Игры по развитию фонематических процессов, рекомендуемые для работы родителей с детьми дома
Игры по развитию фонематических процессов, рекомендуемые для работы родителей с детьми дома
"Покажи картинку"
Цель: формирование умения различать на слух минимальные пары - слова, различающиеся только одной фонемой.
Ход игры: Перед ребёнком выкладывается пара картинок. Например, бочка с водой, ветка с почкой.
Виды заданий: с опорой на контекст и без контекста.
а) с опорой на контекст
· Посмотри на картинки: на первой картинке нарисована бочка с водой, на второй - распускающаяся почка.
· Покажи, где бочка с водой (здесь и далее обозначение [...] предполагает словесный ответ или требуемое действие ребёнка). Покажи, где распускающаяся почка [...]. Дай картинку, на которой нарисована бочка с водой [...], дай картинку, на которой нарисована распускающаяся почка [...].
б) без контекста
· Посмотри на картинки. На первой картинке нарисована бочка, на второй - почка. Покажи, где бочка [...].). Покажи, где почка [...].Дай картинку, на которой нарисована бочка [...].Дай картинку, на которой нарисована почка [...].
При выполнении заданий необходимо обращать внимание детей на то, как меняется смысл слова при замене в нём одного звука. Такое включение смысловых сопоставлений будет повышать интерес к занятиям.
"Выбери картинку"
Цель: формирование умения различать на слух минимальные пары - слова, различающиеся только одной фонемой.
Примечание: для этой игры типа картинного предметного лото потребуется два комплекта картинок, например, игра - игла, рама - мама, коробок - колобок и.т.д.
Ход игры. Каждый играющий получает один комплект картинок, например, игра - игла, рама - мама, коробок - колобок. Взрослый сообщает, что на них нарисовано, но и предлагает: "Я сейчас начну говорить предложение, а ты мне поможешь его закончить. Для этого нужно будет выбрать кратинку". Например, взрослый произносит: "Шашки - это интересная ...", "Баба испекла ...", а ребёнок выбирает картинку, подходящую по смыслу для завершения фразы.
"Найди сюрприз"
Цель: формирование умения выполнять задания с несколькими инструкциями.
Ход игры. Взрослый говорит, что он спрятал что-то интересное. Для того, чтобы найти сюрприз, нужно выполнить определённые действия. Например, пойти на кухню, открыть дверцу шкафчика, найти на полке сахарницу, принести её в комнату, поставить на стол, открыть и достать сюрприз.
"Снежный ком"
Цель: та же.
1-й вариант: "Собираемся в дорогу"
Ход игры. Взрослый (В) говорит: "Мы собираемся в путешествие, и нам надо положить в чемодан туалетные принадлежности..." Ребёнок (Р) продолжает: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло". следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он считает необходимым взять с собой, и т.д. По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации.
2-й вариант: "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"
В: "Мы готовим завтрак, давай составим меню".
Р: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю..." и т.д.
3-й вариант: "Накрываем на стол"
В: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".
Р: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он ещё считает необходимым, и т.д.
4-й вариант: "Собираемся на прогулку"
В: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги",
Р: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он ещё считает необходимым, и т.д.
5-й вариант: "Ждём гостей"
В: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы".
Р: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы", показывать фокусы".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он ещё считает необходимым, и т.д.
"История с продолжением"
Цель: та же.
Ход игры. Взрослый начинает рассказывать историю (произносит первое предложение, например: "Слоненок захотел узнать, как пекут хлеб"). Второй игрок повторяет то, что сказал первый и добавляет своё предложение. Например: " Слоненок захотел узнать, как пекут хлеб. Он пришёл к маме и спросил..." и т.д.
Советуем!
· Для развития умения слушать и вслушиваться в речь окружающих как можно раньше начинайте детям читать. Это не только развивает ребёнка, но и даёт возможность объединиться с близким человеком на основе общего интереса, совместного действия, способствует тёплым эмоциональным отношениям.
Уже до года малыш начинает слушать первые песенки, потешки, стихи, рассматривать в книжках картинки. В это время его больше интересуют интонации, ритмы, задаваемые стихами. Постепенно ребёнка начинают интересовать события. В 2,5-3 года дети уже могут внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чём в них говорится.
Читайте ребёнку только те книги, которые нравятся вам. Выбирайте для чтения подлинно художественные произведения. Пусть ребёнок видит, какое удовольствие доставляет чтение. Во время чтения отвечайте только на те вопросы, которые задаёт ребёнок сам по ходу сюжета! Читайте с выражение, меняйте интонацию в зависимости от сюжета текста. Чтобы заинтриговать содержанием, делайте выразительную паузу, останавливайтесь на самом интересном месте, затем продолжайте чтение. Например:
- "Тут на шум пришёл врач из соседнего кабинета.
- В чём дело? А ну-ка, обезьянка, отпусти дерево!
но обезьянка дерево не отпускала. врач попытался её отцепить - и сам прилип. Тут ... (Э.Успенский "Про Веру и Анфису")
Когда читаете ребёнку, уберите из поля зрения игрушки и другие предметы, которые могут отвлекать его. Постарайтесь читать ребёнку в тихом месте и, главное, не отвлекайтесь сами. Почувствовав, что книга для чтения выбрана неудачно (неинтересна, не соответствует сегодняшнему настроению и т.п.), отложите её.
· Приучайте ребёнка слушать аудиозаписи.
Надеемся, что вам понравится и будет полезен разработанный для комплекта пособий аудиокурс.
Примечание: эту игру можно предлагать только после того, как ребёнок научится безошибочно показывать минимальные пары без опоры на контекст.
Цель: закрепление умений правильно произносить звуки в самостоятельной речи.
Ход игры. Перед ребёнком выкладывается пара картинок, например, ракеты - пакеты.
Виды заданий:
- Скажи, что здесь нарисовано? [...]
- Придумай предложение с этим словом.
- "Закончи предложение"
Цель: закрепление умений правильно произносить звуки в самостоятельной речи.
Ход игры. Ребёнок получает несколько картинок, например: игра-игла, рама-лама, коробок-колобок. Взрослый сообщает, что на них нарисовано и предлагает:"Я сейчас начну говорить предложение, а ты его сам закончишь". Для этого нужно будет выбрать картинку и назвать её. Например, взрослый произносит:"Шашки - это интересная ...", "Баба испекла ...". Ребёнок заканчивает предложение.
"Найди пару" (разрезные картинки)
Цель: закрепление умений правильно произносить звуки в самостоятельной речи.
Ход игры. Несколько пар картинок рисунками вниз выкладываются на столе. Сначала их может быть 6-12. Затем, по мере того, как ребёнок начинает быстро запоминать расположение карточек, можно постепенно увеличивать их количество ( до тех пор, пока в игре не будут использоваться все включённые в пособие пары картинок). Взрослый берёт одну картинку и называет то, что на ней нарисовано (например, дом). Ребёнок должен найти к ней пару (том) среди оставшихся карточек. Он поднимает карточку. Если на ней нарисован том, ребёнок должен правильно назвать картинки и забрать пару себе. В этом случае он получает право ещё на один ход. если с первого раза не находит пару к картинке или неправильно называет её, он кладёт карточку на место. и ход передаётся взрослому. Игра продолжается до тех пор, пока на поле не останется ни одной карточки.
"Игра в рифмы"
Для противопоставления близких по звучанию звуков могут быть использованы стихи, включающие минимальные пары.
Цель: научится правильно различать и произносить близкие по звучанию слова.
Ход игры. Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, ты мне их постарайся подсказать". Взрослый читает стихотворение и не договаривает одно слово в строчке. Ребёнок произносит рифму. В случае затруднения слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребёнок не научится правильно договаривать слова самостоятельно.
Использованная литература
1. Занимательное азбуковедение./Сост.В.Волина -М.: Просвещение, 1991
2. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать / Педагогика и психология.-М.: Знание, 1991
3. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду.- М.: Педагогика, 1978
4. Подготовка к обучению грамоте в детском саду.- Минск: Народная асвета, 1992
5. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.- М.: Акалис, 1996
6. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.: Просвещение, 1996
7. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильно произношения.- М.: Просвещение, 1966
8. Гербова В. Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет.- М.: просвещение , 1987
9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду.- М.: 1994
10. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.- М.: Просвещение, 1988
11. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя.
12. Городилова В.И., Радина Е.И Воспитание правильной речи.- М: Учпедгиз, 1961
13. Лопухина И. Логопедия.- Аквариум, 1995
14. Городилова В.И. Чтение и письмо.- М.: Аквариум, 1995
15. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1989
16.Лопухина Л.И. Коррекция речи у дошкольников
17. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми
18. Волкова Г.А. Логоритмика
19. Волина В. Учимся играя
20. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников
21. Максаков Л.И. Учите играя
22. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков, Росмэн, 2004
13PAGE 15
13PAGE 14515