Исследовательская работа: Тема Великой Отечественной войны на страницах учебников литературного чтения для 1-4 классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Покровская средняя общеобразовательная школа
Омского муниципального района Омской области"
Тема: "Тема Великой Отечественной войны на страницах учебников литературного чтения для 1-4 классов"
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: литература и литературное творчество

Выполнил:
ученик 3 класса
МБОУ "Покровская СОШ"
Колесов Данил
Руководитель :
учитель начальных классов
МБОУ "Покровская СОШ"
Федячкина Елена Фёдоровна,
I квалификационная категория
с.Покровка - 2016 г.
Оглавление
Введение ......................................................................................................с.3-4
Глава I
1.1.Произведения о Великой Отечественной войне для обучающихся начальных классов....................................................................................с.5-7
Глава II
2.1. Анализ содержания школьных учебников литературного
чтения............................................................................................................с.8
2.2. Результаты опроса обучающихся 4-5 классов...............................с.9-10
Заключение ..................................................................................................с.11
Список используемой литературы ................................................................с.12
Приложения..............................................................................................с.13-15
ВВЕДЕНИЕ
Великая Отечественная война…Все дальше и дальше уносит нас неуловимое время от одного из самых величайших и трагичных событий ХХ века. И нам, живущим в веке ХХI , даже трудно представить, что же пришлось преодолеть и выстрадать тем, кому довелось отстоять свободу и независимость для нас. Уверен, что каждый живущий в России, должен знать об этом. В этом нам помогает литература. В нашей стране немало замечательных поэтов и писателей, посвятивших свое творчество теме войны.
В прошлом учебном году об этом страшном событии в истории нашей родины я узнал очень много. В учебнике литературного чтения 2 класса познакомился со стихотворением С.Васильева "Белая берёза". Оно очень потрясло своей болью и проникновенностью. Это произведение пробудило во мне интерес к поэзии о войне, я стал участником школьного конкурса чтецов "О героях былых времён", прочёл стихотворение М.Исаковского "Враги сожгли родную хату..." и стал Победителем. В школе в честь 70-летия Великой Победы проводилось много различных мероприятий, благодаря которым я узнавал всё больше исторических подробностей.
Получив учебники литературного чтения в 3 классе, сразу захотелось заглянуть вперёд и прочесть произведения по интересующей меня теме. К сожалению, был разочарован. Этой проблеме и посвятил данную исследовательскую работу, так как считаю её очень актуальной.
Цель исследовательской работы: знакомство с литературными произведениями о Великой Отечественной войне на страницах учебников литературного чтения в 1-4 классах.
Задачи:
1. Познакомиться с произведениями на тему ВОВ, рекомендуемыми для обучающихся начальной школы.
2. Проанализировать содержание учебников литературного чтения для 1-4 классов на наличие произведений о ВОВ.
3. Узнать, какие произведения о войне читали обучающиеся 4-5 классов нашей школы.
Мною также была выдвинута гипотеза:
в учебниках литературного чтения тема Великой Отечественной войны нашла своё отражение.
Объект исследования: учебники литературного чтения для 1-4 классов.
Предмет исследования: произведения на тему Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
1. Поиск информации в Интернет-ресурсах.
2. Анализ школьных учебников литературного чтения.
3. Беседа;
4. Опрос.
Глава 1
1.1. Произведения о Великой Отечественной войне для обучающихся начальных классов
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет...
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А. Твардовский

Во время Великой Отечественной Войны и после нее в русской литературе возник целый ряд произведений, посвященный военным событиям. Они были созданы в разные годы, от написанных в окопах стихотворений, до повестей, появившихся через 10-20 лет после последних боев, когда люди получили возможность осознать происходившее.
Я узнал, что в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданы. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Каждый третий из ушедших на фронт писателей - около четырехсот человек - с войны не вернулся. Это большие потери. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям, большинство из  которых стали фронтовыми журналистами, приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями, а многие просто оказались в строю - воевать в пехотных частях, в ополчении, в партизанах. Никогда писатель не слышал так отчетливо сердце народа - для этого ему надо было прислушаться к своему сердцу. Чувство общности, объединившее сражающийся против захватчиков народ, вело в бой. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей» [4].
В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и другие публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
Литература того времени прошла в своем развитии несколько этапов:
1. Её создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата.
2.  Это романы, повести, стихи о победе, встречах и салютах.
3. Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг; когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей и бился за «пядь земли», побывал в плену.
Какие же из этих произведениях следует читать нам, младшим школьникам? Изучив советы интернет - источников [1,2,3], у меня получился такой список:
Для дошколят и младших школьников, безусловно, интересными и запоминающимися станут стихи о войне:
Барто А. В дни войны 
Берестов В. Мужчина
Карпров И.Мальчики
Михалков С.Детский ботинок, Десятилетний человек
Маршак С. «Не» и «ни» и многие другие
Список книг о войне для дошкольного и младшего школьного возраста
Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.)
Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.)
Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.)
А так же:
Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне
Артюхова Н. Светлана
Баруздин С. Шел по улице солдат
Воронкова Л. Девочка из города
Гайдар А. Клятва Тимура, Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове
Голявкин В. Рисунок на асфальте
Драгунский В. Арбузный переулок
Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки, Огнеопасный груз, Твои защитники
Маркуша А. Я — солдат, и ты — солдат
Паустовский К. Похождения жука-носорога
Соколовский А. Валерий Волков
Суворина Е. Витя Коробков
Туричин И. Крайний случай
Яковлев Ю. Как Серёжа на войну ходил
Вывод по первой главе: в открытых Интернет-источниках и у каждого учителя начальных классов есть перечень рекомендованных произведений для прочтения по этой теме. Я составил свой. Конечно, это далеко не полный перечень интересных произведений о ВОВ, но я убеждён, каждый сможет найти произведение себе по душе, было бы желание.
Глава 2
2.1. Анализ содержания школьных учебников литературного чтения
2.2.Результаты опроса обучающихся 4-5 классов
Мною были опрошены ученики нашей школы. Были заданы такие вопросы:
Таким образом, можно сделать вывод, что многие ученики знают и помнят произведения о Великой Отечественной войне, о Победе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты моего исследования не подтвердили гипотезу. Тема Великой Отечественной войны в учебниках литературного чтения освещена очень слабо. Ученик начальной школы за 4 года обучения сможет в учебнике прочитать на эту тему только одно стихотворение во 2 классе.
Конечно, мне бы хотелось, чтобы авторы школьных учебников обратили внимание на этот факт. Но обратиться к ним лично я не могу. Я хочу обратиться к своим одноклассникам, ко всем ребятам: читайте больше других книг, ходите в библиотеку, спрашивайте советов и рекомендаций взрослых. Школьный учебник не может охватить все созданные произведения, поэтому нам нужно самим проявлять заинтересованность, развивать свой кругозор, заниматься самообразованием. И в этом поможет литература для внеклассного чтения.
Источники
1. http://pedsovet.su/publ/197-1-0-5648
2. http://www.papaimama.ru/arts.php?art=knigi-o-vojne-dlja-detej
3. http://1941-1945.at.ua/forum/18-1369-1
4. http://pandia.ru/text/78/153/23502.php