Исследовательская работа: Тема Великой Отечественной войны на страницах учебников литературного чтения для 1-4 классов 
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение
  "Покровская  средняя  общеобразовательная  школа  
Омского  муниципального  района  Омской  области"
Тема: "Тема  Великой Отечественной  войны  на  страницах  учебников литературного чтения   для 1-4 классов"
Учебно-исследовательская  работа
Научное  направление: литература и литературное творчество
Выполнил:
ученик   3 класса
МБОУ "Покровская СОШ"
Колесов  Данил
Руководитель :
учитель начальных классов
МБОУ "Покровская СОШ"
Федячкина  Елена  Фёдоровна,
I  квалификационная  категория
с.Покровка - 2016 г.
                                                 Оглавление
Введение  ......................................................................................................с.3-4                                                                                                              
Глава I  
1.1.Произведения  о  Великой  Отечественной  войне  для  обучающихся  начальных  классов....................................................................................с.5-7
Глава II
2.1. Анализ  содержания  школьных  учебников  литературного  
чтения............................................................................................................с.8
2.2. Результаты  опроса  обучающихся  4-5 классов...............................с.9-10
Заключение ..................................................................................................с.11     
 Список используемой литературы  ................................................................с.12   
Приложения..............................................................................................с.13-15
ВВЕДЕНИЕ
             Великая Отечественная война…Все дальше и дальше уносит нас неуловимое время от одного из самых величайших и трагичных событий ХХ века. И нам, живущим в веке ХХI , даже трудно представить, что же пришлось преодолеть и выстрадать тем, кому довелось отстоять свободу и независимость для нас. Уверен,  что  каждый  живущий  в  России,  должен  знать  об  этом. В этом нам помогает литература.  В нашей стране немало замечательных поэтов и писателей, посвятивших свое творчество теме войны.
             В  прошлом  учебном  году  об  этом  страшном  событии  в  истории  нашей  родины  я  узнал  очень много.  В  учебнике  литературного  чтения   2  класса  познакомился  со  стихотворением С.Васильева "Белая берёза". Оно  очень потрясло  своей  болью и проникновенностью.  Это  произведение  пробудило во мне интерес к поэзии о войне, я стал участником школьного конкурса чтецов "О героях былых времён",  прочёл стихотворение  М.Исаковского "Враги  сожгли родную хату..."  и  стал  Победителем.  В  школе  в  честь  70-летия  Великой  Победы  проводилось  много  различных  мероприятий,  благодаря  которым  я  узнавал всё больше  исторических подробностей.
          Получив  учебники  литературного  чтения  в  3 классе,  сразу  захотелось  заглянуть  вперёд  и  прочесть произведения  по  интересующей  меня  теме. К сожалению, был разочарован. Этой проблеме и посвятил  данную  исследовательскую работу, так  как  считаю  её  очень  актуальной.
   Цель исследовательской  работы: знакомство с  литературными  произведениями  о  Великой  Отечественной  войне  на  страницах  учебников  литературного  чтения  в 1-4 классах.
Задачи:
1. Познакомиться  с  произведениями на  тему  ВОВ,  рекомендуемыми  для  обучающихся  начальной  школы.
2. Проанализировать  содержание  учебников  литературного  чтения  для  1-4 классов  на  наличие  произведений  о  ВОВ.
3. Узнать, какие  произведения  о  войне  читали  обучающиеся  4-5 классов  нашей  школы.
Мною  также  была  выдвинута  гипотеза:
в  учебниках  литературного чтения  тема  Великой  Отечественной  войны  нашла  своё  отражение.
        Объект  исследования:  учебники  литературного  чтения  для  1-4 классов.
        Предмет  исследования: произведения  на  тему  Великой  Отечественной  войны.
       Методы  исследования:
1. Поиск информации  в  Интернет-ресурсах.
2. Анализ  школьных  учебников  литературного  чтения.
3. Беседа;
4. Опрос.
Глава 1
1.1. Произведения  о  Великой  Отечественной  войне  для  обучающихся  начальных  классов
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет...
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А. Твардовский
                
               Во время Великой Отечественной Войны и после нее в русской литературе возник целый ряд  произведений, посвященный военным событиям. Они  были  созданы  в  разные  годы, от написанных в окопах стихотворений, до повестей, появившихся через 10-20 лет после последних боев, когда люди получили возможность осознать происходившее.
             Я  узнал,  что  в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданы. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Каждый третий из ушедших на фронт писателей - около четырехсот человек - с войны не вернулся. Это большие потери. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям, большинство из  которых стали фронтовыми журналистами, приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями, а многие просто оказались в строю - воевать в пехотных частях, в ополчении, в партизанах. Никогда писатель не слышал так отчетливо сердце народа - для этого ему надо было прислушаться к своему сердцу. Чувство общности, объединившее сражающийся против захватчиков народ, вело в бой. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей» [4]. 
              В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и другие   публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
         Литература того времени прошла в своем развитии несколько этапов:
1. Её создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. 
2.  Это романы, повести, стихи о победе, встречах и  салютах.
3. Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг; когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей и бился за «пядь земли», побывал в плену. 
             Какие  же  из  этих  произведениях  следует  читать  нам,  младшим  школьникам?  Изучив  советы  интернет - источников [1,2,3],  у  меня  получился  такой  список:
             Для дошколят и младших школьников, безусловно, интересными и запоминающимися станут стихи о войне:
Барто А. В дни войны 
Берестов В. Мужчина
Карпров И.Мальчики
Михалков С.Детский ботинок, Десятилетний человек
Маршак С. «Не» и «ни» и многие другие
Список книг о войне для дошкольного и младшего школьного возраста
Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.)
Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.)
Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.)
А так же:
Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне
Артюхова Н. Светлана
Баруздин С. Шел по улице солдат
Воронкова Л. Девочка из города
Гайдар А. Клятва Тимура, Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове
Голявкин В. Рисунок на асфальте
Драгунский В. Арбузный переулок
Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки, Огнеопасный груз, Твои защитники
Маркуша А. Я — солдат, и ты — солдат
Паустовский К. Похождения жука-носорога
Соколовский А. Валерий Волков
Суворина Е. Витя Коробков
Туричин И. Крайний случай
Яковлев Ю. Как Серёжа на войну ходил
          Вывод по первой главе: в открытых Интернет-источниках  и  у  каждого  учителя начальных классов  есть перечень рекомендованных произведений для прочтения  по  этой  теме. Я  составил  свой.  Конечно,  это  далеко не полный перечень интересных произведений о ВОВ,  но я  убеждён,  каждый  сможет  найти  произведение себе по душе,  было бы желание.
Глава 2
2.1. Анализ  содержания  школьных  учебников  литературного  чтения
2.2.Результаты  опроса  обучающихся  4-5 классов
            Мною были опрошены ученики нашей школы. Были заданы такие вопросы:
           Таким образом, можно сделать вывод, что многие ученики знают и помнят произведения о Великой Отечественной  войне, о Победе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
             Результаты  моего  исследования   не  подтвердили гипотезу. Тема   Великой  Отечественной  войны  в  учебниках  литературного  чтения  освещена  очень  слабо. Ученик  начальной   школы  за  4  года  обучения  сможет  в  учебнике  прочитать на  эту  тему   только  одно  стихотворение  во  2  классе. 
            Конечно,  мне  бы  хотелось,  чтобы авторы  школьных  учебников  обратили  внимание  на  этот  факт. Но  обратиться  к  ним  лично  я  не  могу.  Я  хочу  обратиться  к  своим  одноклассникам,  ко  всем  ребятам:  читайте  больше  других  книг,  ходите  в  библиотеку,  спрашивайте  советов  и  рекомендаций  взрослых.  Школьный  учебник  не  может  охватить  все  созданные  произведения,  поэтому  нам  нужно  самим  проявлять  заинтересованность,  развивать  свой  кругозор,  заниматься  самообразованием.  И  в  этом    поможет  литература  для  внеклассного  чтения.
Источники
1. http://pedsovet.su/publ/197-1-0-5648
2. http://www.papaimama.ru/arts.php?art=knigi-o-vojne-dlja-detej
3. http://1941-1945.at.ua/forum/18-1369-1
4. http://pandia.ru/text/78/153/23502.php