Сборник по английскому языку по теме самообразования Игровые технологии на уроках английского языка предназначен учителям английского языка для работы в начальных классах.


Қостанай облысы , Рудный қаласы
Рудный қаласы әкімдігінің " № 9 бастауыш мектебі " КММ
КГУ " Начальная школа № 9 "
акимата города Рудного
Использование игровых моментов
на уроках английского языка
Сборник материалов по игровым технологиям

Составила :
учитель английского языка
Нурманова Л. К.

Рудный
2017

Содержание

Пояснительная записка
2 Цели и задачи самообразования по теме:
" Использование игровых моментов на уроках английского языка "
Вступление
Грамматические игры
Лексические игры
Фонетические игры
Орфографические игры
8 Английский в рифмах
9 Список использованной литературы
1
Пояснительная записка
Одним из средств культивирования коммуникативных навыков ребенка является изучение иностранного языка. Эти занятия помогают формировать у детей целостную картину мира, в которой иностранный язык выполняет специфическую функцию: служит средством познания и общения, способствует разностороннему развитию детей.
Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом деятельности. На начальном этапе, когда закладываются основы овладения языком, которые во многом определяют успехи в изучении этого предмета детьми на последующих этапах,ведущей деятельностью является игра. Играя и с восторгом замечая свои успехи, ребенок развивается и стремится к следующим вершинам.В данном сборнике рассматриваются игры и игровые ситуации, которые приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения на уроках английского языка.Работая по УМК " English” С. Д. Рахимжанова, А. С. Волкова считаю, что использование игровых технологий обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. При изучении таких тем, как «Приветствие», « Я и моя семья», «Мои игрушки»,
« Мир моих увлечений», «Мой дом», «В магазине» по УМК «English »
С.Д.Рахимжанова , А.С. Волкова следует использовать фонетические игры, игры для работы с алфавитом, лексические, грамматические. Данные языковые игры предназначены для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений.
В данный сборник включены, подобраны материалы, раскрывающие основные виды игровых технологий . Я считаю , что выбранная мною тема по самообразованию актуальна и приносит свои положительные результаты в освоении учащимися английского языка. Таким образом, игра помогает сделать скучную работу более интересной и увлекательной, способствует развитию языковых и коммуникативных умений, формированию речевых навыков, а также служит для психологической разрядки на уроке.
Материалы сборника изданы в помощь педагогам для использования в работе. Свою работу хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю. 
2
-510540-643890Цели и задачи самообразования по теме:
" Использование игровых моментов на уроках английского языка "
ЦЕЛИ :
1 Формировать и развивать навыки говорения, чтения, письма, аудирования; развивать память, внимание, мышление, интерес к изучаемому предмету; воспитывать уважение к собеседнику во время проведения игр.
2 Формирование и поддерживание у детей постоянного интереса
к изучению английского языка.
3 Формирование способности к творческому саморазвитию
и исследовательской деятельности.
4 Повышение теоретического , научно – методического уровня
и профессионального мастерства путем внедрения инноваций
в обучение и воспитание .
5 Разработать и применять игры, способствующие
формированию коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку.
ЗАДАЧИ :
1. Применять разнообразные формы работы во внеурочной
познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.
2. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта .
3. Изучить литературу об использовании игровых моментов
на уроках.
4. Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом.
5. Проводить самоанализ и самооценку собственных уроков.
3

-510540-662940«Игра - это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем
мире.
Игра – это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Социально - политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Я. как учитель английского языка, стараюсь объяснить детям всю значимость изучения данного предмета. Но для того, чтобы привить детям интерес, необходимо использовать в обучении современные методы и технологии.
Проанализировав разнообразные приемы и методы обучения, я выбрала тему своего самообразования «Использование игровых технологий на уроке английского языка».
Я постоянно ищу резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что моя главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Использование игровых технологий дает возможность не только усвоить изученное, но и приобрести новые знания, так как стремление выиграть заставляет запоминать все новое, что встречается в игре. Игра « помогает» учащимся побороть стеснительность (психологический барьер). Она посильна всем, даже слабо подготовленным ученикам.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности.
4
Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать, это мощный стимул к овладению языком. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игры развивают память, внимание, логическое мышление.
Так психолог В.В.Давыдов отмечает: «Правильно построенная игра позволяет многому научить ребенка». Таким образом, игра – это: деятельность, мотивированность, индивидуализированная деятельность, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей,”учение с увлечением” (С.Л.Соловейчик).
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения
ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
Мною используются игры в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения , для смены деятельности на уроке. . Место игр на уроке и отводимое им время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Рассматривая место и время проведения игры в структуре урока, можно сделать вывод , что игры могут использоваться на всех этапах, но при условии, что они тщательно отобраны и соответствуют необходимым требованиям. На различных стадиях урока цели учителя при проведении игр могут меняться: в начале урока – фонетические игры, т.е. разминка артикуляционного аппарата и вовлечение ребенка в язык; в основной части – игры на использование коммуникативной грамматики и лексики, ролевые игры, направленные на снятие психологических барьеров и тренировку диалогов в различных ситуациях общения; в заключительной части – игры для закрепления и контроля знаний, умений и навыков.
В любой вид деятельности на уроках иностранного языка можно внести элемент игры, которая способствует обогащению, закреплению лексического словаря связной речи, закреплению грамматических навыков учащихся.
 Используя игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе, я пришла к следующим выводам:
5
- игра активизирует познавательную деятельность учащихся;
- игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;
- игра активизирует творческие способности учащихся,
развивает воображение, память, мышление;
- игра помогает снять усталость, преодолеть языковой и
психологический барьер;
- игра повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка;
- игра не только организует процесс общения на иностранном языке,
но и максимально приближает его к естественной коммуникации.
Таким образом, игровую технологию можно поставить в один ряд с другими приемами и средствами обучения. Подводя итог выше изложенному можно отметить плюсы и минусы применения игровых технологий .«Плюсы» -использование игровых технологий: • игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации
и развитию мышления; • несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; • идет передача опыта старших поколений младшим; • способствует использованию знаний в новой ситуации; • является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни; • способствует объединению коллектива и формированию ответственности. «Минусы» при использовании игровых технологий следующие: • сложность в организации и проблемы с дисциплиной; • подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; • увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание; • невозможность использовать на любом материале; •сложность в оценки учащихся. 

6
М. Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
• грамматические игры;
• лексические игры;
• фонетические игры;
• орфографические игры;
Грамматические игры
Цель данного вида игр : научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.
1 На повторение множественного числа существительных на тему «Еда» можно использовать игру с карточками названий пищи
(фрукты, овощи, напитки) — требуется распределить их на доске в два столбика:
исчисляемые существительныенеисчисляемые существительные
egg, apple, sandwich, onion water, milk, bread, meat, sugar2 Тренировка вопросов общего типа на повторение времен проходит совсем с другим настроем, если упражнение организовано как игра с использованием мяча. Кидаем ребенку мяч и задаем вопрос, он кидает мяч обратно, произнося ответ: Do you like fish? — Yes, I do
Did you go to school yesterday? — Yes, I did.
Do you want to be a doctor? — No, I do not

3 «Черный ящик».
Для данной игры можно использовать коробку или пакет с непрозрачными стенками. Вариант 1: служит для отработки вопросов. Ученик, задавая общие вопросы, должен угадать, что лежит в коробке (мешке). Вариант 2: помогает отработать описание предмета. Ученик ощупывает предмет, находящийся в
7
мешке (коробке) и параллельно описывает его для класса: “It is small.
It has a tail.” и т.д. В результате он должен отгадать, что же было в мешке
4 «Переделки»
Использую для закрепления грамматических явлений. Учитель называет слово или словосочетание и кидает мяч ученику, ребёнок должен изменить слово в соответствии с требованиями задания и бросить мяч обратно. Примером таких заданий могут быть выбор артикля a/an: bear- a bear,
owl – an owl, образование множественного числа имен существительных:
a cat – cats, a fox – foxes или отработка образования Present Simple у глаголов в 3 лице единственного числа: read – reads, write – writes и многое другое.
5 ИГРА С КАРТИНКОЙ
Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?
T : No, she is not.
P2: Is the girl standing?
Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.
6 Игра “Puzzle”
53473356665595Предлагается для закрепления грамматического материала. Учащимся предлагается собрать 2 разрезанных картинки, на 1 из них изображения по разным темам (например горилла на машине, горилла под машиной). Учащийся собирает 1 картинку, а затем по ней составляет необходимое предложение (здесь идет закрепление глагола to be и предлогов места).
7 Игра “Лото”.
Цель: учить безошибочно употреблять глагол to be (am, is, are) в предложениях с личными местоимениями.
Можно использовать “грамматическое слово”.
Каждый ученик получает большую карту, в которой выборочно внесены личные местоимения, существительные или имена собственные их заменяющие. Учащиеся “заполняют лото”, кладут маленькие карточки на свободные клетки большой карты (в правильном порядке).
8 What is this?.
Мальчик или девочка пьёт молоко, играет, рисует. В отверстии видна только голова. Показав открытку, учитель спрашивает: “What is he (she) doing?” “Is he (she) eating, sleeping, reading, playing)?
8
Грамматическая игра для отработки построения предложений
У каждого ученика свая карточка с местоимением, глаголом, спутником времени, вспомогательным глаголом и др., в зависимости от того какое время или грамматическая структура отрабатывается.
У одного участника может быть несколько карточек. По команде учителя учащееся должны построиться в предложение, не перепутав порядок слов и смысл.
Второй вариант игры: Одному из учеников даётся русское предложение на карточке, которое он должен перевести и построить других учащихся в нужном порядке.
9 Грамматическая игра «Переделки»
Учащимся даётся несколько предложений и задание переделать это предложение, например, убрав только одно слово, добавив окончание или поменяв слова местами. Игра демонстрирует, насколько хорошо ребёнок знает правила построения предложений в разных временах и умеет эти времена сравнивать между собой.
Примеры:
Переделать предложение, убрав одно слово. I will swim in the river. («переделка»: I swim in the river)
Переделать предложение, убрав слово и поменяв слова местами. He does not like milk. («переделка»: Does he like milk?) и т.д.
10 Грамматическая игра для отработки Простого будущего времени
Игра будет наиболее актуальна накануне выходных, праздничных дней или каникул. Учитель задаёт условие для ученика (например: Masha, your friend invites you to his birthday party), а ученик в ответ говорит, что он будет делать в этих обстоятельствах (например: I will buy a present for him). Задача усложняется за счёт того, что учитель даёт условие в настоящем времени, а ученик должен ответить в будущем.
11 Грамматическая игра для отработки общих вопросов в Простом настоящем времени
Игра может проходить в виде соревнования. На доске карточка(и) с предложениями (тематика может быть разной)


9
Например:
My favourite colour is red.
My favourite colour is blue
My favourite colour is green.
My favourite colour is white

Один с учеников загадывает одно из предложений. Остальные должны отгадать предложение, задавая общие вопросы.
Например:
Is your favourite colour red? (Yes, it is/ No, it is not)
Тот, кто отгадал, получает один балл или жетончик, и
теперь его очередь загадывать.
Также предложения могут быть типа I like … most of all. В этом случае можно отработать вопросы с глаголом-помощником do.
12 Грамматическая игра на отработку конструкций there is/there are либо have/has в вопросительных предложениях + повторение изучаемой лексики по теме
Игра проводится в парах. Каждый пишет в тетради 5 слов по той теме, которую учащиеся изучают в данный момент. Списки ребята друг другу не показывают. Их задача отгадать, что написано на листе соперника, быстрее, чем отгадают его предметы, задавая общие вопросы.
13 Игра A new flat.
Цель: Обучение устной речи с использованием структур There is(not)/are(not).
Один ученик переезжает в новую квартиру, где ему надо расставить мебель. Перемещая игрушечную мебель по макету жилой комнаты, он комментирует свои действия, употребляя в своей речи утвердительные структуры There is(are)…
Остальные ученики слушают его, а затем возражают, употребляя отрицательные структуры There isn't/ aren't…. И предлагают свои варианты расстановки мебели.
14 Глагол to have хорошо усваивается в игре “Button”.
Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится.
10
Второй ведущий обращается к ученику:
“Button, button! Have you a button? No”, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику.
Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.
15 Игра «Скорый поезд» для обработки более сложных фраз с глаголом
to have . Предлагается умеренный темп проговаривания фразы, например: “I have a book in my hand”. Через некоторое время предупреждаю, что поезд набирает скорость и ускоряет темп проговаривания фразы. Все учащиеся спешат проговорить фразу, чтобы «не отстать от поезда».
16 Дети становятся в цепочку и за спиной передают какую-нибудь игрушку. Водящий считает до 10 и командует: Stop! И после этого пытается угадать, у кого игрушка, задавая при этом вопрос: Do you have a dog? Если он угадал, ученик отвечает: Yes, I do и становится водящим.
17 Дети водят хоровод и проговаривают считалочку:
One potato, two potatoes, three potatoes, four;
Five potatoes, six potatoes, seven potatoes more.
Как только считалка завершается, дети должны назвать имя того, на ком она кончилась: His name is…кто не успел или не правильно назвал her или his, садится на место.
18 “We are nice”
Дети встают в две шеренги друг напротив друга. Учитель просит повторять за ним каждую строчку, сопровождая слова жестами:
- I am nice (указывают на себя)
- You are nice (указывают на стоящего напротив в другой шеренге)
- We are nice (дети, в каждой шеренге указывают на всех, стоящих рядом)
-And you (указывают на всех, стоящих напротив)
- He is nice (указывают на мальчиков)
- She is nice (указывают на девочек)
- They are nice, too (указывают на всех)
19 “Where do you live?”
Игра идет по цепочке. Дети передают другу друг мяч со словами:
Уч.1: You are a crocodile. Where do you live?
Уч.2: I live in the river. (обращаясь к следующему ученику) You are a frog. Where do you live?
Уч.3: I live in the pond. You are a horse. Where do you live?
Уч.4: I live in the farm. You are a bear. Where do you live?
11
Уч.5: I live in the forest. You are a dog. Where do you live?
Уч.6: I live in the house. You are a tiger. Where do you live?
Уч.7: I live in the zoo.
20  "The Gate" 
На повторение и закрепление всех видов вопросительных предложений. Двое сильных учеников ("привратники") становятся перед классом, соединив руки и образуя "ворота". Остальные участники игры по очереди подходят к "привратникам" и задают им вопросы на определенную структуру. В зависимости от правильности вопроса, следует ответ: "The door is open (shut)". Учащемуся, неправильно задавшему вопрос, можно сделать еще одну попытку.Ex. Are you going to .. .(do smth)?What are you going to do in (on, at)?
21 "Guess it" 
На закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.E x. Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?
22 "Кругосветное путешествие" 
Закрепляется конструкция There is/are и отрабатывается навык употребления артиклей. "Путешествие" может проходить по классу или по тематической картинке. Учитель начинает игру: "There is a blackboard on the wall in front of the pupils". Дальше описание продолжают ученики: "Near the blackboard there is a door...". Тот, кто ошибся, покидает корабль.
23 "Театр мимики и жеста"Две команды сроятся в шеренги лицом друг к другу. Каждая команда выбирает своего актера. Актеры поочередно выполняют какие-либо
действия, а команда комментирует его действия. Выигрывает команда, которая правильно описывала действия своего "актера".
-899160146050
24 "Что ты рисуешь?" – Present Continuous.У каждого ученика – лист бумаги и карандаш. Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы:– Are you drawing a horse? – No, I'm not drawing a horse. – Are you drawing a pig?...
25 "Конкурс красоты" – при изучении притяжательного падежа существительных. Для этого ребята приносят в класс куклы. У каждой куклы есть имя, оно пишется на карточке и прикрепляется к одежде.
12
Затем каждый ученик оценивает стрижку (наряд) и пишет свое мнение на листочке. I like Ann's hair-cut. I like Kate's dress. Кукла, получившая наибольшее количество карточек, награждается.
26 “ At  the Zoo.”
Цель игры:  отработать употребление модального глагола can.
Cопуствующая грамматика: названия животных и всевозможные глаголы.
На партах в классе расставлены игрушечные животные.
Ход игры: один из детей – экскурсовод, остальные – посетители зоопарка. Дети походят , например, к медведю.
Pupil 1: This is a bear. It can run and jump. It can swim and climb but it can’t fly.
Pupil 2: Can it hop?
Pupil 1: No, it can’t.
Далее экскурсоводом становится другой ученик, и игра продолжается.
Продолжительность игры: 7-10 мин.
27 “ The Know-Nothing Guy”(Незнайка).
Цель игры: Отработать вопрос и отрицание Does, Doesn’t.
Реквизит: игрушечные животные или картинки-опоры.
Ход игры:
Ученики задают заведомо смешные вопросы.
Pupil 1: Does the tiger live in the desert?
Pupil 2: No, it doesn’t. The tiger doesn’t live in the desert. It lives in the jungle. Does the crocodile live in the sea?
Варианты вопросов: the frog  - in the house, the horse – in the forest, the bear – on the farm, the dolphin – in the pond, the camel – in the river.
Продолжительность игры: 5 мин.
13
Лексические игры
Данный вид игр преследует следующие цели:
тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к
естественной обстановке, знакомить с сочетаемостью слов, активизировать
мыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.

1 Требуется составить слово из «запутанных» букв по изученной лексике:
nomeky (monkey) omuse (mouse)
noil (lion) gorti (tiger)
sohre (horse) bezra (zebra)
ipg (pig) woc (cow)
reha (hare) flow (wolf)
Широко распространено использование загадок:
1. It is a domestic animal. It likes fish. (A cat)
2. It is a wild animal. It likes bananas. (A monkey)
3. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (А cow)
2 Популярна игра «Снежный ком» на закрепление лексики по изученной теме. Первый ученик называет слово по теме, следующий ученик повторяет слово предыдущего и называет свое — и таким образом до последнего ученика, который повторяет все предыдущие и называет своё последнее слово. Для усложнения можно взять словосочетания или выражения.
3 «Все слова на букву …»
Данный игровой прием можно использовать в конце четверти или окончании изучении темы. Служит для отработки лексики. Для проведения игры необходим алфавит. Ученик с закрытыми словами показывает на плакате с алфавитом букву. Класс должен вспомнить как можно больше слов, начинающихся с этой буквы.
14
Выигрывает тот, кто вспомнит таких слов больше, он же и выбирает следующую букву. Если такой вариант сложен для ваших учеников, можно называть слова, содержащие данную букву, независимо от её местоположения в слове. Подобным образом можно строить и работу со звуком, для такого вариант необходимо запастись печатным вариантом фонетических значков.
4 «Угадай предмет».
Служит для активизации или отработки изученного лексического материала. Учитель на доске схематично рисует предмет, а учащиеся должны отгадать как можно раньше, что загадал учитель. Далее игру может вести ученик, первым отгадавший слово.
5 «Цепочка».
Так же возможно использование различных вариантов. Передавая мяч друг другу по цепочке, учащиеся должны назвать слова по теме или задать соседу справа вопрос и ответить на вопрос соседа слева. Список игр с мячом можно продолжать до бесконечности. Такие игры не требуют особой подготовки, но ребята всегда с удовольствием участвуют в них.
6 «Переводчик».
Дает хороший результат при изучении лексики. Учитель кидает мяч ученику и произносит слово по-английски, ученик, кидая мяч обратно, должен перевести слово на русский язык. Следующим этапом (это сложнее для ребят) учитель произносит слова по-русски, ученики – переводят на английский. В дальнейшем данную работу можно расширить до предложения. Пример: a cat – кошка, a dog – собака и наоборот.
7 Цветик - Семицветик Оборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками.
Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.
P1 : This is a blue leaf.
P2 : This is a red leaf., etc
8 Последняя буква
Цель: активизация лексики по изученным теме .
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
15
9 ЦВЕТ
Цель: закрепление лексики по пройденной теме .
Ход игры: ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.
Например: A white dog
10 Игра “Укрась елочку”.
Перед учащимися искусственная елочка, им предлагается украсить ее разноцветными шариками и игрушками (при прохождении тем “Цвета”, “Игрушки”). Учитель обращается к учащимся с просьбой повесить на елку шарик определенного цвета или необходимую игрушку, например: “Hang up the blue dolphin, please”.
11 “ Memory Game ”
Match the words and write the pair
CoolPeople GenerousGirl
BoringLesson CleverWeather
ComfortableSofa
12 Домино.
Ученикам раздаётся по 4-6 карточек; на одной половине карточки изображена картинка, на другой половине написано слово. Выигрывает тот, кто быстрее выложит все карточки, то есть совместит изображение со словом.
13 Игра с мячом.
Условие игры: дети встают в круг, перебрасывают мяч и называют буквы алфавита. Ученик, который забыл букву или назвал букву неправильно, выбывает из игры.
14 Разрезная азбука.
Условие игры: класс делится на две команды, им раздается разрезной алфавит. Задача: собрать буквы в правильном порядке. Побеждает команда, которая справилась с заданием быстрее. (Вариант игры: каждый ученик команды пишет по одной букве алфавита на доске)
15 Назови слово.
Условие игры: учитель называет и показывает букву, ученики называют слово на эту букву.
Aa – apple; Dd – dad 16
16 Найди пропущенную букву.
Условие игры: на карточках или на доске написаны слова с пропущенными буквами. Ученики должны назвать и написать пропущенную букву.
17 Найди пару.
Условие игры: одним детям раздаются карточки с большими буквами, а другим карточки с маленькими буквами. Задача: найти свою пару (дети свободно ходят по классу, выполняя это задание). Вариант игры: буквы написаны на доске и ученики выходят к доске и пишут буквы парами – большая маленькая.
18 Поймай бабочку.
Условие игры: учитель называет каждую букву алфавита – бабочка. Учитель показывает карточки с буквами, а ученики должны правильно её назвать. Если они справились, то поймали «бабочку» (буква остается у них; если нет «бабочка» остаётся у учителя. Игру можно проводить по рядам по командам или индивидуально. Побеждает тот, кто поймал больше «бабочек»
19 Печатная машинка.
Условие игры: учитель раздает разрезной алфавит детям. Каждая буква –клавиша на печатной машинке. Затем учитель, имитируя действие печатания на машинке, называет буквы алфавита. Учащейся, у которого названная буква встает и повторяет её. Игра проводится в быстром темпе, сначала буквы алфавита называются учителем по порядку, а затем в разброс.
20 «Спортивная тренировка»
Один ученик показывает действие, не называя его, например play tennis. Остальные должны сказать это действие по-английски.
21 “Touch faster!” (прикоснись быстрее!)
Учитель просит детей встать, затем быстро командует: Touch your eyes! Touch your nose! Touch your feet! Touch your ears! Выбывает ученик, либо не выполнивший команду, либо выполнивший ее неверно или последним.
22 «Цвета»
Цель: закрепление лексики по пройденным темам. Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета. 23 " УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ "
Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Я стараюсь, чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным.
17
24 " СТРЕЛЬБА ПО МИШЕНЯМ "
Первый пишет или называет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего и т. д.
25 " СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ "
 В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию. Учитель: Поможем Буратино собраться в школу. Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:
This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)
В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:
This is a book. This is an English book. This is a very nice book.
26 СОСТАВЬ  СЛОВО.
 Учащимся предлагается список существительных. Надо подобрать к ним слово (общее для всех), чтобы получилось сложное существительное.
      Например:   Snow          Foot                 BALL                        Basket
27 “ This is my nose “
Детям нравится исправлять ошибки других. Показывая  руку,  учитель говорит: ”Oh, something is wrong with my foot!”  Ученик  исправляет  “with your hand!”  Но учитель продолжает: ”I don’t hear, something is wrong with my nose!” (показывая на ухо, например). Дети смеются и исправляют. Далее роль ведущего исполняет ученик, который обращается по очереди к одноклассникам. Если вызванный ученик исправляет правильно – он становится ведущим.
28 “ How many pages? “
Учитель приносит несколько интересных книжек. И спрашивает:- How many pages are there in the book?(Pupil 1): There are three hundred and fifty pages.- No, less.(Pupil 2): Three hundred.- Less.(Pupil 3): Two hundred and fifty.- More.(Pupil 4): Two hundred and eighty.- That’s right.Угадавший получает право первым посмотреть книгу.
29 “ Pantomime “Игра на закрепление лексики “Утро школьника”.Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.Учитель: Guess what each pupil is doing.Pupil 1: This boy is doing his morning exercises.Pupil 2: That girl is washing her face.Pupil 3: This boy is putting on his red scarf.и т.д.
18
30 “ Family “Выбираем ведущего и группу из 5-6 учеников. Ученик-ведущий выходит из класса, а учитель говорит каждому из группы, кто будет исполнять какую роль (мать отец, сын и т.д.).Дети начинают чем-либо заниматься.Возвращается ведущий и, глядя на группу учеников, отвечает на вопросы учителя: Who are they? What are they doing?
31 “ Clothes “Учитель дает ученику 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их классу, называя на английском.Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет.
32 “ Who is the first?”Каждому из играющих учеников выдаем листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор картонных квадратов с буквами алфавита.Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета.Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв.Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение.Победитель тот, кто справится с заданием первым.
33 “ My aunt went to town”Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу My aunt went to town and bought… словом., обозначающим предмет школьного обихода или одежды.Pupil 1: My aunt went to town and bought a book.Pupil 2: My aunt went to town and bought a book and a bag.Pupil 3: My aunt went to town and
bought a book, a bag and a ruler.Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры.
34 “ Time “Дети разбиваются на две команды. Игра имеет несколько вариантов.1. Берут макет часов со стрелками, которые легко двигать.Передвигая стрелки, учитель по-очереди спрашивает учеников из обеитх команд What time is it now? За каждый правильный ответ команда получает один балл.2. Учитель начинает рассказ, но не заканчивает последнее предложение. Например, I have a friend. Her name is Anna. She gets up at…. И ставит стрелки на 7 часов. Ученик повторяет последнее предложение и заканчивает его словами seven o’clock in the morning. Если он ошибается, команда получает минус. Выигрывает та команда, игроки которой допустили меньше всего ошибок.
19
3. Учитель стаит стрелки часов на 7:15 и просит каждого сказать, что он делает в это время. Ответы могут быть такими: I open the window and do my morning exercises at 7:15. My mother lays the table at 7:15.4. С помощью макета часов можно повторять или закреплять употребление глаголов в прошедшем или будущем времени.
Учитель,передвигая стрелки, спрашивает: What did ypu do yesterday at half past four? What will you do on Tuesday at a quarter to 5?
35 “ Crossing the river “На доске схематично изображен ручей. Две команды переходят через него в разных местах по камушкам, условно обозначенным квадратиками (по 10 квардатов на каждую команду). Чтобы наступить на камень, в каждый квадрат надо вписать слово из пройденной темы.Если слово написано неправильно или не соответствует теме, команда пропускает ход.Выигрывает та команда, которая быстрее переберется через ручей
20
Фонетические игры

Они развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы.К таким играм можно отнести работу с различными рифмовками и стишками, которые читаются то громко вслух, то шепотом, то быстро,то медленно.
1 Также можно обыграть интонацией ситуацию, то есть прочитать то же самое стихотворение, выражая различные состояния и эмоции.
Peter Piper picked a peck of pickled peppers.
Did Peter Piper pick a peck of pickled peppers?
If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,
Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?
If a white chalk chalks on a black blackboard,
Will a black chalk chalk on a white blackboard?
2 «Сколько слов?»
Цель: развитие фонематического слуха.
Инструкция: Послушайте предложения и посчитайте количество слов.
Ted likes to swim.(4) He goes to the swimming pool.( 6)
I have got a mother.(5) She is a doctor.(4)
Pam has got many toys.(5) They are balls, dolls, bears and cats.(7)
3 «Играем со словом»
Цель: обучение звуковому облику слова.
Инструкция:
а) покажи карточку со звуком [d,e,s] в следующих словах:
[d] – doll, football, toy, doctor;
[e] – very, cat, pencil, men;
[s] – nose, dress, cats, toys, giraffes.
b) Выложи на парте звуки, которые ту услышишь.
Прочитай полученные слова и запиши их буквами.
[d o g], [k i t n], [t o i], [f r e n d]
с) Назови слова, где есть следующие звуки.
[m] – America, my, mother…
[n] – nine, on, many…
21
4 «Лесенка»
Цель: устранение недостатков при произнесении и вырабатывание четкости.
Инструкция: читайте вместе со мной про себя, затем вслух, затем самостоятельно, увеличивая темп.
Take
Take that
Take that bear
Take that big bear
Take that big, white bear
Take that nice, big, white bear
Take that nice, big, white, funny bear
5 “ Teacher – Pupil ”.
Учащиеся работают в парах. Один из них является “учителем”, другой – “учеником”.
“Учитель” называет звук, а “ученик” называет слово или составляет целое предложение или словосочетание с этим словом.
Например:
Name the letter is Cc [si:]
Sound the letter is [K]
Cat, clever, cry, car.
Такую работу с английским алфавитом можно использовать для учащихся
1-2 классов.
Для учащихся 3-4 классов.
Например:
Qq [kju:]
Quickly hare, quiet
My Dad is a quiet man.
This question is difficult.
Цель этих фонетических игр – правильное произношение звуков, с постепенным увеличением скорости скороговорки.
Yellow butter,
Purple jelly,
Red jam,
Brown bread,
Spread it thick,
Say it quick.
How many cookies could a good cook cook,
If a good cook could cook cookies?
I would if I could. 22
If I couldn’t how could I?
I couldn’t if I couldn’t could I?
Could you if you couldn’t, could you?
I miss my Swiss Miss.
My Swiss Miss misses me.
Merry Mary marries Marty Monday.
6 Игра – загадка.
Задача: обучение произношению звуков.
Условие игры: учитель называет цепочку из слов, в которых есть определенный звук. Учащиеся отгадывают его.
[ n ] – fine, afternoon, night, evening
(один ученик пишет звук на доске. Варианты: ученик находит карточку с этим звуком или показывает этот звук на доске)
7 Назови слово.
Условие игры: учитель бросает мяч одному из учеников и называет звук. Он должен назвать слово с этим звуком.
[ t ] – ten8 Игра-загадка
Какой звук я задумала? Называется ряд слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
9 Игра с предметом
Назови слово. Ведущий бросает участникам по очереди мяч, называя слово в котором слышится этот звук.
10 «I spy»
Учитель: I spy with my little eye.
Something beginning with [b].
Дети называют известные им слова, начинающиеся со звука [b]: bear, big, ball… победителем считается ученик, назвавший последнее слово.
11 «Слышу – не слышу»
Учитель называет слова, в которых есть буква “N”. Ученик поднимает руку, если услышит эту букву в слове. Побеждает тот, кто назовет больше слов.
12 «Отгадай, какое слово здесь зашифровано»
Английский алфавит нумеруется. Цифра означает номер буквы по порядку как она идет в алфавите.
Предлагаются шифровки английских слов, например, 6,1,13,9,12,25 - family13 Игра в мяч" A funny ball". Условия: учащиеся встают в круг. Учитель – в центре с мячом. Учитель бросает мяч и называет любое английское слово (можно как из пройденной лексики, так и новые слова),
23
ребенок ловит мяч и называет букву, с которой начинается это слово, возвращая мяч учителю.
14 «Построй башню» Детям выдаются карточки со словами, ребята складывают башни.Например:Cinema     Circus      Concert       Cat         City        Cosmonaut   Crocodile     Circle
[ k ]                                                               [ s ]
Cat                                                           city
 Concert                                                           Circle  Crocodile                                                          Circus   Cosmonaut                                                        Cinema
15  «Фонетическая отработка звуков [ r ], [ m ], [u], [ ŋ ], [Ι ], [t ], [ w], [æ], [d], Teacher: Сейчас потренируем наши язычки.
Mr.Tongue работал и устал [u-u-u-gud],
отдохнул и обрадовался [m –m –m- mæn].
Mr.Tongue решил пригласить гостей. Надо убрать в комнате.
Mr.Tongue решил выбить пыль из дивана [d – d –d - daun].
А теперь пыль из ковра [t – t – t – sit].
Пришли гости [ס - ס- ס - n סt].
Мr.Tongue обрадовался гостям [r – r – r – red]. Когда гости ушли, Mr.Tongue погасил свечку и лег спать [w - w – w – swim]. 16 «Правильно - неправильно».
Цель: формирование правильного, чуткого к искажениям фонетического слуха. Ход игры: учитель называет отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Обучаемые поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях. Затем он просит каждого обучаемого в обеих командах прочитать определённые звукосочетания, слова, фразы и предложения. При правильном чтении звука обучаемые поднимают руку с зелёной карточкой (флажком), при неправильном – руку с красной карточкой (флажком). Выигрывает команда, которая после подсчёта очков наиболее правильно оценит наличие или отсутствие ошибок.
24
-718185-386715
Орфографические игры
Цель данных игр — развитие навыков орфографически грамотного письма, практика в написании английских слов.
Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть — на усвоение некоторых закономерностей в правописании английских слов.
1 “ The alphabet “Ведущему понадобятся два комплекта карточек с буквами алфавита. Детей делят на две команды, каждая команда получает по комплекту карточек. Когда ведущий произносит слово, дети с соответствующими буквами бегут к доске и составляют его. Команда, которая сложит слово первой, получает количество баллов соответственно колличеству букв в слове.
2 Вставить пропущенные буквы в слова:
SOC_AL (social )
_NVIT_TION ( invitation)
GRO_P (group)
3 Исправить ошибки в словах:
Sinema — cinema
Picnik — picnic
Stai — stay
Wiikend — weekend
4 “Scramble the words. How many words can you form?”
На доске пишется любое слово на английском языке. Учащиеся поочередно подходят к доске и пишут. Учащимся предлагается составить больше слов из одного слова.
Например: Advertisement.
Ten, man, name, rat.
5 “Unscramble the Words”.
Match the words in the from the column on the left with the words in the column on the right.
A B
Fat OhtFast YlilsHot YshSilly MratsSmart Atf
Shy Tasf25
6 Find out the rhyming twins and write them down.
Blouses wrong big there thou lot night, skirt, pet, farm, my
Wear, caught, light, pig, shirt, arm, eye, wet, trousers long
7 Write down your name or surname then the words beginning with the letters of your name.
Например:
Ice
Garden
Octopus
Rhyme
8 Write the words that begin with these letters.
S ETN
9 How many words can you find? Who is the winner.
Workeyesausagearockitexcitextrainoseyend10 Change a letter, Make a New Word.
Пишутся два слова с одинаковым количеством букв. Задача – превратить одно слово в другое, изменяя каждый раз только одну букву.
CAT—RAT—FAT
COW—NOW—HOW
Выигрывает тот, кто написал первый последнее слово.
11 игра:
детям раздаются карточки с буквами. Учитель: «было у меня слово, рассыпалось оно на буквы, угадайте, что это за слово»
12 игра:
на доске записаны слова, в которых гласная буква Uu читается звуками [ju:] и [ ^ ]. Найти слова, которые читаются в первом типе чтения, а затем во втором.
13 ДЕЖУРНАЯ БУКВА
Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.
Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.
Например, преподаватель говорит: « Сегодня у нас дежурная буква «О», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «О» стоит на первом месте?»

26
14 «Лучшие/ The best». 
Условие: разбить группу на 2 – 3 команды, построить их в колонку  и по команде «На старт» начать диктовать буквы или слова по пройденной теме.
Каждый ученик подбегает к доске и пишет названную букву или слово, передает мел следующему игроку команды, а сам встает сзади. Учитель диктует буквы в достаточно быстром темпе, чтобы у учеников не было возможности подсматривать за другими командами.15 «Найди букву/ Find the letter». 
Условие: выложить на столе английские буквы, а также некоторые  буквы из русского алфавита. Один из  учеников выходит к столу, учитель  называет букву, которую он должен найти. Ученик находит букву, поднимает ее,  показывает своим одноклассникам и называет ее, после чего  кладет ее на место.
16 ТЕЛЕГРАММЫ
Цель: развитие орфографического и лексического навыков.
Ход игры: преподаватель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе- со второй буквы и т. д.
17 “ Alphabet train “Ведущий по очереди вызывает детей из каждой команды и предлагает им повторить предложение My train is carrying …, добавляя слово, которое начинается с первой, второй, третьей буквы алфавита.Pupil 1: My train is carrying apples.Pupil 2: My train is carrying apples and bread.Ученик, который не смог быстро повторить предложение с новым словом, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.Так как детям может быть трудно подобрать слова на букву q, z, x, ведущий может достать подсказки – картинки с изображением предметов, начинающихся на эти буквы.
18 “ A letter ladder “Ведущий (учитель) пишет на доске короткое слово. Дети должы дописать под ним слово, которое длиннее данного на одну букву. При этом разрешено менять в каждом следующем слове любые буквы, кроме первой.Например:MeManMoonMonthMotherMorningПобедителем становится тот, кто написал больше слов.

27
2619 “ Use a letter, make a word”Называют букву и её порядковый номер в слове. Например, the letter I is the second in the word. Ученики по очереди пишут на доске слова, в которых эта буква стоит второй. Kite site mine pine lineЗа каждое слово дается один балл.
20 “ Add consonants”Учитель (ведущий) пишет на доске гласные буквы. Добавив согласные, ученики получают другие слова.Например:AiTailPailPainMainВыигрывает ученик, который написал последнее слово в ряду. Затем он должен прочитать и перевести все слова. Если он выполняет задание правильно – команда получает 5 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл.
21 “Word composers”Учитель (ведущий) пишет на доске слово, например representanive. Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например,Present, tea, test, nest, part, artВыигрывает тот, кто назвал последнее слово.
22 “ Anagrams”В этой орфографической игре дети, меняя порядок букв, составляют новые слова. Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые слова записывают на доске.Ten – netTake – KateTea – eatRace – careMile – limeLain – nailDeal – leadAct – catState – tasteSaw – wasKnee – keenНа выполнение задания отводится определенное время. За каждое правильно образованное слово игрок получает 1 балл. При этом он должен знать значение новообразованного слова.
28
Английский в рифмах
1. Nice to meet you
Приятно познакомиться
«Как вас зовут?» - спросила Джейн.
«Как вас зовут?» -
What is your name?
«Я – Петя, - мальчик говорит.
Ответ такой: «My name is Pete»
2. Family. Семья
Ты не ленись, а повтори
Семья иначе – family.
Она мечтает быть артисткой
Моя сестренка, моя sister.
Мой брат разбил сегодня вазу.
Мой брат – малыш,
Мой братик – brother.
Дядя Скрудж поехал в банк
Дядю называю – uncle.
Тетя, а теперь твой фант!
Тетя по-английски – aunt.
Дочку как вы назовете?
Дочка по-английски – daughter.
Мой сынок испортил кран.
Сын, сынишка – значит son.
3. School things
Школьные принадлежности
Учу английские слова,
беру я лишь разбег.
Я слово первое узнал:
портфель и сумка – bag.
Ученик к доске идет,
Классная доска – black-board.
Вижу в классе много рук!
Книга по-английски – book.
Да, запомнить я сумею:
стул мы называем chair.
Сел за парту, слышен треск.
Парта по-английски – desk.
По-английски каждый день
ручку называем pen.
Клоун наш – Карандаш.
Он – умен и весел.
В Англии Карандаша
называют Pencil.
29
Линейку я тебе вернула.
Линейка по-английски – ruler.
В школе я вчера заснул.
Школа по-английски – school.
4. Colour. Цвет
Учить цвета я стала
Цвет по-английски – color.
У меня сомнений нет
Красный цвет – конечно red.
Облизнувшись, кошка съела
Желток желтый. Желтый – yellow.
Я тону! Иду ко дну
Синий цвет – конечно blue.
Очень черный негр Джек.
Черный по-английски – black.
Коричневое платье
Купила эта фрау.
Мы знаем очень точно:
Коричневое – brown.
Ох, не спелый мандарин
Он зеленый – просто green.
Мышонок серый, убегай быстрей!
Серый по-английски – grey.
Розовые розы падают на ринг.
Цвет красивый розовый,
По-английски – pink.
Уверен, ты запомнишь:
Оранжевый цвет – orange.
Для стирки я купила «Тайд».
Костюм стал чистым, белым – white5. Toys. Игрушки
Путь - дорога далека.
Автомобиль английский – car.
Поезда везут людей.
Поезд по-английски – train.
Куклу я твою нашел.
Кукла по-английски – doll.
6. Animals. Животные
У меня живет бульдог,
а собака – это dog.
Кот вчера съел мой омлет.
Он – воришка, этот cat!
Прыгнула из грядки прямо на порог
зеленая красавица, лягушка – frog.
30
В поле гонят козу – goat.
Гусей я до сих пор боюсь.
Гусь по-английски – просто goose.
Курица известна всем.
По-английски она – hen.
В зоопарке – обезьянки.
Обезьянка – это monkey.
Свинья есть хочет каждый миг.
Свинью мы называем pig.
Дед траву граблями грабит.
хочет есть наш кролик – rabbit.
Мишка косолапый ходит еле-еле
Мишка, медвежонок по-английски – bear.
7. Numerals. Числительные
Совсем один ты бродишь там.
Одна, один – иначе one.
Две изюминки во рту.
Двойка по-английски – two.
Скорей иди сюда! Смотри:
у кошки три котенка – three.
У машины колесо,
их всего четыре – four.
Никогда не забывай,
что пятерка – это five.
В примере не известен x (икс).
Шесть по-английски будет six.
Молод я и зелен.
Семь лет мне – значит seven.
Моей сестренке восемь лет.
А восемь по-английски – eight.
Девять - ты запоминай -
по-английски - просто nine.
Уже пошел десятый день.
Десять по-английски – ten.
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка».
Справочное пособие. Минск «Высшая школа», 2000г. стр.191-192; стр.198-199;стр. 204; стр. 210-211. 
Г.А.Китайгородская «Методика интенсивного обучения иностранным языкам». – М., 1982.-стр.39-41
 Е.И.Пассов «Урок иностранного языка в средней школе».- Москва «Просвещение» 1988г
.   
Колесникова И. Е. Игры на уроке английского языка. – Мн. Нар. Асвета, 1990.
Благовещенская Т.А. Первые уроки английского. – М. Росмэн- Пресс, 2004.
Самсон К. 333 совета по обучению английскому языку в школе. –
М. Астрель, 2004.

32