ждал своего сына. Вглядываясь в морскую даль, он стоял на высокой скале у берега моря. Вот вдали показалась черная точка, она растет, приближаясь к берегу. Это корабль сына. Но не блестят белые паруса на солнце, паруса – черные. Значит, погиб Тесей. В отчаянии отец бросился с высокой скалы в море и погиб в морских волнах”.
А Тесей был жив, он на радостях своей победы, забыл заменить черный парус на белый.
Вывод.
Вот какое большое значение играл цвет парусов. Еще с давних пор люди придавали цвету особое значение.
Но ведь мы еще сказали, что паруса украшали разными символами.
– Что означал символ? (Символ – это опознавательный знак, примета).
– А какие символы могли использовать люди, расписывая свой парус?
На парусах рисовали солнце. Солнце – символ счастья, благополучия.
Рисовали якорь – символ надежды.
Рисовали на парусах даже глаза, чтобы знать, куда плыть.
Рисовали волны – символ воды, трезубец – символ Нептуна, царя морей.
Тур Хейердал плавал тоже на парусной лодке. На светло-оранжевом парусе было изображено солнце, а на солнце была нарисована пирамида; украшали паруса красными кружочками и красно-оранжевыми полосками вдоль паруса.
– Как вы думаете, а какие паруса были у пиратов, какие они использовали символы, если они были морские разбойники?
3. Творческая практическая деятельность учащихся.
Представьте себе, что вы находитесь на корабле.
Какие бы использовали символы и опознавательные знаки, чтобы люди, мимо которых вы бы проплывали, могли узнать, кто вы и куда плывете?
Вспомните, о чем мы говорили, еще раз посмотрите на корабли, которые перед вами и приступайте к работе.
А какова ваша задача? (Расписать паруса, чтобы можно было догадаться, кому принадлежит ваш корабль).
4. Выставка и анализ детских работ.
Дети помещают свои рисунки на школьную доску, чтобы получилась корабельная эскадра.
– А теперь, кто представит нам свои корабли с опознавательной символикой?
5. Итог урока. Обобщение темы урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Понравился ли вам работать, расписывая паруса?
– Давайте еще раз скажем, зачем нужны были паруса, как и для чего их расписывали.
– В какое бы вы путешествие хотели отправиться на своем корабле?
У нас с вами получилась замечательная корабельная эскадра, благодаря которой мы могли бы побывать во многих странах, расположенных по побережью морей и океанов.