Статья «Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики с использованием компьютерных технологий»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 105
ул. Автомеханическая, д. 13а, г. Нижний Новгород,603016, тел. /факс 256-78-80
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики с использованием компьютерных технологий.
УМК «Школа России»
1 класс
Работу выполнила:
Казакова Мария Викторовна
учитель начальных классов
высшая категория
МОУ СОШ № 105
Пояснительная записка
Данная работа посвящена рассмотрению вопросов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики.
Анализ психолого-педагогической литературы.
Вопросы активизации учения относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Многие ученые и великие педагоги занимались проблемой использования дидактической игры в учебном процессе и ее влиянием на развитие познавательной активности. Методологической основой являются основные положения теории игровой деятельности, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, А.С. Выготским, А.Н.Леонтьевым, а также в трудах А.П.Усовой, Ф.Н. Блехер, И.П.Подласого, З.М.Богуславской, Л.А. Венгером, А.И. Сорокиной. Вопросами познавательной активности занимались Г.И.Щукина, Б.Г. Ананьев.
Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время важно найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского «О воспитании». Автор пишет об использовании игры: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В своей работе «Психология игры» Эльконин Д.Б. пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов».
Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.
А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. “ В школьном возрасте, - отмечал он - игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении труде”.
Ш.А.Амонашвили пишет: “Самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям”.
Одной из центральных задач развивающих систем обучения является целенаправленное, интенсивное, систематическое развитие интеллектуального потенциала учеников. Как показывают педагогические исследования и убеждает опыт работы педагогов, применение игровых технологий помогает осуществить на практике эти задачи развивающего обучения. Результаты применения игр в обучении младших школьников убеждают в правильности слов П.Ф. Каптерева: "Обучение и игры не враги, – это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга". Игра должна стать для учеников "школой мышления" – школой естественной, радостной и совсем не трудной!
Актуальность
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.
До поступления в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении, к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.
Также актуальность выбранной темы отражена в «Стандартах второго поколения». Из них можно выделить следующее: «Первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста».
«Формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках специфических детских видов деятельности. Психологически оправданным можно считать только такой путь, однако значение детской игры, конструирования и других видов детской деятельности часто недооценивается».
Новизна
Новизной данной темы является то, что методы мотивации стимулирования интереса к учению - дидактическая игра, применяются на уроке математики с использованием компьютерных технологий. Это презентации, методы и приемы для организации самостоятельной работы с использованием интерактивных плакатов, практические методы с использованием компьютерного практикума и программ-тренажеров, компьютерный контроль.
Компьютерные игры расширили возможность предъявления учебной информации. Они позволяют усилить мотивацию учения. Новизна работы с компьютером сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Компьютерные игры позволяют полностью устранить одну из причин отрицательного отношения к учебе- неуспех. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая их в определенную игровую ситуацию. Он позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютерные игры способствуют формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Применение компьютерных технологий делает урок привлекательным и современным. Происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов происходит объективно и своевременно. Компьютерные игры являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх.
Психолого- педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Данная тема рассматривается при работе с учениками в 1 классе. У учащихся данного возраста свои особенности восприятия и освоения учебного материала.
Л.С.Выготский сказал, что «игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте». Поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы- это наиболее адекватный путь включения детей в учебную нагрузку и процесс адаптации к школе. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно. Имеются такие возрастные особенности детей, которые связаны с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания. У детей данного возраста недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра способствует преодолению указанных трудностей, способствует развитию у детей психических процессов. Интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе . Для детей данного возраста характерно уставание при сохранении позы в одном и том же положении длительное время. Поэтому необходима смена видов деятельности, в том числе игровой.
Внимание и запоминание у 6-7 летних детей слабые. Значит, надо вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно. Дети очень эмоциональны и впечатлительны. Воля и сознательность развиты слабо. Дети чрезмерно подвижны, значит, надо давать выход их энергии в физкультминутках. У них повышенная утомляемость- чаще менять виды деятельности.
Цели и задачи.
Цель моей работы – выявление эффективности использования дидактических и компьютерных игр для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, для формирования у учащихся интереса к предмету, побуждение к энергичному, целенаправленному учению.
Задачи, которые были поставлены:
1.Изучить теоретические основы формирования и развития познавательного интереса младших школьников.
2.Выявить особенности использования дидактических игр на уроках математики.
3.Разработать систему дидактических игр, а также заданий с использованием ИКТ, направленных на развитие познавательной активности учащихся.
4.Создать благоприятные условия для адаптации к школе и самореализации детей.
5.Развивать воображение, внимание, память, речь.
6.Развивать творческую активность.
7.Прививать интерес к математике.
Ожидаемые результаты.
Осуществить переход к учебной деятельности при сохранении значимости игровой.
Научиться использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений.
Овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Приобрести необходимые вычислительные навыки.
Научиться применять математические знания и представления для решения учебных задач.
Приобрести начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях.
Уметь объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Проявлять любознательность и интерес к предмету математика.
Содержание.
Рассмотрим основные условия, обеспечивающие интенсивное развитие познавательной активности на уроке математики.
Это систематичность в процессе обучения, четкая последовательность изучаемого материала. Использование разнообразных заданий, в том числе дидактических игр с использованием компьютерных технологий. Осуществление межпредметных связей (развитие речи, связь с окружающим миром). На уроке должна быть всегда комфортная психологическая обстановка. Необходимо создание внутренней мотивации учения каждым учеником. Учителем оказывается индивидуальная конкретная помощь ученику, если это требуется. Сочетание различных видов работы на уроке, его занимательность- все это обеспечивает интенсивное развитие познавательной активности учащихся.
Средствами активизации познавательной деятельности на уроке математики являются:
- дидактические игры;
- уроки-сказки;
- уроки-путешествия;
- математические загадки;
- логические задачи;
- кроссворды;
- головоломки;
- ребусы;
- сказочные задачи;
- задачи в стихах;
- компьютерные задания и игры.
Определим задачи дидактических игр.
Дидактическая игра (игра обучающая)- это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.
1.Игровые технологии развивают познавательные процессы у школьников, закрепляют их знания, умения и навыки.
2.Развивающин игры являются формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса.
3.В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, проводит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения; у детей формируется произвольность таких психических процессов, как внимание и память.
4.Игровые технологии развивают у учеников смекалку, находчивость, сообразительность.
5.Игра стимулирует волевые усилия- организованность, выдержку, умения соблюдать созданные правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Значение дидактических игр очень велико. Оно заключается в следующем:
Формируется устойчивый интерес к учению, снимается напряжение, связанное с процессом адаптации ребенка к школе.
Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным.
Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к математике.
Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Дети в значительной мере учатся самопроверке и взаимопроверке
Разнообразие приемов и форм работы на уроке математики.
Требования к организации дидактических игр.
1)Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными.
2)Материал игры должен быть посилен для всех детей.
3)Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
4)Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
5)Игра должна содержать элемент новизны.
6)Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
Структура дидактической игры.
Структура дидактической игры определяется целью обучения на конкретном уроке.
Цель обучения
Игровой Правила Оборудование Игровые Результат
Замысел игры действия игры
На уроке математики применяются часто игры с использованием компьютерных технологий.
Использование компьютерных технологий дает:
- информационное обеспечение;
- создается мотивация на успех;
- проявляется самостоятельная деятельность учащихся;
- осуществляется контроль за ходом выполнения;
- происходит анализ и корректировка выполненных заданий;
- вопросы по выполненному заданию;
- формулировка учебной задачи, правил и составление алгоритма.
Роль компьютерных технологий на уроке математики.
Развитие умений учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
Овладевание практическими способами работы с информацией.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Индивидуальный подход к учащимся, применение разноуровневых заданий.
Развитие мотивации, познавательных процессов, мышления, воображения, фантазии.
Стимулирование творческой активности учащихся.
Повышение эффективности и качества процесса обучения.
Средство постепенного перехода от игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.
Обеспечивает наглядность и привлекает большое количество наглядного материала.
Повышает объем выполняемой работы.
Расширяет возможность самостоятельной деятельности.
Формирует навык исследовательской деятельности.
Сокращение времени для контроля и проверки знаний учащихся.
Учащиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Положительные стороны применения ИКТ.
Материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации.
Обучающиеся имеют возможность проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида и тестовых заданий.
Создается ситуация успеха.
Повышение мотивации, стимулирование познавательной и творческой активности.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Повышение эффективности и качества процесса обучения.
Расширяются возможности самостоятельной деятельности.
Обоснование используемых в образовательном процессе технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Игры и занимательные задания по разделам программы 1 классе.
По характеру познавательной деятельности можно выделить:
1.Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. ( С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу).
2.Игры, требующие от детей воспроизводящей деятельности. (Игры, направленные на формирование навыков сложения и вычитания).
3.Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. (С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним. Игры развивающие навыки контроля и самоконтроля).
4.Игры, в которых включены элементы поиска и творчества.
Организация деятельности в игре.
Деятельность на уроке в процессе игры может быть организована разными способами.
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- коллективная работа;
-групповая работа;
- работа в парах;
- работа с ИКТ.
Использование разнообразных методов обучения при применении игр.
При применении игр на уроке математика используются разнообразные методы обучения.
Использование игр на разных этапах урока.
Дидактические и компьютерные игры используются на разных этапах урока в зависимости от дидактической цели.
1.При проверке домашнего задания.
(Игры-соревнования).
2.При объяснении нового материала.
(Игры содержат существенные признаки изучаемой темы, игры-презентации).
3.При закреплении нового материала.
(Игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов).
4.При обобщении знаний.
(Уроки в форме путешествий, уроки- сказки, экскурсии с элементами игры).
5.При контроле знаний.
(Игры на самостоятельное выполнение, компьютерные игры и задания).
Усвоение учебного материала с помощью дидактических приемов и игр.
Рассмотрим процесс усвоения учебного материала детьми при использовании игр на уроке.
Занимательный материал вызывает
Интерес
Способствует познавательной активности
Осуществляется восприятие учебного материала
В итоге происходит осмысленное усвоение и запоминание
В процессе игры происходит развитие у учащихся:
-наблюдательности;
-способности определять свойства предметов;
-логического мышления, памяти, внимания;
-выявления существенны признаков;
-наблюдательности.
Дифференциация игровой деятельности на уроке математики.
Игровую деятельность на уроке можно дифференцировать.
По уровню трудности
1.Игра с базовым заданием.
2.Игра с заданием более высокого уровня трудности.
По объему
1.Игра с основным заданием.
2.Игра с дополнительным заданием к основному.
По уровню творчества
1.Игра с репродуктивным заданием.
2.Игра с творческим заданием.
Результативность
Применение дидактических игр на уроке математике развивает познавательную активность детей, а именно:
-повышается уровень логического мышления;
-развивает положительную мотивацию к учебной деятельности;
-развивает активность, пытливость, любознательность;
-осознанно проявляется интерес к изучению математики.
Уровень развития познавательной активности учащихся можно рассмотреть на диаграмме
Результаты анкетирования детей.
Вопрос: На каком уроке вам больше всего нравится работать с компьютером?
Таким образом, в заключении работы можно сделать вывод:
« Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития».
Ш.А.Амонашвили
«В школу-с шести лет».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Александровская Э.М. Социально–психологические критерии адаптации к школе. // Школа и психическое здоровье учащихся. – М.,1988.
2. Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2003. № 11
3. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе ./ Вопросы психологии.- 1984.- № 5.- С.36-40.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Архипенко К.Д. Игра в учебной деятельности младших школьников. // Начальная школа, 1989. - номер 4 - с.32-36.
6. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопрос психологии. – 1993. – №3.
7.Волкова С.И. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1классе. - Минск, 1987.
8.Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей у детей на уроках математики. - М., 1994.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1991.
10. Выготский Л.С. Психология познания. – М.: Просвещение, 1977. .
11. Глушкова Р.М. Игра в учебном процессе. // Начальная школа, 1986 - номер 7 - с.35-39.
. 12. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры// Информатика и образование. – 1994. – №4.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М., 1981.
14. Деменева Н.Н.Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.
15. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1989.
16. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6–7 лет. М., 1996.
17. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.
–М.,1994.
18. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М., 1985.
19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова-2-е изд.-М.: Просвещение, 2010.
20. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.– Ярославль, 1997.
21. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.– М.:Просвещение,1990.
22. Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения . Вопросы психологии.-1984.- № 5.- С.41-43.
23. Кушнерук. Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах . – Минск, 198726.
24. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя . – М.: Просвещение, 1983.
25. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности./Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С.5-17. 27.. 26.Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987
27. Миронова Р.М. Игра в развитии ребенка. - Минск, 1989
28.. Никитин Б.П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985.
29. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике – М.:Просвещение,1996.
30. Подластый И.П. Педагогика начальной школы – М.:Просвещение, 2001.
31. Попова В.И. Игра помогает учиться [Текст]/В.И. Попова //Начальная школа.- 1987.- №2. –С.26.
32. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М.:Просвещение,1990. – 462 с.
33.Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000, №8 – 352 с.
34.Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками // Начальная школа плюс До и После. 2003. №8 – 80 с.
35. Сухомлинский В.А. О воспитании – М.:Просвещение,1985. .
36. Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе .// Начальная школа. 2002.– №10. – С.27.
37. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль: Академия развития, 1997
38. .Черенкова Е. Ф.Учим ребенка считать. Пособие для родителей.- М.: Издательство «ДОМ.21 век», 2007.
39. ЧилинроваЛ. Играя, учимся. – М.:Просвещение,1993.
40.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся . М.: Педагогика, 1988.
41. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста. – М., 1988.
42. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
Практические материалы (Приложения 1, 2, 3,4).
Объяснительно-
иллюстративный
метод
Репродуктивный
метод
Частично
поисковый
метод
Слушают,
воспринимают,
осознают,запоминают,
сообщают знания
Организация игр
по неоднократному
воспроизведению
полученных знаний
или способов
деятельности
Преобразование предметов, рисунков, моделей, перевод информации на язык математики. Словесное описание закономерностей, формулирование правил, свойств, алгоритма действий
Рисунок 115