Дидактические игры и игровые приёмы на уроках русского языка в начальных классах.


Дидактические игры и игровые приёмы на уроках русского    языка  в начальных классах
I. Как сделать урок русского языка интересным. занимательным и    любимым предметом для ребёнка? Одним из наиболее действенных средств. способных вызвать интерес к занятиям русскому языку. является дидактическая игра. Цель игры: пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра, наряду с учением, занимает важное место в развитии ребёнка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
   Ведь то, что игра- это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями. активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
   На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность, Я  задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу. что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приёмы. которые я применяю на своих уроках.
ИГРЫ.
1." Выбери три слова ". ( Её можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учётом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.2-й набор: подъезд. склад, ворона, град, съёмка, клад. ворота, подъём ,  воробей.
двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
2.Игра"Почтальон".
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас. развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздаёт группе детей ( по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют. куда их пригласили: огород,парк, море, школа, столовая, зоопарк
гря-ки      доро-ки     пло-цы      кни-ки     хле-цы    кле-ка
кали-ка     берё-ки     фла-ки     обло-ки     пиро-ки   марты-ка
реди-ка     ду-ки        ло-ки       тетра-ки      сли-ки    тра-каморко-ка    ли-ки       остро-ки   промока-ка  голу-цы  решё-ка
Задания:
Объяснить орфограммы. подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
3.Игра " Шифровальщики".
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико- фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза. понимание смысло- различительной функции звука и буквы. обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой- отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложение жыил  ански  къоинк лыжи  санки  коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например: 
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, ёнкл, роамкша ( роза, астра, клён, ромашка).
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ.
1. Найди лишнее слово.
Цель:  развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных
МАК   РОМАШКА   РОЗА  ЛУК  
КОШКА  СОБАКА   ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЁЗА   ДУБ    МАЛИНА   ОСИНА
КОРОВА   ЛИСА   ВОЛК   МЕДВЕДЬ
Задания:
Подчеркни "лишнее" слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
а) Заменить словосочетания одним словом
- промежуток времени в 60 минут;
- военнослужащий, стоящий на посту;
- ребёнок, любящий сладкое;
- очень смешной фильм, и т.д.
б) Распредели слова на две группы.
в) Найди родственные слова. Выдели корень.
 г) Закончи предложения:
    У Ромы и Жоры есть__________.
    Однажды они пошли __________.
    Вдруг из кустов ________.
    Потом ребята долго вспоминали как _________.
д) Составь рассказ по опорным словам:
   зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в том . что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова. развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё в  том. что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока.